«Звук [ш], буква Ш»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Логопедическое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушенями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
по теме «Звук [ш], буква Ш»
(подготовительная к школе группа)
Автор конспекта НОД: учитель – логопед Чижевская Наталья Петровна
Методическое обоснование занятия:
- - «Программа коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» [И.Ю. Мурашова, Е.Ю. Саватеева, Т.А. Комаровская, Л.В. Магазинникова, Т.А. Цедрик] / Программы логопедической работы в соответствии с ФГОС // Под ред. Т.Б. Башировой. Иркутск, 2012г.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 216с.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008г. – 128с.
- Е.А.Азова, О.О. Чернова Логопедическая тетрадь для детей 5 – 7 лет. Учим звуки. Сфера издательство «ТЦ Сфера» 2012г. – 32с.
- Фронтальное занятие.
- Логопедическое занятие по формированию предпосылок к обучению грамоте (2 период обучения, № 21 , по теме занятие № 1 – знакомство со звуком).
Цель:
формировать у детей предпосылки к обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять правильное произношение звука Ш в слогах, словах, предложениях;
Продолжать учить детей слого – звуковому анализу слова;
- Познакомить с графическим обозначением звука Ш, буквой ш;
- Продолжать формировать навык чтения предложения.
- Обогащать словарь наречиями со звуком Ш;
- Учить подбирать антонимы;
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Предпосылки УД (группы старшего дошкольного возраста):
Коммуникативные – устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми, личностные – умение прийти на помощь, регулятивные – выполняет правила игры, познавательные – использует знаки и символы как условные заместители реальных объектов и предметов.
Оборудование: картина с изображением Деда Звукоеда, звуковые пеналы, конверты со схемой предложения, символы, профили звука, картинки для раздаточного материала, буква, бархатная бумага, спички, пластмассовые буквы)
Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития: выполнение игровых заданий и упражнений Деда Звукоеда.
Новизна методического приема: личностно – деятельностный подход (использовала приемлемые методы работы лично-ориентированного подхода, таких как: метод диалога; игровые методы; рефлексивный метод; создание ситуации выбора).
Ход занятия:
Вводная часть:
Организационный момент: Дети стоят в кругу на ковре.
Гимнастика, дыхательные упражнения:
- Упражнения для плечевого пояса
- Движения головы
- Самомассаж ушных раковин (закрывание, открывание, растирание, поглаживание, пощипывание.)
- Дыхательные упражнения.
- Ребята, готовясь к Вашему занятию я обнаружила, что Дед Звукоед унес все мои звуки и теперь я не могу назвать слово правильно, помогите мне их вернуть.(показ картинки Деда Звукоеда)
- Учитель – логопед - называет слова, не проговаривая звук ш (шапка, шуба, шина, шоколад, шипы, шайба и т.д.) Дети произносят слово, вставляя звук ш.
Основная часть:
Сообщение темы занятия:
Мы назвали много слов, скажите какой звук унес дед Звукоед? Звук ш
Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
- Сегодня мы будем слушать, и произносить звук [ш]
Характеристика звука [ш]:
Работа с зеркалами:
- Когда мы произносим звук [ш] наши губы вытягиваются вперед в форме рупора, зубы «заборчиком», язык в форме чашечки поднимается вверх за верхние зубы, воздух проходит посередине языка, голос не работает (произношение звука с детьми).
- Ребята, как вы думаете, какой это звук? Почему он согласный? (При его произношении есть преграда – зубы и язык) Мы звук произносили без голоса – он будет звонкий или глухой? Произносили твёрдо – звук твёрдый.
Показ символа (синий круг).
Произнесем звук, на какие звуки в окружающем похож звук [ш]? Сдувается шина у велосипеда, шар, так шипит змейка, так шуршит мышка в норке (показ символов).
Физминутка:
Встали ровненько, ребята, ( Дети стоят в расслабленной позе)
Пошагали как солдаты. (Понимают активно ноги)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
На носочках потянись. (встали на носочки)
Раз - рывок, ( подпрыгнуть на месте, руки на пояс)
Два - рывок, ( подпрыгнуть на месте, руки на пояс)
Отдохнул ли ты, дружок? (протянуть руки вперед, улыбнуться)
Работа с символами звука.
- Куда я поселю звук [ш]? (в синий домик). Почему? (Дети самостоятельно дают характеристику звука – потому что он согласный, глухой, твердый).
Работа со звуком:
«Послушай и покажи» логопед называет звуки, дети поднимают синий сигнал, если услышали звук ш. (Логопед называет звуки, сходные по акустико – артикуляторным формам)
Работа со слогами:
Игровое задание «Определи лишний»
Логопед называет слоги: два одинаковых – один лишний (ша – ша – шо; шу – ши – шу и т.д.) Дети называют лишний слог. Логопед дает задание каждому ребенку.
Работа со словами:
Игра «Слово рассыпалось»
На столах лежат картинки логопед называет слово по звукам дети складывают, тот у кого лежит данная картинка показывает её. ( ш у б а, к о ш к а и т. д.)
Игра «Определи звук» (Работа парами).
Дети, для вас Дед Звукоед приготовил задание. На столах лежат картинки в словах, которых есть звук ш, а также схемы для определения позиции звука в слове. ( На каждого ребенка по три картинки) Ребенок самостоятельно выполняет задание. Проверку осуществляет ребенок, сидящий рядом. Логопед подходит к каждому столу и анализирует выводы детей.
Звуко-слоговой анализ слова «пушка» - деление слова на слоги:
- Ребята, давайте разделим слово «пушка» на слоги, мы его прохлопаем: «пуш - ка», сколько раз мы хлопнули (два), значит в этом слове два слога. Назовите первый слог («пуш»), второй («ка»). (На доску выставляется схема).
Определение последовательности звуков в слогах:
- В слоге «пуш» произнесите первый звук ([п]), какой мы положим кружок (синий), почему (звук [п] согласный, твердый, глухой); также дается характеристика всех звуков. Ребята, какое мы знаем правило, как определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Сколько в слове «пушка» гласных звуков (два). Значит и в этом слове два слога.
Постановка ударения:
- А сейчас мы поставим в этом слове ударение (произношение слова по слогам «пУш – ка). Какой звук мы произносили долго ([у]), а в каком слоге звук [у], значит и ударение мы поставим на первый слог «пуш».
Работа с предложением:
Игра «Наше, наша, наш»
Посмотрите, Дед Звукоед собрал все картинки и говорит что это все его. Такой он жадный.
Давайте объясним ему, что в садике картинки и игрушки для всех.
- Логопед из корзинки достает картинку и говорит: «Это моя машинка» Дети называют: «Это наша машинка» и т.д.
- На доске написано предложение. Это наша пушка.
- Прочитайте предложение. Правильно это предложение. (Оно выражает мысль.) Назовите признаки предложения на письме. (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце – ставится точка.) Посчитайте сколько слов в предложении. Составьте схему к предложению.
(Выкладывание схемы из полосок, дети называют, где и какое слово стоит в предложении).
Знакомство с буквой:
- Ребята что мы с вами видим и пишем?
Дед Звукоед приготовил нам загадку, о том какая буква у него лежит в корзинке. Послушайте.
Змея шипит, шипит ,шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву -
Ш-Ш-Ш. ( дети договаривают)
Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ш
- Показ буквы
- На что похожа (вилы в стогу сена, кораблик с тремя трубами и т.д.)
- Из скольких элементов состоит?
- По типу латеральной направленности детей логопед предлагает задания с буквой ш (выкладывание буквы из ниток на бархатной бумаге, определить на ощупь букву, сделать из спичек).
- Написание буквы в воздухе. Логопед уточняет правильное удержание карандаша в руке.
- Работа в тетрадях
Заключительная часть:
Рефлексия (самостоятельная работа детей с интерактивной доской «Корзина удачи» - разложить в две корзины цветные карточки )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....