Нод по грамоте в старшей группе "Предложение"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
В 6-7 лет группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_-_predlozhenie.docx | 21.51 КБ |
2_-_sostavlenie_predlozheniy.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Первое занятие
Ц – подвести детей к пониманию того, что мысли выражают словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех слов.
Пособия. Игрушки: Шустрик - собачка кукла, мишка, ведро, дудка, обруч и др., иллюстрации к игре «Пары слов», иллюстрации для составления предложений, фишки, смайлики с эмоциями.
Ход.
- Ребята, к нам сегодня в гости пришел Шустрик и принес игрушки. Давайте назовем их (дети выполняют задание воспитателя). Ребята, название игрушек – слова. Давайте назовем предметы, находящиеся в комнате (дети выполняют задание воспитателя). Оказывается, все предметы, которые вы мне назвали – это тоже слова. Все, что мы видим, можно назвать словами.
Игра «Подскажи слово»
Шустрик когда-то знал очень много стихотворений. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Подскажите Шустрику эти слова:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался …
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке…
Все равно его не брошу,
Потому что он …
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится …
- Вот сколько слов вы подсказали и все слова в стихах нашлись. Вы хорошо знаете стихи Агнии Барто. А сумеете ли подсказать слова из стихотворений К.И. Чуковского? Если не догадаетесь, будем думать вместе. Попробуем:
Жил на свете человек –
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной …
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные …
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
И гуляли без забот
Скрюченные …
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она, Сидя у…
Игра «Пары слов»
- Ребята, сейчас я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните его «пару».
Кошка – молоко
Мальчик – машина
Стол – пирог
Тетрадь – карандаш
Школа – ученик
Поезд - вокзал
Кастрюля - суп
Книга – сказка
Бабочка - цветы
Ведро – вода
- Сейчас отдохнем и поиграем.
Игра «Бывает – не бывает» (Физкультминутка)
- Становитесь в кружок. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает – стойте на месте, если такого не бывает – приседайте.
- Волк бродит по лесу
- Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится.
- Кошка по крыше гуляет.
- Собака по крыше гуляет.
- Лодка по небу плывет.
- Девочка рисует домик.
- Домик рисует девочку.
- Мышка любит сыр.
- Кот купил колбасу.
- Рыбка лежит на сковороде.
- У курицы две ноги.
- У слона четыре ноги.
- Ночью бывает радуга.
- Дедушка учится в школе.
- Козел дает молоко.
- Ночью идет дождь.
- Присаживайтесь на свои места. Ребята, Шустрик принес с собой вот эту иллюстрацию. Скажите, что на ней изображено? Что делает девочка? (Девочка танцует).
- Этот ответ называется предложением. Предложения могут состоять как из одного слова, так и из двух, трех слов и более. Давайте сейчас с вами составим предложения по картинкам. В начале скажите кто изображен на картинке, а потом скажите, что он делает. (Дети выполняют задание).
- Ребята, а из чего состоит предложение?
- Правильно из слов мы составляем предложения. Ребята, я на занятиях при составлении предложений мы будем использовать вот эти фишки. Если предложение будет состоять и одного слова, то мы будем с вами выкладывать одну фишку, если из двух, то…, а если из трет, то выложим … Молодцы вы все поняли. Сколько слов в каждом предложении – столько и фишек.
- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть предложение, вы будете внимательно слушать и считать, сколько слов в предложении. Затем вы должны выложить столько фишек, сколько слов в предложении.
Предложения:
- Мяч.
- Мяч упал.
- Мальчик поднял мяч.
- Петушок поет песню.
- Идет дождь.
- Молодцы, вы справились с этим заданием. Теперь попробуем поиграть наоборот. Я буду на доске выкладывать фишки, а вы будете придумывать предложения Дети выполняют задания).
- Ребята, скажите, с чем сегодня на занятии мы с вами познакомились? (Со словом и с предложением).
- Что мы учились делать? (Составлять предложения).
- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов).
- Ребята, сейчас покажите смайлики, чтобы я увидела, понравилось ли вам сегодня на занятии.
- Я очень рада, что все ваши смайлики улыбаются, значит, вам всем понравилось сегодня заниматься и играть со мной.
Литература:
- Беженова М.А. Веселая грамаматика. – Д.: Сталкер, 1998. – 336с.
- Воскресенская А.И. Грамота в детском саду. – Просвещение, 1965. – 76с.
Предварительный просмотр:
Второе занятие
Ц – упражнять детей в составлении предложений и делении их на слова.
Пособия. Иллюстрации для составления предложений, фишки, смайлики с эмоциями, картинки к игре «Узнай слово», иллюстрация «Дети гуляют».
Ход.
- На прошлом занятии мы собирали с вами слова. Какие это были слова? (Слова, которые называли предмет)
- Вспомним эти слова… (Дети по очереди называют слова, кладут фишку в коробку. Каждому предоставляется возможность назвать слова, еще ни кем не названные).
- Ребята, есть слова, которые являются признаками предмета, т.е. слова, которые описывают этот предмет. Например, на этой иллюстрации нарисован стул. Какой он? (Деревянный, большой,..). Эти слова и есть признаки предмета. Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Узнай слово».
- Я буду называть признаки какого-нибудь предмета, а вы догадаетесь, о чем я говорю.
- Круглый, большой, резиновый, легкий… (Мяч)
- Темная, большая, низкая, дождевая… (Туча)
- Холодная, чистая, прозрачная, быстрая… (Вода, река)
- Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное… (Небо)
- Белый, пушистый, холодный, скрипучий… (Снег)
- Добрая, родная, ласковая, дорогая… (Мама)
- Теперь поиграем наоборот: я показываю предмет, а вы называете его признаки.
- Яблоко какое? (Вкусное, сладкое, спелое, сочное, красное и т.д.)
- Платье какое? (Новое, нарядное, дорогое, модное…)
- Цветы какие? (Яркие, полевые, пестрые, большие…)
- Малина какая? (Вкусная, малиновая, сладкая, мягкая…)
- Какая бывает погода? (Солнечная, теплая, безветренная, морозная и т.д.)
Игра «Говори наоборот»
- Я буду говорить слово – «признак», а вы тоже называете, но наоборот, например:
большой – маленький
толстый – тонкий
черный – белый
горячий – холодный
пустой – полный
легкий – тяжелый
чистый – грязный
больной – здоровый
ленивый – трудолюбивый
храбрый – трусливый
послушный – балованный
богатый – бедный
сильный – слабый
веселый – грустный
красивый – безобразный
широкий – узкий
высокий – низкий
твердый – мягкий
гладкий – шершавый
кислый – сладкий
детский – взрослый
добрый – злой
- Молодцы! Вот сколько слов вы назвали. Ребята, а сейчас предлагаю выйти из-за столов и поиграть еще в одну игру «Путаница». Я буду вас путать, если вы согласны с моим утверждением, то хлопайте в ладоши, а если – не согласны, то топайте.
Пингвины – жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в пустыне,
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Колючий лев в траве таится,
Могучий еж не знает страха,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада…
- Ребята, на прошлом занятии мы учились составлять предложения. Давайте вспомним, из чего состоит предложение? (Из слов).
- Запомните, ребята, что слова бывают разными. Назовите длинные слова. (Ответ детей: конструктор, телевидение,…).
- Теперь назовите короткие слова. (Ответ детей: сон, лук, нос,…).
- Какими можно назвать слова: гром, гроза, тигр? (Ответ детей: громкими).
- Назовите тихие слова. (Ответ детей: шелест, шепот, тишина).
- А какие вы знаете звонкие слова? (Ответ детей: жаворонок, зайчик, жизнь,…).
- Какими ласковыми словами вас называют ваши близкие? (Ответ детей: солнышко, кошечка, доченька, сыночек,…).
- Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово зеленое – ель,
Есть слово упрямое – цель.
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех…
- Давайте придумаем предложение по этой картинке, состоящее из двух слов, из трех слов.
Выставляем слова – фишки.
- Что делают дети? (Дети играют)
«Дети» - выставляют одну фишку
«играют» - кладут рядом другую фишку.
Далее воспитатель говорит предложения, а дети выкладывают фишки:
- Идет дождь.
- Идет сильный дождь.
- Птичка свила гнездо.
- Холодно.
- Прибежал пес.
- Брат читает.
- Мама готовит ужин.
- Рома пил молоко.
- Папа удил рыбу.
- Теперь я буду выкладывать фишки, а вы будете придумывать предложения. (Дети выполняют задание).
- Ребята, давайте сейчас вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? (Учились составлять предложения из слов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в старшей группе на тему: «Веселая грамота»
конспект НОД...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"
Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...
Итоговое занятие по бучению грамоте в старшей группе Праздник Грамоты
Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух тверд...
Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»
Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"
Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...