конспект
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Селезнева Виктория Сергеевна

конспект комплексного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по грамоте в подготовительной группе (ГБДОУ №20 Адмиралтейского района г.Санкт-Петербург, воспитатель Селезнёва В.С.)

Цель:

Закрепление изученного. Обобщение полученных знаний.

Предварительная работа: 

Дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Программное содержание:

 Продолжать знакомить детей с согласными звуками родного языка. Твердые согласные звуки [ж], [ш], буквы Ж, Ш.  Произношение, артикуляция, место звуков в слове. Написание в тетрадях букв Ж, Ш. Звуковой анализ слов.

Задачи:

Упражнять в совершенствовании произношения изученных звуков, классификации букв и звуков; сливании слогов и составление слов из слогов; составлении ребусов. Закреплять умение в написании букв, написании слогов.
Совершенствовать умение в составлении схем слова (слоговая и звуковая), схемы предложения с заданным словом.
Вызвать желание детей победить, при составлении заключительного задания.

Интеграции с другими образовательными областями:

  1. физическая культура: физкультминутка
  2. здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами
  3. безопасность: самоконтроль за правильностью подъема стула и переноса его на нужное место
  4. социализация: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.
  5. труд: помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего места
  6. познание: закреплять умения формировать задания, используя условные обозначения, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.
  7. коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.
  8. чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и Журавль»
  9. художественное творчество: рисование жука, украшение воздушного шарика.
  10. математика: закрепление навыков счета в пределах первого десятка.

Оборудование:

Рабочие тетради, простые карандаши, цветные карандаши, маркеры для доски, фломастеры, альбомные листы, тетрадные листы в крупную клетку,карточки с опорными словами.

Ход занятия:

Задание №1 «Будь внимательным» (на звуки «ж», «ш»)

Я вам буду называть слова, если в слове вы услышите звук «ж» будете дружно «махать» крылышками, а если в слове услышите звук «ш» -покажите змейку. Итак, приготовились: машина, аист, лужа, сахар, чашка, конфета, жало, солнце, шоколад, кукла, ужас, мячик, уши.

Задание №2  Работа над звуками Ж и Ш.

Давайте произнесем звук [Ж] и звук[Ш]. Когда мы произносим звуки [Ж] и [Ш] — губы округлены и немного выдвинуты вперед, язык широкий, поднят к бугоркам за верхними зубами. Когда мы произносим звук [Ж] используем голос – звук звонкий, когда же мы произносим звук [Ш],то голос «спит»- звук глухой. Эти звуки согласные и всегда твердые. У твердых звуков [Ж] и [Ш] нет мягкой пары, на схемах эти звуки всегда обозначаются синим цветом.

Фонетическая зарядка.
— Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж-ж).
— Как шипит змея? (Ш-ш-ш).

Чистоговорки со звуками [ж], [ш]

Жук жужжит в железной банке, жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.

Шла по улице машина, шла машина без бензина.

Шла машина без мотора, шла машина без шофера.

Шла куда — сама не зная, шла машина заводная.

Место звуков [ж], [ш]  в словах.
— Отгадайте, какой звук в конце слова: каранда…, шала…, малы…, голы…, ланды…, крепы…
— Определите позицию звука [ш] в словах: шапка, шашка, шаль, шар, малыш, шпулька, шланг, шакал, ватрушка, квакушка, чашка, кошка, мышка, шкура, шарф, шахта, глупыш.
— Сделайте из большого предмета маленький при помощи звука [ж]:

Флаг – флажок, снег – снежок, берег – бережок, круг – кружок, сапог – сапожок, луг – лужок, стог – стожок, пирог – пирожок, утюг – утюжок, рог – рожок.

— Я скажу один предмет, а вы – много (используйте звук [ж])чиж – чижи, паж – пажи, ёж – ежи, пляж – пляжи, стриж – стрижи, этаж – этажи, морж – моржи, манеж – манежи, пейзаж – пейзажи, гараж – гаражи, экипаж – экипажи, чертеж – чертежи.

          Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке,

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко - низко наклоняюсь.

Задание №3 «Доскажи словечко» (словесная игра)

Жу-жу-жу, я на ветке сижу.
Я на ветке сижу, букву Ж всегда твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(жук)
Слышит мишка краем уха, как жужжит над ухом муха.
Мишка муху лапой хвать! Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка, отчего под ухом … 
шишка.

Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода.
(шарф)
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын — … жираф

Если мы растем на ели — мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек никому не нужно … 
шишек.

Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.
(журавль)
Черен, да не ворон, рогат, да не бык, с крыльями, да не птица.
(жук)
В синем небе голосок, будто крохотный звонок.
(жаворонок)
В золотой клубочек спрятался дубочек.
(желудь)
На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков.
(шахматы)
Твой хвостик я в руках держал, ты полетел — я побежал.
(шарик)

Задание №4  Написание в тетрадях букв Ж, Ш.

Задание №5 Звуковой анализ слов.

  В тетрадях написаны слова, в которых присутствуют звуки [ж], [ш].

Дети составляют и раскрашивают схемы и дают звуковой анализ слов: жук, шар, жираф, шишка.

Задание №6 Составь предложение.

Сейчас я вам раздам карточки со словом. Вам надо составить предложение с этим словом и зарисовать его схему. (шишка, шарф, журавль, лужа)

          Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Задание №7 Дидактическая игра «Угадай, как нас зовут?»

Дети берут листы картона, перевернутые вниз картинками. На каждом листе изображен мальчик или девочка, под ними наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя (Женя, Саша, Маша, Анжела, Жора, Шура)

Задание №8 Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль»

Обсуждение прочитанного:

Назовите главных героев сказки? (лиса и журавль)

Чем лиса угощала журавля? (манной кашей)

Чем журавль угощал лису? (окрошкой)

Стали ли лиса и журавль друзьями? (нет, дружба врозь)

Перечислите слова в которых встречаются звуки [Ж] или [Ш] (каша, окрошка, журавль, кушала, кумушка, дружба, кувшин, лижет, горлышко, пошел, больше)

Задание №9 Графический диктант

Детям раздаются тетрадные листочки в крупную клетку, на которых точкой отмечено начало. Будьте внимательны: 1 клеточка вправо,6-вверх, 1-влево, 1-вверх, 1- вправо, 1- вверх, 1- вправо, 1-вверх, 1-вправо, 9- вниз, 5-вправо, 1-вверх, 1-влево, 5-вниз, 1-влево, 6-вниз, 2- влево, 1-вверх, 1-вправо, 5-вверх, 3-влево, 6-вниз, 2-влево, 1-вверх, 1-вправо, 5-вверх, 1-влево, 4-вверх (жираф)

Подведение итогов. Дети правильно выполнившие задание и активно работающие на занятии получают листочек для «Дерева наших достижений».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....