«Звук [ш], буква Ш»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Чижевская Наталья Петровна


Логопедическое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушенями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в группе компенсирующей направленности

 для детей с тяжелыми нарушениями речи

по теме «Звук [ш], буква Ш»

(подготовительная к школе группа)

Автор конспекта НОД: учитель – логопед  Чижевская Наталья Петровна

Методическое обоснование занятия:

  • - «Программа коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» [И.Ю. Мурашова, Е.Ю. Саватеева, Т.А. Комаровская, Л.В. Магазинникова, Т.А. Цедрик]  / Программы логопедической работы в соответствии с ФГОС  // Под ред. Т.Б. Башировой. Иркутск, 2012г.

- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 216с.

- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008г. – 128с.

- Е.А.Азова, О.О. Чернова Логопедическая тетрадь для детей 5 – 7 лет. Учим звуки. Сфера издательство «ТЦ Сфера» 2012г. – 32с.

  • Фронтальное занятие.
  • Логопедическое занятие по формированию предпосылок к обучению грамоте (2 период обучения,  № 21 , по теме занятие № 1 – знакомство со звуком).

Цель:

формировать у детей предпосылки к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- Закреплять правильное произношение звука Ш в слогах, словах, предложениях;

Продолжать учить детей слого – звуковому анализу слова;

- Познакомить с графическим обозначением  звука Ш, буквой ш;

- Продолжать формировать навык чтения предложения.

- Обогащать словарь наречиями со звуком  Ш;

-  Учить подбирать антонимы;

 - Развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Предпосылки УД (группы старшего дошкольного возраста):

Коммуникативные – устанавливает контакт со сверстниками  и взрослыми, личностные – умение прийти на помощь, регулятивные – выполняет правила игры, познавательные – использует знаки и символы как условные заместители реальных объектов и предметов.

Оборудование: картина с изображением Деда Звукоеда, звуковые пеналы, конверты со схемой предложения, символы, профили звука, картинки для раздаточного материала, буква, бархатная бумага, спички, пластмассовые буквы)

Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития: выполнение игровых заданий и упражнений Деда Звукоеда.

Новизна методического приема: личностно – деятельностный подход (использовала приемлемые методы работы лично-ориентированного подхода, таких как: метод диалога; игровые методы; рефлексивный метод; создание ситуации выбора).

Ход занятия:

Вводная часть:

Организационный  момент: Дети стоят в кругу на ковре.

Гимнастика,  дыхательные упражнения:

  • Упражнения для плечевого пояса
  • Движения головы
  • Самомассаж ушных раковин (закрывание, открывание, растирание, поглаживание, пощипывание.)
  • Дыхательные упражнения.

- Ребята, готовясь к Вашему занятию я обнаружила, что Дед Звукоед унес  все мои звуки и теперь я не могу назвать слово правильно, помогите мне их вернуть.(показ картинки Деда Звукоеда)

- Учитель – логопед -  называет слова, не проговаривая звук ш (шапка, шуба, шина, шоколад, шипы, шайба и т.д.) Дети произносят слово, вставляя звук ш.

Основная часть:

Сообщение темы занятия:

Мы назвали много слов, скажите какой звук унес дед Звукоед? Звук ш

Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

- Сегодня мы будем слушать, и произносить звук [ш]

Характеристика звука [ш]:

Работа с зеркалами:

- Когда мы произносим звук [ш] наши губы вытягиваются вперед в форме рупора, зубы «заборчиком», язык в форме чашечки поднимается вверх за верхние зубы, воздух проходит посередине языка, голос не работает (произношение звука с детьми).

- Ребята, как вы думаете, какой это звук? Почему он согласный? (При его произношении есть преграда – зубы и язык) Мы звук произносили без голоса – он будет звонкий или глухой? Произносили твёрдо – звук твёрдый.

Показ символа (синий круг).

       Произнесем звук, на какие звуки в окружающем похож звук [ш]? Сдувается шина у велосипеда, шар, так шипит змейка, так шуршит мышка в норке (показ символов).

Физминутка:

Встали ровненько, ребята,  ( Дети стоят в расслабленной позе)
Пошагали как солдаты.     
 (Понимают активно ноги)
Влево, вправо наклонись, 
(наклоны влево, вправо)
На носочках потянись.      (встали на носочки)
Раз - рывок,                       
( подпрыгнуть на месте, руки на пояс)    
Два - рывок,                        ( подпрыгнуть на месте, руки на пояс)
Отдохнул ли ты, дружок?  (протянуть руки вперед, улыбнуться)

Работа с символами звука.

- Куда я поселю звук [ш]? (в синий домик). Почему? (Дети самостоятельно дают характеристику звука – потому что он согласный, глухой, твердый).

Работа со звуком:

«Послушай и покажи» логопед называет звуки, дети поднимают синий сигнал, если услышали звук ш. (Логопед называет звуки, сходные по акустико – артикуляторным формам)

Работа со слогами:

Игровое задание «Определи лишний»

Логопед называет слоги: два одинаковых – один лишний (ша – ша – шо; шу – ши – шу и т.д.) Дети называют лишний слог. Логопед дает задание каждому ребенку.

Работа со словами:

Игра «Слово рассыпалось»

На столах лежат картинки логопед называет слово по звукам дети складывают,  тот у кого лежит данная картинка показывает её. ( ш у б а,  к о ш к а  и т. д.)

Игра «Определи звук» (Работа парами).

    Дети, для вас Дед Звукоед приготовил задание.  На столах лежат картинки в словах, которых есть звук ш, а также схемы для определения позиции звука в слове. ( На каждого ребенка по три картинки) Ребенок самостоятельно выполняет задание. Проверку осуществляет ребенок, сидящий рядом. Логопед подходит к каждому столу и анализирует выводы детей.

Звуко-слоговой анализ слова «пушка» - деление слова на слоги:

 - Ребята, давайте разделим слово «пушка» на слоги, мы его прохлопаем: «пуш - ка», сколько раз мы хлопнули (два), значит в этом слове два слога. Назовите первый слог («пуш»), второй («ка»). (На доску выставляется схема). 

Определение последовательности звуков в слогах:

- В слоге «пуш» произнесите  первый звук ([п]), какой мы положим кружок (синий), почему (звук  [п] согласный, твердый, глухой); также дается характеристика всех звуков. Ребята, какое мы знаем правило, как определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Сколько в слове «пушка» гласных звуков (два). Значит и в этом слове два слога.

Постановка ударения:

- А сейчас мы поставим в этом слове ударение (произношение слова по слогам «пУш – ка). Какой звук мы произносили долго ([у]), а в каком слоге звук [у], значит и ударение мы поставим на первый слог «пуш».

Работа с предложением:

Игра «Наше, наша, наш»

Посмотрите, Дед Звукоед собрал все картинки и говорит что это все его. Такой он жадный.

Давайте объясним ему, что в садике картинки и игрушки для всех.

- Логопед из корзинки достает картинку и говорит: «Это моя машинка» Дети называют: «Это наша машинка» и т.д.  

- На доске написано предложение. Это наша пушка.

- Прочитайте предложение. Правильно это предложение. (Оно выражает мысль.) Назовите признаки предложения на письме.  (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце – ставится точка.) Посчитайте сколько слов в предложении. Составьте схему к предложению.

(Выкладывание схемы из полосок, дети называют, где и какое слово стоит в предложении).

Знакомство с буквой:

- Ребята что мы с вами видим и пишем?

Дед Звукоед  приготовил нам загадку, о том какая буква у него лежит в корзинке. Послушайте.

Змея шипит, шипит ,шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву -
Ш-Ш-Ш. 
( дети договаривают)

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ш

  • Показ буквы
  • На что похожа (вилы в стогу сена, кораблик с тремя трубами и т.д.)
  • Из скольких элементов состоит?
  • По типу латеральной направленности  детей логопед предлагает задания с буквой ш (выкладывание буквы из ниток на бархатной бумаге, определить на ощупь букву, сделать из спичек).
  • Написание буквы в воздухе. Логопед уточняет правильное удержание карандаша в руке.
  • Работа в тетрадях

Заключительная часть:

Рефлексия (самостоятельная работа детей с интерактивной доской «Корзина удачи» - разложить в две корзины цветные карточки )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....