Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Тема занятия: "Звуки [с] и [ш]"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте в старшей группе
Тема занятия: «Звуки [с] и [ш]»
Задачи:
- Учить детей различать звуки - на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.
- Развивать фонематический слух у детей.
- Расширять и активизировать словарь детей.
- Формировать интерес к русскому народному творчеству.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
Словарная работа: звук, слово; Семен, Тит, Федул, картуз, платок, калина, землица, клюква, ягоды, щегол, сено косить, губы надул, прожег, размешиваем, нажимаем, пересыпаем.
Индивидуальная работа: Продолжать работу по различению звуков на слух и отчетливому их произношению. Развивать интонационную выразительность, правильный темп речи.
Предварительная работа: Уточнение произношения имеющегося звука - , упражнения на звукопроизношение, на развитие фонематического восприятия: «Что я слышу?», «Узнай звук», «Разные звуки», на выработку четкой дикции. Заучивание потешек, загадок, «гимнастики для пальчиков».
Материал: Воздушный шарик, мешочек, ширма, стакан с чаем, ложка, две мисочки, стакан сухого гороха, лист бумаги, аудиозапись, игрушки: лиса, кошка, собака, лягушка, петушок, сова, картуз, платок (шаль), мешочек с воздушными шарами, чистый альбомный лист с надписью «Шурик».
Ход занятия - Ребята, я хочу вам рассказать одну историю, которая приключилась со мной сегодня. Сижу я утром в детском саду, жду вас. Вдруг в открытое окно влетает необыкновенный гость. А прилетел он к нам потому, что хочет с вами познакомиться.
- А у вас есть желание с ним познакомиться?
- Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать ее и узнать нашего гостя.
Сегодня все ликует,
В руках у детворы,
От радости танцуют
Воздушные … (шары).
(воспитатель приносит шарик)
Шарик (аудиозапись) – Я шарик Шурик. Я по свету летаю, разные звуки собираю. Хочу с вами, ребята, подружиться. Назовите по одному любому звуку, а я соберу их в свой мешочек (дети произносят звуки).
Шарик (аудиозапись) – Какие вы, молодцы! Все эти звуки я собрал в свой мешочек. А бывает еще другие неречевые звуки. Попробуйте угадать.
Дидактическая игра «Узнай звуки»
(воспитатель за ширмой выставляет предметы: стакан с чаем и сахаром, ложечка, две мисочки, стакан с сухим горохом, резиновая игрушка).
- Кто-нибудь из вас догадался как получается этот звук?
- Проверим, угадали ли вы?
- Ребята, звуки мы слышим, а буквы мы видим и можем написать.
- Кто может прочитать, что здесь написано?
- Правильно, здесь написано его имя, Шурик.
- Скажите, в слове шарик, какой первый звук?
- А в слове Шурик?
- Назовите Шурику какие вы знаете имена со звуком (Саша, Маша, Миша).
- Кто вспомнит как шелестят листья на деревьях? (протяжно произносят звук ).
- Как работает насос? (протяжно произносят звук .
Дидактическая игра «Узнай звук» (с листом)
- Когда я произнесу звук - поднимите руку.
- Когда звук - хлопайте в ладоши.
- Шарик говорит, что вы хорошо различаете звуки.
- Кто хочет загадать загадку про эти игрушки? (лиса, собака, кошка, петушок, лягушка, сова).
- А как ты догадался, что это (лиса, собака, кошка и т.д.)?
- Шарик любит играть с игрушками, где есть звук . Давайте поможем Шурику выбрать игрушки. (Дети выбирают игрушки со звуком : кошка, петушок, лягушка).
- Шурик говорит всем спасибо за помощь.
- Предлагаю отдохнуть и поиграть с пальчиками, научить Шурика.
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
«Музыканты» «Кошка и собаки»
Я на дудочке играю, Вышла кошечка гулять,
Саша на гармошке Хвостиком играет.
Петр на балалайке, Ей на встречу из ворот
А Илья на ложках. Собаки выбегают.
Ребята, давайте вспомним потешку «Как у нашего кота».
Потешка:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котеньки усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
- Назовите слова из потешки, в которых есть звук ? (усы, красы, смелые).
- А теперь слова, в которых есть звук ? (нашего, шубка, хороша).
- Шурик говорит, что вы самые внимательные дети, так как назвали все слова.
- Ребята, Шурик предлагает поиграть в новую игру «Закончи шутку». Я буду говорить начало, а вы придумаете продолжение.
Са-са-са-… (в лесу живет лиса).
Со-со-со-… (у Сони колесо).
Су-су-су-… (в лесу видели осу).
А кто заметил, какой звук часто встречался в этих чистоговорках?
Ша-ша-ша- … (Саша моет малыша).
А в этой чистоговорке?
- Молодцы, хорошо произносите звуки , а чтоб лучше это у вас получилось, произнесите скороговорку: Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.
- Шурику понравились ваши шутки и скороговорка. Он собрал их в свой мешочек.
- Давайте покажем Шурику, какие мы артисты (сценки по потешкам).
*** ***
- Что делаешь? - Тит, иди молотить.
- Ничего. - Живот болит.
- А он что? - Тит, иди кашу есть.
- Мне помогает. - А где моя большая.
***
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Велика ли дыра?
- Один ворот остался.
***
- Куда идете, детушки? - Уж не клюква ли, детушки?
- По ягоды, бабушка. - Нет, повыше, бабушка.
- Где же ягоды, детушки? - Не калина ли, детушки?
- Над землицей, бабушка. - Угадала, бабушка.
***
- Куда, Семен, едешь? - На что тебе коровы?
- Сено косить. - Молоко доить.
- На что тебе сено? - На что тебе молоко?
- Коров кормить. - Вас, детки, поить.
- Шурик говорит, что вы настоящие артисты.
- Шурик (аудиозапись) – Я сегодня узнал и увидел много интересного.
Можно я всегда к вам буду прилетать? А на память от меня вам эти воздушные шары.
- Ребята, давайте попросим Шурика остаться в группе на один день.
- Посмотрите, он кивает головой, значит он согласен.
Шубина Ольга Рюриковна, воспитатель МБОУ НШ «Перспектива"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»
Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....