программа дополнительного образования
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Дубинина Людмила Петровна

Программа обучения  чтению детей подготовительной к школе группы "Город букв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gorod_bukv.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Негосударственное Дошкольное Образовательное  Учреждение

Детский сад № 211

Открытого Акционерного Общества

«Российские Железные Дороги»

                                                                           

        

 Программа обучения чтению детей подготовительной группы «Город букв».

Программа предназначена для детей 6- 7 лет.

Срок освоения программы – 1 год.

                                                                    Автор:                                              

                                                                Дубинина Людмила Петровна, воспитатель.

Программа  принята на заседании

педагогического совета НДОУ №211                          

                   протокол  № __  от  __.__.2012г.

Утверждена:

«____»______2012__г.

                                       

Усть- кут, 2012г.

Пояснительная записка

Процесс обучения чтению самый интересный,  трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Вид программы:  программа модифицирована. Опирается на программу «Обучение чтению дошкольников по системе Д.Б. Эльконина.»

В обучении грамоте мы опираемся на принципы, разработанные  детским психологом Д.Б. Элькониным, а  также учитываются  положения общеразвивающей программы «Программа воспитания и обучения в детском саду  под редакцией М. А Васильевой.

Основной целью данной программы является формирование  навыка чтения, формирования слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов).

В подготовительной  к школе группе решаются следующие задачи:

  • дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции,
  • знакомятся со всеми буквами русского алфавита,
  • усваивают некоторые правила орфографии,
  • выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки ,
  • овладевают слоговым и слитным способами чтения.
  • Выполняют игровые задания в печатных тетрадях (подготовка руки к письму, печатание)

В связи с этим основными задачами данной программы являются следующие:

Развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями.

Образовательные – обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Огромное значение придается здесь добуквенному, звуковому периоду обучения. Буква - это знак фонемы. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что обозначается этим знаком. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала сделать два важных открытия: обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Огромную роль в этом процессе играет развитый фонематический слух, сформированный звукобуквенный анализ.
При использовании данной системы обучения грамоте, занятия чтением не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. В программу включены элементы фонетической ритмики (упражнения, сочетающие речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движением). Игры, используемые на занятиях, будут полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания ребенка, что, безусловно, важно для дальнейшего школьного обучения.

Программа адаптирована с учетом основных принципов: 
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей; 
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
 
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)
 
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)
 
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
 
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
 


Режим организации: Занятия проводятся  в группе детей 6-7лет. 1 раз в неделю, продолжительность занятия  30-35 минут.

Состав детской группы: постоянный

Прогнозируемый результат:
В конце года дети должны: 
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит».
 
2. Различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
 
3. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
 
4. 
Плавно читать целыми словами. (обучение детей правильному слоговому чтению)

5. Составлять из букв разрезной азбуки слова, отвечать на вопросы по тексту. 

Содержание программы

  1. ЧЛЕНИЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА СЛОВА.

Дети учатся членить предложения на слова (определять количество слов в предложении), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения

Основной методический прием- составление предложений с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать из чего состоит предложение.

  1. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

В подготовительной группе звуковой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывание слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание следует уделить правильному определению «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий» или «глухой».

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения. Это позволит ребенку ориентироваться в звуковой структуре слова и точно фиксировать в нем ударение.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и- после мягких согласных.

По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки Ч, Щ

Й- всегда мягкие согласные, они не имеют твердой пары, а звуки Ж, Ш

Ц- всегда твердые согласные, они не имеют мягкой пары.

 Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука.

Также звуковой анализ слов является основой ознакомления дошкольников с йотированными гласными.

3. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ И БУКВАМИ Ъ,Ь.

В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы.

Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые вводятся.

Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят, на что она похожа (буква Г- на крючок, буква С- на месяц и т.д.) они знакомятся как с маленькой (строчной), так и большой ,заглавной (прописной) буквой. Узнают правила, что с заглавной буквы начинается слово в том случае, если оно означает имя, фамилию, название города, кличку животного или если это первое слово в предложении. Если написание маленькой и заглавной букв различно, то дети определяют в них сходство и различие.

Этот прием используется с целью лучшего запоминания детьми букв.

Для того, чтобы дети усвоили, что одна буква может обозначать два звука (твердый и мягкий согласный) им дается задание назвать несколько слов сначала с твердым согласным, затем с его мягкой парой. По ходу ознакомления с согласными буквами вводятся некоторые грамматические правила, которые закрепляются при выкладывании предложений.

После того, как дети узнают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, щ) их знакомят с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается выложить два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком (твердым и мягким). Дети узнают так же, что для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак может стоять не только в конце, но и в середине слова.

С разделительной функцией твердого и мягкого знаков следует ознакомить детей только тогда, когда они узнают все буквы алфавита. Разделительная функция мягкого и твердого знаков вводится на сравнении двух слов.

Знакомясь с согласными, дети выкладывают из букв разрезной азбуки предложения. Поэтому они должны усвоить следующие правила: предложение начинается с большой, заглавной буквы, слова в предложении располагаются на расстоянии друг от друга, а буквы в словах выкладываются рядом. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

  1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.

         При обучении чтению детей подготовительной группы выделяются три задачи: обучение словоизменению, формирование слогового чтения, формирование навыка слитного чтения.

Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. Сложность этапа в том, что букв в алфавите меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Начинающий читать ребенок должен быть этому специально обучен: ориентироваться на гласную букву и знать правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков. (дети учатся ориентироваться на гласную букву)

Часто при переходе к чтению дети осуществляя ориентировку на гласную букву называют сначала гласную, а затем слог- это очень полезно.  По мере автоматизации навыка чтения это отомрет само собой.

Чтобы перевести детей от слогового к слитному чтению слова на помощь придет ударение , так как именно оно связывает, организует звуковую оболочку слова в единый образ. Чтобы ударение могло быть использовано в качестве средства, создающего возможность для слитного прочтения слова, необходимо научить детей проставлять ударение в читаемом слоге. При этом ребенок должен пользоваться тем способом, которому обучали его на этапе формирования звукового анализа слов.

Дети обязательно должны прочитывать каждое слово вслух, слушать его звучание, определять ударный гласный. Читать слов надо так, чтобы хорошо был слышен ударный гласный звук. Указать на то, что прежде чем прочитать слово, нужно посмотреть, над какой буквой стоит знак ударения, и читая слово, выделять голосом этот гласный звук.

Затем следует перейти к чтению, где над каждым словом они уже проставили ударение. От занятия к занятию необходимо вводить правило для детей: прежде чем прочесть слово, посмотри на гласную букву, над которой стоит ударение, а читая, выдели голосом этот ударный звук.

В процессе чтения детьми слов с использованием ударения будут и другие качественные изменения: сначала дети читают слова плавно, в замедленном темпе, с выделением ударного слога. При этом слова, с ударением на первом слоге читают легче, чем слова с ударением на втором слоге. Чтение последних проходит на основе послогового произнесения слова с ясно вычлененным ударным слогом. Постепенно чтение слов становится слитным, т.е. дети читают их с выразительным выделением ударного слога.

Со временем на смену чтению слов с выделением ударного слога приходит чтение слов целиком, с подчеркнутым выделением ударного звука.

Последним условием успешного проведения занятий является обязательное четкое, громкое чтение всех детей. Если текст небольшой, он может быть прочитан на занятии два раза. Важно правильно руководить процессом чтения на занятии. В то время, как ребенок читает вслух, остальные дети должны следить за чтением и одновременно с ним читать про себя.

5. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

Словесные игры включены в каждое занятие, даются с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости  от программных задач обучения. Основная цель игр- закрепление знаний, должны быть жестко регламентированы воспитателем. Но нельзя превращать их в скучнейшее дидактическое упражнение. При соблюдении точности и правильности методики должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.

Учебно- тематический план.

№, количество знанятий (часов)

Тема

Задачи

№1, 1ч.

Понятие «слово», «предложение».

Закреплять представление детей о слове, учить составлять предложение из двух слов (схема)

№2, 1ч.

Начало и конец предложения

Учить детей составлять предложения, называть первое слово, второе, последнее

№3, 1ч.

Понятие «Слог»

Знакомить с термином «слог», учить называть слова с заданным слогом

№4, 1ч.

Понятия «звук», «гласный звук»

Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком. Знакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков

№ 5, 1ч.

«Схема звукового состава слова»

Учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять умение называть первый звук в слове, называть слова с заданным звуком

№6, 1ч.

«Звуковой анализ слов»

Продолжить обучение детей звуковому анализу слова, познакомить с тем, что бывают «согласные» звуки, разные- твердые и мягкие

№7, 1ч.

«Звуковой анализ слов»

Продолжить обучение детей звуковому анализу слова, учить различать  гласные, твердые и мягкие согласные звуки

№8, 1ч.

«Звуковой анализ слов»

Познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков, учить называть слова с заданным звуком. Формировать умение различать звонкие и глухие согласные звуки

№9, 1ч.

«Звуковой анализ слов»

Учить дифференцировать гласные, твердые и мягкие, звонкие е глухие согласные звуки, закреплять умение определять место ударения в словах.

№10, 1ч.

«А», «Я»

Познакомить с гласными  буквами «А», «Я», учить составлять предложения о действии. Познакомить с тем, что буква Я может обозначать два звука.

№11,1ч

«О», «Ё»

Знакомство с гласными буквами О, Ё, с тем, что буква Ё может обозначать звук

№12, 1ч.

Буква «Е».

Буква «Э»

Познакомить детей со звуком и буквой «Е», «Э»

№13, 1ч.

Буквы «У»

Буква «Ю»

Формирование у детей стойких представлений о букве «У», научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

Буква «И».

Буква «Ы»

Совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

познакомить дошкольников с буквой «Ы», «И»

№14, 1ч.

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

Сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б»

№15, 1ч.

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

Сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением

№16, 1ч.

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

Научить  дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В»

№17,1ч.

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

Познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф».

№18, 1ч.

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

Обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

№19, 1ч

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

Познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом

№20, 1ч

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

Научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г»

№21, 1ч

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

Сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»

№22, 1ч

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

Познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»

№23, 1ч

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

Сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С»

№24, 1ч

«Звук и буква «Ж»»

Сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

№25, 1ч

«Звук  и буква «Ш»»

«Звук и буква «Щ»»

Сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш», научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

№26, 1ч

«Звук и буква «Ч»»

Научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук

№27, 1ч

«Звук и буква «Ц»»

Познакомить детей со звуком и буквой «Ц»

№28,1ч

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

Обучить дошкольников  синтезу слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р] и [Р']

№29. 1ч

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

Познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н», познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л»

№30,1ч

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

Научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М»

№31, 1ч

«Звук и буква «Й»»

Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

«Звук и буква «Х»».

Познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х»

№32,1ч

«Буквы [Ь] и [Ъ]»

Сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ]

Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь

Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

№33

Обобщающее занятие

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения. Чтение слов и коротких фраз.

Методическое обеспечение программы

В основу программы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.

Формы организации занятий 
1. Фронтальная (работа со всей группой).
 
2. Работа по подгруппам (объединение по два человека и более).
 
3. Индивидуальная.

Нобходимым условием успешного обучения дошкольников грамоте является использование различного рода наглядных пособий, дидактического материала, игрушек. Так же это книги, содержащие методические приемы обучения основам грамоты, адресованные непосредственно педагогам: «Игры и упражнения на развитие фонетико- фонематического слуха у дошкольников» (автор Н. В. Дурова), методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте» (по методикам  Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой.

Практические материалы и игровые задания на усвоение и закрепление учебного содержания по основам грамоты для занятий с детьми (рабочая тетрадь), дидактические материалы Н. В. Дуровой «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «Читаем сами», «Упражнения на проверку и закрепление знаний про обучении дошкольников грамоте», «Развивающие упражнения для подготовки детей к школе.


Методами успешной реализации программы является: 
• Словесный (заучивание четверостишия, небольшой рассказ беседа).
 
• Наглядный ( сюрпризный момент, наблюдение, рассматривание).
 
• Практический (словесные игры; дидактические игры: «Найти свой домик», «Кто внимательный», «Игра- загадка», «Цепочка слов»,  «Назови слова по заданной модели», «Поезд», «Назови пару» идр.).

Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экскурсия, экспериментирование и др. Для отдыха и снятия напряжения на каждом занятии предусмотрены физкультминутки, логоритмические упражнения, развивающие игры.


Методическое условие реализации программы предполагает наличие пособия «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой
 
Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.
 
Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.
 

Предметно – развивающая среда

- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.)
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
- Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого            ребёнка).
- Полоски-схемы звукового состава слов.
- Многофункциональные перфокарты.
- Рабочие тетради с заданиями на каждого ребёнка.
- Ребусы для детей.
- Буквы из разрезной азбуки.
- Различные виды азбук.
- Дидактические игры с буквами, со словами.
- Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”, книги для начинающих читать).
Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

Список литературы

  1. «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Москва, «Школьная пресса», 2011г.;
  2. Дидактические материалы Н. В. Дуровой «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «Читаем сами», «Упражнения на проверку и закрепление знаний про обучении дошкольников грамоте», «Развивающие упражнения для подготовки детей к школе».
  3. «Готовимся к школе» Н. М. Савицкая, «Литера», Санкт- Петербург, 2012г.;
  4. «Уроки грамоты для дошкольников», Москва, «Мозаика- синтез», 2011г.;
  5. «Обучение дошкольников грамоте», Н. С. Варенцова. Москва, «Мозаика- синтез», 2012г.;
  6. «Звуки, буквы, слоги, слова» Е. В. Соколова, «Академия развития», 2007г.

Для дошкольников:

  1. Детская литература из серии «Читаем сами»,
  2. «Букварь» Н. С. Жукова, Москва, Эксмо, 2012г.;
  3. «Учимся читать» С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, Ярославль, «Академия развития», 2006г.,
  4. «Азбука в стихах и картинках» Г. Сапгир, Ярославль, «Академия развития», 2006г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...