"звук и буква К"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_oblast_kommunikaciya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

                                                                  Подготовка к обучению грамоте,

проведенной  в старшей группе

учителем-логопедом

Мартьяновой М.С.

Тема:              «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки»

Задачи:

  1. Закреплять правильное произношение звуков к, кь.
  2. Продолжать учить условно обозначать согласные звуки; различать твердый и мягкий согласные звуки к; называть и находить букву К среди других букв.
  3. Упражнять в чтении слогов.
  4. Развивать у детей внимание, память, фонематическое восприятие,  зрительное и тактильно-двигательное восприятие, мышление, мелкую моторику.
  5. Воспитывать положительное отношение к коммуникативно-познавательной деятельности.

Оборудование:

Картинки (корова, кошка, мальчик, девочка), сигнальные карточки синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы, азбука-плакат, палочки для выкладывания буквы, тарелки, щитки, кассы букв, тетради, карандаши

Словарь: буква, звук, согласный, твердый, мягкий, глухой

Ход НОД

Этапы НОД

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Орг.момент

Дид.игра «Отгадай загадку»

Основная часть

1. Беседа с детьми

2.Характеристика звука К

3.Дид.игра «Поймай звук»

4. Дид.игра «Придумай имя»

5.Дид.игра «Твердый-мягкий»

Физминутка

Пальчиковая игра «Моя семья»

6.Характеристика буквы К.

1)Нахождение буквы М среди других букв

2)Выкладывание буквы К из палочек

7.Составление и чтение слогов.

8. Работа в тетрадях

Итог НОД

Загадывание загадок. Картинки-отгадки вывешиваются на доску.

Голодная пасется, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает.

(Корова)

Без расчески причесался и Умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

(Кот)

- Кто изображен на картинках?

- Произнесите слово КОРОВА.

- Какой первый звук в слове корова? (К)

- Произнесите слово КОТ.

- Какой первый звук в слове кот? (К)

- Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой К.

- Ребята, произнесите звук К.

- Это гласный или согласный звук? (Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду – язык «горкой»)

- Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»).

- Произнесите еще раз слово КОТ. Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо)

- Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего цвета).

- А теперь произнесите ласково - кисонька.

- Звук К слышится мягко или твердо? (Мягко)

- Квадратами какого цвета мы обозначаем мягкие звуки? (Квадратами зеленого цвета)

Вывешиваю на доску квадраты синего и зеленого цвета.

- А теперь я буду произносить разные слова, а вы будете «ловить» только те, в которых есть звук К.

Слова: корова, медведь, Катя, лес, кукла, машина, Костя.

- К нам в гости пришли друзья.

Вывешиваю на доску картинки: мальчик и девочка.

- Давайте придумаем детям имена. Имена мальчика и девочки начинаются со звука К.

Имена: Катя, Ксюша, Коля, Костя, Кирилл.

- Ребята, Катя и Коля очень любят учиться, давайте покажем им, как мы умеем выполнять задания.

- У вас на столах сигнальные карточки синего и зеленого цвета.

- Твердые звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами синего цвета)

- Мягкие звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами зеленого цвета)

- Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую зеленый. Я буду называть слова, если вы услышите твердый звук К, вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую.

Слова: кошка, Кирилл, камень, Кеша, киска, корова, Катя

- Катя и Коля брат и сестра. Они очень дружные. А у вас есть братья и сестры? Вы с ними дружно живете? Молодцы, значит у вас дружная семья.

- 1, 2, 3, 4, 5

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

- Ребята, Катя и Коля скоро пойдут в школу в 1 класс. Они уже знают буквы. А вы?

На доске вывешаны буквы М, Н, В, К.

- Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук К.

- А теперь найдите букву К в азбуке.

- Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа?

- Из чего можно выложить букву К? (Из палочек)

- Возьмите палочки и выложите букву К.

- Положите перед собой щитки. Откройте кассы букв, покажите К.

На верхнюю полоску щитка положите букву К, справа от нее положите букву А.

- Прочитайте, что получилось? (КА)

- Что это – слог или слово? (Слог, часть слова)

На доске схема для чтения слогов (КА, КО, КУ, КЫ). Дети читают слоги, затем составляют их самостоятельно.

Раскрашивание буквы К.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?

Хвалю детей, прощаемся с гостями.

Дети отгадывают загадки

Отвечают на вопросы

Произносят слова и выделяют звук К в начале слова

Произносят

Дети отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Дети хлопают в ладоши, если в слове слышат звук К

Придумывают имена для мальчика и девочки

Дети отвечают на вопросы и берут в руки сигнальные карточки синего и зеленого цвета

Выполняют пальчиковую гимнастику

Находят букву К

Находят букву К в азбуке

Из палочек на досках выкладывают букву К

На щитках составляют из букв слоги, читают их

Отвечают на вопросы

Выполняют задание в тетрадях

Отвечают на вопросы

Дети прощаются с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....