Формирование фонематических функций у детей старшей группы. «Путешествие Муравьишки».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Вера Михайловна Смирнова

Цель: Развитие фонематических функций.

Задачи:

Образовательные: 1) Обобщить представления детей о многообразии растений и насекомых.

2) Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.

Развивающие: 1) Закреплять умение различать звуки.

2) Развивать умение слышать звуки в словах.

3) Закреплять умение делить слова на слоги.

4) Закреплять навык различения звуков з-ж.

Воспитательные: 1) Воспитывать умение договариваться и работать сообща в парах.

2) Воспитывать сопереживание, желание помочь.

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: муравейник, муравей, картинки, картина «Сосновый бор», голоса птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_muravishki.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №34 «Лукоморье», корпус «Золушка».

Итоговое занятие в старшей группе

«Путешествие Муравьишки»

Автор: Смирнова. В.М.

Воспитатель

Чайковский, 2015г.

Итоговое занятие в старшей группе.

Тема: Формирование фонематических функций у детей старшей группы.

«Путешествие Муравьишки».

Цель: Развитие фонематических функций.

Задачи:

Образовательные: 1) Обобщить представления детей о многообразии растений и насекомых.

2) Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.

Развивающие: 1) Закреплять умение различать звуки.

2) Развивать умение слышать звуки в словах.

3) Закреплять умение делить слова на слоги.

4) Закреплять навык различения звуков з-ж.

Воспитательные: 1) Воспитывать умение договариваться и работать сообща в парах.

2) Воспитывать сопереживание, желание помочь.

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: муравейник, муравей, картинки, картина «Сосновый бор», голоса птиц.

«Путешествие Муравьишки».

Воспитатель: Какое время года сейчас?

Дети: Весна.

Воспитатель: Перечислите, пожалуйста, приметы весны.

(дети перечисляют).

Воспитатель: Проснулись насекомые. Послушайте загадку:

В городочке у пня – суета, беготня,

Тут народец рабочий снуёт и хлопочет.

Что же это за городочек?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: Кто же живёт в муравейнике? Как вы понимаете слова: снуёт, хлопочет? Как мы называем муравьишек?

Дети: Муравьи - труженики они санитары леса.

(подойти к муравейнику)

Слышится плач.

Муравей: Я нёс большую веточку и вдруг подул сильный ветер, и меня унесло далеко – далеко от моего родного домика. Помогите мне ребята, вернуться домой.

Воспитатель: Не плачь муравей. Ребята, давайте поможем Муравьишке. Но для этого нам нужно преодолеть препятствия. Вы готовы?

(Дети соглашаются)

Отправляемся, идём по лесу. Остановились ,послушаем «Голоса птиц».

Воспитатель: Ребята, вокруг растут только сосны. Как называется лес, где растут только одни сосны?

Дети: Сосновый бор.

Воспитатель: Ой, меня кто-то укусил! Кто же может укусить человека в лесу? (комар). Как звенят комары?

Дети: З-з-з-з.

Отогнали комаров, и пошли дальше, вышли на полянку. Какая красивая поляна. (все любуются).

На поляне увидели жуков. Жуки летают, жужжат. Как жужжат жуки?

Дети: ж-ж-ж.

Воспитатель: Что и кого вы увидели на поляне? На поляне растут растения, цветы, можно увидеть насекомых, которые рады встрече с вами.

Ребята, у нас преграда. Растёт растение, которое не пропускает нас. Как называется это растение? (крапива). Чтобы она нас не ужалила , нужно выполнить задание.

Перед вами картинки: насекомых, растений. Вам предстоит образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука.

(развитие навыков звукового анализа слова).

Работать будете в парах.

1.жук                                                                                                                    

2.клоп

3.подорожник

4.клевер

5.ромашка

6.одуванчик

7.кузнечик

8.короед

9.тысячелистник

10.колокольчик

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились. Будьте внимательны, летают пчёлы, шмели. Чтобы они нас не ужалили, нам предстоит поместить насекомых к тому цветку, у которого столько же слогов.

(дифференциация слогов)

1. Мак: жук, клоп, клещ, шмель, моль.

2. Лютик: муха, оса, комар, пчела, паук, овод, бражник.

3. Василёк: богомол, светлячок, короед, бабочка, таракан, стрекоза, кузнечик, муравей саранча.

4. Колокольчик: гусеница, жужелица.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились!

Присядьте на полянку. Послушайте загадку.

Наткёт, наплетёт, сядет и добычу жуёт (жук)

Восьмирукий старичок

Сплёл уютный гамачок

И сидит в уголке,

Держит ниточку в руке.

(картинка паука)

Воспитатель: Нас не пропускает паутина, которую сплёл паук. Поэтому приготовьтесь выполнить следующее задание.

Давайте выполнил звуковой анализ слова «паук». Выполнять будем на « пенёчках»

(выкладывание графической схемы)

Воспитатель: Какие же вы молодцы! И паутина нам не преграда , когда друзья рядом!

На такой чудесной поляне давайте поиграем в игру « Узнай по голосу!»

Ход игры: Дети, держась за руки, идут по кругу. Водящий с завязанными глазами ходит в середине круга.

Ты, Алёша, не спеши!

Кто позвал тебя, скажи!

Ребёнок, к которому прикоснётся взрослый, должен назвать имя водящего, а водящий  должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становиться водящим.

Воспитатель: У Муравьишки есть враги: муравьеловка-птица, медведь, муравьед, кроты, дятел. Они двигаются в сторону домика нашего друга. Надо помочь. Давайте составим предложение по заданной схеме.

Анализ предложения:

1. Подними цифру соответствующую количеству слов в предложении.

2. Прочитай 2-ое слово.

3.Каким по счёту стоит слово?

4. Что ставится в конце предложения?

Муравьишка бежит к своему домику- муравейнику. Благодарит всех .Вы настоящие друзья, никаких преград не побоялись.

Итог :

1. Кому было интересно и легко, возьмите зелёную бабочку.

2.Кому было интересно и немного сложно, возьмите жёлтую бабочку.

3.Кому было не интересно и сложно – красную бабочку.

Посмотрите, у нас все зелёные бабочки. Было всем интересно и легко.

Молодцы, ребята!

(Если есть жёлтые и красные бабочки, спросить у детей, что было трудно, подбодрить.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры для формирования фонематических функций у детей среднего дошкольного возраста ( 4 года) с диагнозом ОНР.

Содержание:Игры  на определение длинных и коротких слов.Игры - лабиринты . Закрепление материала.Игры "Какое слово не подходит."Игры "Отгадай - ка!" отгадывание загадок.Определение места звука в ...

Работа по формированию фонематических представлений у детй старшей группы с ОНР

Презентация части работы по фомированию звуко-буквенного анализа у детй старшей группы с ОНР...

Конспект НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на дошкольном логопункте. « Звук П».

Формирование фонематических представлений у дошкольников во время непосредственно образовательой деятельности на логопункте...

Методическая разработка по формированию математических представлений для детей старшей группы "Путешествие в королевство математики".

Цель: закрепление пройденного материала.Закрепить представление детей о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, активизировать и обобщать словарный запас детей....

Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"

Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Путешествие Муравьишки».

Логическое мышление — процесс очень сложный и крайне необходимый для нормального психического, физического и социального развития ребенка. Его роль в жизни детей колоссальна....