"Дифференциация звуков Р - Л"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Савина Наталья Александровна

Цель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по подготовке детей  к  обучению  грамоте

 ( старшая  группа)

Цель: Продолжать знакомить детей со звуками Р, Р, Л, Л, учить сопоставлять их, находить          

            сходство и различие, выделять эти звуки в словах.

            Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

            Упражнять в чтении слогов с буквами Р и Л, назывании слов с данными слогами.

            Учить самостоятельно составлять предложения, определять количество слов в нём.

            Продолжать знакомить со схемой предложения.

            Учить выделять из фона знакомые буквы Р и Л, закрашивать их.

            Развивать внимание, фонематический слух.

Материал: куклы Буратино и Мальвина, буквы Р и Л, «коврики» с цветными кружками (красные

                     и голубые), картинки на тему «Полезные продукты», карточки-схемы для

                     определения места звука в слове, цветные полоски для составления схемы

                     предложения, листы с заданием, карандаши синего цвета, ноутбук (слоги, картинки).

Ход занятия:

В: - Ребята, вы любите сказки? А кто ваш любимый сказочный герой?

     - Я сегодня к нам в гости пригласила Буратино, но его почему-то нет. Пойду поищу…

Воспитатель выходит, затем возвращается – вносит куклу Буратино.

Б: - Здравствуйте, ребята! Чем вы здесь занимаетесь? Я очень хочу научиться читать. Мы с

       Мальвиной тоже учим буквы и звуки. У меня даже есть любимый звук. Угадайте, какой.

Буратино произносит чистоговорку:

Ра-ра-ра- настала зимняя пора.

Дети произносят чистоговорку громко и шёпотом, выделяют звук Р, Буратино показывает букву Р

Б: - А у Мальвины другой любимый звук. Вот послушайте:

Ло-ло-ло- есть у белочки дупло.

Буратино показывает букву Л.

Б: - Ребята, что вы видите перед собой – буквы или звуки? Помогите мне разобраться, чем

       отличаются буквы и звуки.

Дети объясняют.

Б: - А ещё Мальвина говорила, что все звуки делятся на какие-то группы, а я забыл, какие они

       бывают…   (гласные и согласные, твёрдые и мягкие)

Б: - Ребята, скажите, а что общего у звуков Р и Л? ( они оба согласные, могут быть твёрдыми и 

       мягкими, произносятся при помощи язычка).

     - А чем они отличаются? ( язычок в разных позициях: при призношении звука Р он

      поднимается кверху и дрожит, а звука Л – крепко прижимается к верхним зубкам).

Появляется кукла – Мальвина.

М: - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Буратино! Что ты здесь делаешь?

Б: -  Я с ребятами учу звуки и буквы Р и Л.

М: - А я знаю очень интересную игру с этими звуками. Ребята, вы хотите поиграть?

Дети садятся за столы. Проводится игра «Укрась коврик».

М: - Украшать коврик мы будем при помощи цветных кружочков, начиная с верхней строки слева

        направо. Я буду называть вам слова, а вы, если услышите в слове звук Р, положите на коврик

        красный кружок, а если звук Л – голубой кружок.  

По окончании игры проверяется правильность выполнения задания.

М: - Что-то Буратино заскучал. Буратино, о чём ты задумался?

Б: -  Я забыл, что получается, когда два звука соединяются вместе…

Включается ноутбук. Дети подходят к Буратино, читают слоги с буквами Р и Л, придумывают слова с ними, рассматривают картинки.

Б: - Я совсем устал! Наверное пора отдохнуть…

Физминутка.

Буратино загадывает детям загадки, а дети отгадывают их и показывают отгадки при помощи жестов, мимики, движений, выполняют зарядку с Буратино:

     Буратино потянулся

               Раз нагнулся, два нагнулся,

           Руки в стороны развёл –

            Ключик так и не нашёл…

                    Чтобы ключик нам достать,

            Надо на носочки встать.

Б: - Что-то я проголодался! Сейчас бы чипсов поесть, Кока-колы попить…

М: - Буратино, разве ты не знаешь, что всё это очень вредно для здоровья?

        Пойдём с нами, мы с ребятами расскажем тебе о продуктах, которые приносят пользу.

Дети с Мальвиной подходят к выставке картинок «Полезные продукты». Мальвина предлагает детям выбрать продукты, в названии которых есть звуки Р,Р или Л,Л, при этом мальчики должны назвать продукты со звуком Р, а девочки – со звуком Л.

Дети находят и называют слова, Мальвина уточняет, где находится выделенный звук в слове –

в начале, в середине или в конце.

Б: - Спасибо вам, ребята, я всё понял. Буду есть только полезные продукты.

       А Мальвина, хоть и бывает вредной, но всё равно она самая красивая и умная девочка на

       свете. Сейчас мне очень хочется сделать ей комплимент! Помогите мне придумать

       предложения со словом «Мальвина», так, чтобы ей понравилось.

Дети называют предложения, определяют количество слов в них, Буратино на доске составляет схемы этих предложений, закрепляет понятия : заглавная буква в начале и точка в конце предложения.

М: - Спасибо, Буратино, и вам, ребята! Я очень люблю комплименты!

        Ну, а тебе, Буратино, понравилось сегодня играть с ребятами? А с какими буквами ты

        сегодня познакомился?

Б: -  Забыл…

М: - Ребята, напомните Буратино эти буквы. А чтобы он их больше не забывал, я предлагаю вам

        найти и раскрасить эти буквы на волшебных листочках и подарить Буратино.

Дети выполняют задание. Мальвина и Буратино благодарят ребят, прощаются и уходят.

Возвращается воспитатель.

В: - Ребята, я нигде не нашла Буратино. Он к вам сюда не заходил?

       Чем вы с ним занимались? Какие задания, игры вам понравились?

       Что было самым интересным? Самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...