Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия по грамоте

              в подготовительной группе

Ц ЕЛ Ь : Учить соотносить буквы  «Т»,  «Д»  со звуком

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

Учить заменять в звуковой схеме звуки  Т,  Д буквами;

продолжать учить делать звуковой анализ слова, состоящего из трех звуков;

познакомить с буквой  „ Т ” „ Д ”;

продолжать учить работать со схемой предложения;

развивать слуховое внимание, внимательность и умение выполнять словесные инструкции;

воспитывать умение подчиняться воле большинства, дружелюбие.

 

                                   Х О Д      З А Н Я Т И Я:

Дети заходят в группу и встают в круг.

Игра «Убери звук». Сегодня у нас  с вами занятие по грамоте. Скажите ,

пожалуйста, зачем человеку грамота? (ответы детей). Грамотным нужно

быть, чтобы уметь самостоятельно получать знания из книг. Вы хотите

быть грамотными? А что для этого нужно сделать?(уметь читать и писать).

Чтобы научиться читать и писать - нужно быть очень внимательным. А вы

внимательные?  А вот сейчас мы это проверим. Вы знаете игру «Убери

первый звук»? Хотите поиграть?

Воспитатель:

Сначала уберем первый звук: муха (уха), бусы (усы), почки (очки), Коля

(Оля), пуля (Уля), косы (осы), беда (еда), воля (Оля).

Теперь уберем последний звук: спорт (спор), мыло (мыл), пила (пил), пара

(пар), рыбак (рыба), полка (полк), банка (банк), полк (пол), метро (метр).

(сели за столы; вдруг, слышится топот.)

Воспитатель: Кто это так топает? Пойду, посмотрю (заносит котенка и  

щенка). Посмотрите, кто к  нам пришел. Этих зверят я знаю. Это Тимка и

Димка. Почему вы такие веселые и шумные.

Тимка: Мы сегодня идем на вокзал, встречать свои буквы. К нам

приезжают наши буквы.

Воспитатель: Какие это такие ваши буквы?

Тимка: Это буквы, с которых начинаются наши имена. Мы даже речь

составили, чтобы произнести ее на встрече, только боимся, что забудем ее,

пока доберемся до вокзала.

Воспитатель: Какая же это речь?

Тимка: Здравствуйте дорогие буквы. Как вы доехали? Мы очень рады

видеть вас!

Воспитатель: Ребята, мы можем помочь зверятам, чтобы они не забыли

свою замечательную речь? (ответы детей). Записать  речь схемами.

Дети выполняют задание – записать предложения схемами.

Проверка.

Тимка: А что это за значки стоят в конце предложений. Точка какая-то,

крючок, палочка с точкой?

Воспитатель: Это знаки, которые ставятся в конце предложения.

Димка: А зачем ставятся эти знаки?

Воспитатель: Ребята, вы можете объяснить, зачем ставятся знаки в конце

предложения?

(Ответы детей).

Тимка: большое спасибо, что объяснили, теперь мы знаем, как нужно

произносить предложения из нашей речи. А сейчас пора отправляться на

вокзал. Вы хотите пойти с нами?

(Все отправляются на вокзал)

Воспитатель: Поезд пока еще не приехал, чем бы нам заняться? (ответы

детей)

Воспитатель: А я знаю очень интересную игру «Ловля звуков» Вы ее тоже знаете. Хотите поиграть. 

Игра «Ловля звуков»

Два человека от команды, один называет первый и последний звук слова, а

второй середину.

Голос за дверью: Внимание, внимание! Поезд со станции грамота

прибывает на первый путь. Встречающих просим пройти на первую

платформу.

(Дети подходят к поезду, на вагончиках которого буквы «Т» и «Д».

Тимка: Ой-ой-ой. А я не знаю, как выглядит моя буква.

Димка: Я тоже не знаю. Что же нам делать?

Воспитатель: Мы можем помочь?

Воспитатель: пойдемте к нам в детский сад, мы вас научим.

( Забирает с поезда буквы. Все садятся за столы. На доску воспитатель вешает схемы слов: «Тимка» и «Димка» )

Димка: Посмотри, Тимка, на доске мое имя написано.

Тимка: Нет, это мое имя написано (ссорятся).

Воспитатель: Не ссорьтесь. Ребята, как вы думаете, почему поссорились

Тимка и Димка?

(Ответы детей: у них одинаковая схема их имени, все звуки одинаковые кроме первого)

Тимка: Где же наши имена?

Воспитатель: Да вот же они на нашей доске, но в виде звуковых схем.

Ребята, объясните Тимке и Димке, что означают – эти точки и тире.

(ответы детей)

Димка: А как нам прочитать наши имена? (заменить знаки буквами)

Воспитатель:  Какой первый звук в слове «Димка»?  А в слове «Тимка»?

Чем они отличаются друг от друга? («Д» - звонкий, «Т» - глухой) 

А кто знает - какой буквой обозначается звук «Д»? А звук «Т»?

(ответы детей) Чем они отличаются? («Д» похожа на дом, «Т» похожа на молоток)

Воспитатель: Давайте, в имени Тимка первый звук в схеме заменим буквой

«Т», а в имени Димка буквой «Д». А теперь давайте прочитаем, что у нас

получилось. (1 ребенок у доски читает)

Ну, что, Тимка и Димка теперь вы знаете свои буквы?

Тимка: Да! Моя буква «Т» – Тимка.

Димка: А моя буква «Д» – Димка. Спасибо вам ребята. Теперь мы знаем

свои буквы. До свидания!

(звери уходят)

Воспитатель: Ребята, в этих схемах можно заменить знаки на буквы. Кто

хочет – может попробовать. 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Конспект занятия по грамоте

              в подготовительной группе

Ц ЕЛ Ь : Учить соотносить буквы  «Т»,  «Д»  со звуком

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

Учить заменять в звуковой схеме звуки  Т,  Д буквами;

продолжать учить делать звуковой анализ слова, состоящего из трех звуков;

познакомить с буквой  „ Т ” „ Д ”;

продолжать учить работать со схемой предложения;

развивать слуховое внимание, внимательность и умение выполнять словесные инструкции;

воспитывать умение подчиняться воле большинства, дружелюбие.

                                   Х О Д      З А Н Я Т И Я:

Дети заходят в группу и встают в круг.

Игра «Убери звук». Сегодня у нас  с вами занятие по грамоте. Скажите ,

пожалуйста, зачем человеку грамота? (ответы детей). Грамотным нужно

быть, чтобы уметь самостоятельно получать знания из книг. Вы хотите

быть грамотными? А что для этого нужно сделать?(уметь читать и писать).

Чтобы научиться читать и писать - нужно быть очень внимательным. А вы

внимательные?  А вот сейчас мы это проверим. Вы знаете игру «Убери

первый звук»? Хотите поиграть?

Воспитатель:

Сначала уберем первый звук: муха (уха), бусы (усы), почки (очки), Коля

(Оля), пуля (Уля), косы (осы), беда (еда), воля (Оля).

Теперь уберем последний звук: спорт (спор), мыло (мыл), пила (пил), пара

(пар), рыбак (рыба), полка (полк), банка (банк), полк (пол), метро (метр).

(сели за столы; вдруг, слышится топот.)

Воспитатель: Кто это так топает? Пойду, посмотрю (заносит котенка и  

щенка). Посмотрите, кто к  нам пришел. Этих зверят я знаю. Это Тимка и

Димка. Почему вы такие веселые и шумные.

Тимка: Мы сегодня идем на вокзал, встречать свои буквы. К нам

приезжают наши буквы.

Воспитатель: Какие это такие ваши буквы?

Тимка: Это буквы, с которых начинаются наши имена. Мы даже речь

составили, чтобы произнести ее на встрече, только боимся, что забудем ее,

пока доберемся до вокзала.

Воспитатель: Какая же это речь?

Тимка: Здравствуйте дорогие буквы. Как вы доехали? Мы очень рады

видеть вас!

Воспитатель: Ребята, мы можем помочь зверятам, чтобы они не забыли

свою замечательную речь? (ответы детей). Записать  речь схемами.

Дети выполняют задание – записать предложения схемами.

Проверка.

Тимка: А что это за значки стоят в конце предложений. Точка какая-то,

крючок, палочка с точкой?

Воспитатель: Это знаки, которые ставятся в конце предложения.

Димка: А зачем ставятся эти знаки?

Воспитатель: Ребята, вы можете объяснить, зачем ставятся знаки в конце

предложения?

(Ответы детей).

Тимка: большое спасибо, что объяснили, теперь мы знаем, как нужно

произносить предложения из нашей речи. А сейчас пора отправляться на

вокзал. Вы хотите пойти с нами?

(Все отправляются на вокзал)

Воспитатель: Поезд пока еще не приехал, чем бы нам заняться? (ответы

детей)

Воспитатель: А я знаю очень интересную игру «Ловля звуков» Вы ее тоже знаете. Хотите поиграть.  

Игра «Ловля звуков»

Два человека от команды, один называет первый и последний звук слова, а

второй середину.

Голос за дверью: Внимание, внимание! Поезд со станции грамота

прибывает на первый путь. Встречающих просим пройти на первую

платформу.

(Дети подходят к поезду, на вагончиках которого буквы «Т» и «Д».

Тимка: Ой-ой-ой. А я не знаю, как выглядит моя буква.

Димка: Я тоже не знаю. Что же нам делать?

Воспитатель: Мы можем помочь?

Воспитатель: пойдемте к нам в детский сад, мы вас научим.

( Забирает с поезда буквы. Все садятся за столы. На доску воспитатель вешает схемы слов: «Тимка» и «Димка» )

Димка: Посмотри, Тимка, на доске мое имя написано.

Тимка: Нет, это мое имя написано (ссорятся).

Воспитатель: Не ссорьтесь. Ребята, как вы думаете, почему поссорились

Тимка и Димка?

(Ответы детей: у них одинаковая схема их имени, все звуки одинаковые кроме первого)

 Тимка: Где же наши имена?

Воспитатель: Да вот же они на нашей доске, но в виде звуковых схем.

Ребята, объясните Тимке и Димке, что означают – эти точки и тире.

(ответы детей)

Димка: А как нам прочитать наши имена? (заменить знаки буквами)

Воспитатель:  Какой первый звук в слове «Димка»?  А в слове «Тимка»?

Чем они отличаются друг от друга? («Д» - звонкий, «Т» - глухой)  

А кто знает - какой буквой обозначается звук «Д»? А звук «Т»?

(ответы детей) Чем они отличаются? («Д» похожа на дом, «Т» похожа на молоток)

Воспитатель: Давайте, в имени Тимка первый звук в схеме заменим буквой

«Т», а в имени Димка буквой «Д». А теперь давайте прочитаем, что у нас

получилось. (1 ребенок у доски читает)

   

   Ну, что, Тимка и Димка теперь вы знаете свои буквы?

Тимка: Да! Моя буква «Т» – Тимка.

Димка: А моя буква «Д» – Димка. Спасибо вам ребята. Теперь мы знаем

свои буквы. До свидания!

 (звери уходят)

Воспитатель: Ребята, в этих схемах можно заменить знаки на буквы. Кто

хочет – может попробовать. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по грамоте. Подготовительная группа

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех...

Конспект итогового занятия по грамоте. Подготовительная группа

В конспекте занятия представлены задания по разным разделам грамоты....

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

"Конспект занятия по грамоте" (подготовительная группа)

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе...