Конспект НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на дошкольном логопункте. « Звук П».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Формирование фонематических представлений у дошкольников во время непосредственно образовательой деятельности на логопункте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dlya_starshih_doshkolnikov_na_temu_zvuk_p.docx | 11.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на дошкольном логопункте. « Звук П».
Махова Вера Викторовна , учитель-логопед,
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №39»,
г. Петропавловск-Камчатский
Тема. Звук "П".
Цели:
- Учить четко произносить и давать характеристику звуку "П".
- Учить выделять звук "П" среди согласных звуков из начала слов.
- Учить выполнять звуковой анализ слова "АП".
- Закреплять понятие «согласный звук», познакомить с понятием «глухой согласный звук».
- Закреплять умение изменять существительные в именительном падеже по числам.
- Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
- Укреплять мышцы глаз, развивать общую моторику.
Оборудование: «звуковая дорожка», символы звуков А, О,У, И, Ы, М, П; интерактивная доска ; флипчарт «Паровозик», «Выбери картинку»; указка, зеркала на столах, символ «глухого» звука, символ «твердого» звука, фишка синего цвета, синие сигналы, экран для логопеда, мяч, слайд «Едет паровозик»; ромашки с картинками, синяя «полянка», красные и синие фишки, «окошки», картинки, цветные карандаши, мольберты.
Ход НОД.
№ | содержание | примечания |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Оргмомент. - Ребята, я очень рада встрече с вами. Мы встретились, чтобы узнать много интересного, нового. Но посмотрите, что лежит у нас на пути? (Звуковая дорожка) - Правильно. А это значит, чтобы пройти дальше, нам нужно расставить на ней символы звуков правильно. Я назову слово, а вы должны сказать, какой первый звук в этом слове, найти его символ и положить на дорожку. аист (первый звук в слове - А) - Найди символ этого звука и помести на дорожку. (Слова: облако, игры, улица) - А теперь я назову слово, а вы должны сказать, какой последний звук в этом слове, найти его символ и положить на дорожку. (Слова: шары, дом) - На какие две группы разделились звуки? - Какие звуки называются гласными? - Почему звук "М" называется согласным звуком? Сообщение темы занятия. - Сегодня к нам пришел гость. Но кто он, вы должны догадаться сами. Для этого отгадайте мою загадку. Ем я уголь, пью я воду, -Да, к нам приехал Паровозик из Ромашково. Он узнал, что в нашем саду живут очень дружные ребята и захотел с нами поиграть. Отгадайте, а какой любимый звук у Паровозика? (П) - Давайте все вместе произнесем этот звук. (произносят хором) - А сейчас этот звук будут произносить те ребята, которых я назову. (логопед указкой показывает на символ звука, а дети произносят этот звук по одному и правильно, не озвончая его)
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. - Сядьте на стулья. Возьмите зеркала. Произнесите звук "П". Посмотрите на губы. - Уберите зеркала. Что делают наши губы, когда произносят этот звук? (смыкаются) - Давайте покажем, как смыкаются наши губы. (показывают руками) - Как вы думаете, воздуху легко или трудно проходить через рот, когда мы произносим звук "П"? - А что ему мешает? -Что образуют губы? (преграду) - Давайте проверим, что воздуху действительно трудно проходить через рот, и он встречает преграду. Поставьте ладонь перед губами и еще раз произнесите "П". - Как вы думаете, можно ли петь или тянуть этот звук? - Попробуйте. - Вспомните, если воздух встречает на своем пути преграду, когда мы его произносим, то значит, звук "П" какой? (согласный) - Повторите хором, какой звук "П"? - Повтори, Влад, какой звук "П"? (повторяют все по одному) - Почему звук "П" – согласный? (его нельзя петь и тянуть, губы образуют преграду, воздуху трудно выходить) - А теперь давайте послушаем, звучит ли голосок, когда мы произносим этот звук? (определяют двумя способами) - Ребята, если голос не звучит, когда мы произносим звук, то такой звук называется «глухой» - Повторите хором, что еще узнали про звук "П"? - Повтори, Влад, какой звук "П"? (повторяют все по одному) - Почему звук "П" – глухой? (когда мы его произносим, то голос не звучит) - Посмотрите еще раз в зеркало. Пальчики поставим в уголки губ и еще раз произнесем звук "П". Губы у нас не напрягаются. Звук "П" – твердый. - Повторите, что мы еще узнали о звуке "П". Какой звук "П"? (Произносят все по одному: твердый) - Если звук согласный и твердый, фишкой какого цвета его надо обозначить? (синего) - Фишкой какого цвета будем обозначать согласный твердый звук? (повторяют все дети) - Что мы знаем о звуке "П"? (Звук "П" согласный, твердый, глухой, мы его обозначили синей фишкой) Выделение звука "П" на слух. а) Игра «Сигнальщики» - Паровозик очень рад, что вместе с вами узнал так много нового о своем любимом звуке "П", и он хочет поиграть в игру «Сигнальщики». Поднимайте сигналы только тогда, когда услышите звук "П". (К, М, П, Ш, П, Т, П, П, В, С, П) б) Игра «Поймай звук» - А сейчас хлопайте в ладошки, когда услышите звук "П". ПА, ТА, МА, ПЫ, ЛЫ, КУ, ПУ, ОК, ТО, ПО, ПЭ Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах. Игра «Эхо». - Ехал наш паровозик и устал. Предлагает нам посидеть на полянке и поиграть в игру «Эхо». - Тихо встаньте в круг. Сядьте на колени. Внимательно слушайте, запоминайте, что я скажу. Смотрите на мяч. Кому покатится мяч, должен, как эхо повторить: ПА-ПО-ПУ, ПЫ-ПУ-ПА, ПА-ПЫ-ПУ и т.д.
Произношение звуков в словах. - Ребята, подойдите к доске и встаньте в одну линию - Паровозику надо привести детям картинки, в названиях которых слышится звук "П". Давайте ему поможем. Будем по одному выходить и выбирать нужную картинку. А остальные дети внимательно проверяют, нет ли ошибки. - Но сначала я все эти картинки назову. (пуговицы, пальто, паук, посуда, сок, полотенце, помада) -Какую картинку ты поставил? (Я поставил "пуговицы") -Есть ли в слове звук "П"? Произнеси слово так, чтобы все этот звук услышали. -Какой первый звук в слове «Пуговицы»? - Назовите слова, в которых слышится звук "П". - Что мы узнали о звуке "П"? Игра «Что исчезло?». - А теперь поиграем с паровозиком в игру «Что исчезло»? Когда вы отвернетесь, он спрячет одну картинку. А вам надо узнать, какую и назвать ее так, чтобы все услышали звук "П". Физминутка. - Паровозик очень рад, что вы ему помогли, и он повез картинки в разные города. Проводите глазками паровозик. - А теперь я буду называть один предмет, а вы несколько предметов, и бросать мне мяч. Запоминайте свои слова. (почка, полка, помада, пачка, порошок, палка) Игра «Выбери картинку». - Ехал наш паровозик и попал на ромашковое поле. Но ромашки на нем растут не простые. Вместо желтой серединки у них картинки. Давайте и мы прогуляемся по этому полю и наберем ромашек с картинками, в названии которых слышится звук "П". Идите за мной «паровозиком», я буду картинки называть, а вы должны выбрать только один цветочек. - Сколько цветов насобирали. Давайте положим их на синюю полянку. (Дети произносят название картинки, выделяя звук "П" голосом) - Давайте все вместе назовем цветы на полянке. - Почему наша полянка синего цвета? - Что мы знаем о звуке "П"? Звуковой анализ. - Очень понравилось паровозику играть на полянке. Он даже прыгать научился. А когда прыгал, то радостно кричал «АП!» - А сколько звуков в этом слове? (считают на пальцах) - Возьмите карточку с двумя окошками. - Слушаем, какой первый звук в слове А-А-А-П. - Что знаете о звуке "А"? -Возьмите красную фишку и положите в первое окошко. - Какой второй звук (А-П)? - Что мы о нем знаем? Какой фишкой обозначим? Возьмите синюю фишку и положите во второе окошко. - Покажите звук "А", звук "П". - Прочитайте слово. - Сколько всего звуков в слове "АП"? Сколько гласных? Сколько согласных? - Паровозик решил пошутить и убрал символ звука "А", поставил "О". Какое слово получилось? Прочитайте. -Как из слова "АП" получилось слово "ОП"? Развитие графомоторных навыков. Игра «Обведи картинку». - Паровозику очень понравилось, как вы занимались. Он привез вам картинки. Нужно раскрасить ту картинку, в названии которой слышится звук "П". Итог занятия. - О каком звуке сегодня говорили? Что мы о нем узнали? - Давайте встанем в круг и будем передавать друг другу в ладошку слова, в которых слышится звук "П". | Макет «звуковая дорожка», символы звуков А, О,У, И, Ы, М флипчарт «Паровозик», дети подходят к доске на мольберт выставляется символ звука «П», указка индивидуальные зеркала на столах Выставляются: символ «глухого» звука; символ «твердого» звука ; фишка синего цвета. индивидуальные синие сигналы, экран для логопеда мяч Флипчарт с картинками мяч картинки на ковре синяя «полянка» «окошки», фишки синие и красные, символы звуков А,О,П |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений для детей старшей группы.
Число и цифра 7. Состав числа. Порядковый и количественный счёт....
Работа по формированию фонематических представлений у детй старшей группы с ОНР
Презентация части работы по фомированию звуко-буквенного анализа у детй старшей группы с ОНР...
Формирование фонематических функций у детей старшей группы. «Путешествие Муравьишки».
Цель: Развитие фонематических функций.Задачи:Образовательные: 1) Обобщить представления детей о многообразии растений и насекомых.2) Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматичес...
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей старшей логопедической группы на тему: "Игровая деятельность по математике с использованием цветных палочек Кюизенера".
Вызвать у детей познавательный интерес логическими играми математического содержания....
Формирование фонематического восприятия у детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий
Дифференциация звуков Б - Бь...
Конспект Конспект НОД по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с порядковым счетом»
находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10; вести порядковый счет,...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...