Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте
опыты и эксперименты по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014 года. Для диагностики практических умений при подготовке к обучению грамоте были привлечены воспитанники подготовительной группы «Б» в количестве 30 человек, посещающие МБДОУ ЦРР-детский сад № 95 «Дидинаг».
За основу взяты методики - тесты «Готов ли ребенок к школе?» Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой.
Исследование проходило в естественных условиях, дети на момент исследования здоровы, организованны.
Для исследования речевых умений были выбраны следующие практические умения готовности к школе:
- умение выделять отдельные слова из потока речи;
- умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой;
- умение определять последовательность слогов в словах;
- умение выделить ударение в словах;
- умения составлять по схеме предложения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledov.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014 года. Для диагностики практических умений при подготовке к обучению грамоте были привлечены воспитанники подготовительной группы «Б» в количестве 30 человек, посещающие МБДОУ ЦРР-детский сад № 95 «Дидинаг».
За основу взяты методики - тесты «Готов ли ребенок к школе?» Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой.
Исследование проходило в естественных условиях, дети на момент исследования здоровы, организованны.
Для исследования речевых умений были выбраны следующие практические умения готовности к школе:
- умение выделять отдельные слова из потока речи;
- умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой;
- умение определять последовательность слогов в словах;
- умение выделить ударение в словах;
- умения составлять по схеме предложения;
В данной методической разработке определены уровни речевых умений:
Высокий уровень - справляется с заданием самостоятельно(3 балла);
Средний уровень - справляется с заданием с помощью взрослого (2 балла);
Низкий уровень - не справляется с заданием (1 балл).
Для диагностики практических умений выделены задания:
Задание 1.
Цель: определить умение детей делить слова-отгадки на слоги
Проведение исследования:
Детям предлагаются загадки, которые необходимо отгадать, затем разделить слова-отгадки на слоги. Выделить в данных словах-отгадках интонационно ударный слог.
Задание 2
Цель: Определить количество слов в предложении и составить схемы к предложению.
Проведение исследования:
Рыжий карапуз кушает арбуз.
Мила мылом куклу мыла.
Задание 3
Цель: умение соотносить предложение к схемам.
Проведение исследования:
Тут Анна. Тут Антон. У Анны котик. У Антона окуни. У Оли чиж.
Составление предложений по схеме:
Задание 4
Цель: умение определить начало и конец слова, последовательность слогов в словах.
Проведение исследования:
Пин/гвин, свек/ла, вед/ро, зи/ма, ра/бо/та, руч/ка, сло/варь
Задание 5
Цель: умение выделить ударение в словах
Проведение исследования:
Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог" (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).
Результаты исследования отображены в таблице 2.
Таблица 2. Степень практической готовности детей к обучению грамоте.
№ | ФИО ребенка | Дата рождения | Критерии и показатели умение выделять отдельные слова из потока речи | Уровень умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой | Умение определять последовательность слогов в словах | Умение определять последовательность слогов в словах | Умение выделить ударение в словах |
1. | Арчегова Нина Магомедовна | 22.01.09 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
2. | Азиев Герман Таймуразович | 28.06.08 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
3. | Бигаева Изида Вадимовна | 28.06.2008 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
4. | Бураева Камила Эльбрусовна | 29.06. 2008 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 |
5. | Бучукури Георгий Важаевич | 7.11.2008 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
6. | Гаглоев Алан Тенгизович | 25.03.09 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
7. | Галаванов Давид Артурович | 01.08.09 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 |
8. | Газзаева Зарина Алановна | 30.08.2008 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
9. | Гозоев Джамболат Сосланович | 22.03.2008 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
10. | Гудиев Марк Сосланович | 06.11.2008 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
11. | Дзампаева Элеонора Тамерлановна | 09.04.2009 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 |
12. | Икаев Альберт Станиславович | 2.02.2008 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
13. | Икаев Марат Иосифович | 20.05.2008 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
14. | Кабисов Давид Львович | 19.07.2008 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
15. | Кабисова Дана Львовна | 22.11.09 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
16. | Карсанов Сармат Витальевич | 6.08.2008 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 |
17. | Качмазова Диана Аслановна | 25.10.2008 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
18. | Кузмицкий Артем Владимирович | 31.07.2008 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
19. | Кусраев Максим Валерьевич | 19.08.2008 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 |
20. | Кокоев Георгий Сосланович | 08.01.09 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
21. | Кочишвили Елизавета Руслановна | 08.08.2008 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
22. | Мамиева Салима Руслановна | 7.10.2008 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
23. | Малянова Тамара Олеговна | 07.10.08 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 |
24. | Никколов Давид Станиславович | 29.11.2008 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
25. | Ревазова Марина Муратовна | 31.08.08 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
26. | Сидорова Анастасия Станиславовна | 29.10.2008 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 |
27. | Тасоева Амина Давидовна | 26.03.09 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
28. | Хугаев Георгий Андреевич | 27.02.09 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
29. | Хугаева Диана Андреевна | 10.03.09 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
30. | Хозиева Дана Сослановна | 15.12.08 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 |
Анализ полученных данных показал, что у 35 % детей высокий уровень, ребята затруднялись в составлении по схеме предложения. Средний уровень показали 43 % детей, так как проблемно было выделить ударения в словах, справляются с заданием с помощью воспитателя. 22 % детей показали низкий уровень, ребятам было сложно дать ответ по трем заданиям.
Полученные результаты исследования практических умений по подготовке детей к обучению грамоте занесем в диаграмму (Рисунок 1).
Анализ полученных данных показал, что у 37% детей низкий уровень, им было сложно дать ответ по трем заданиям. 43% показали средний уровень, так как им было проблемно выделить ударения в словах, справляются с заданием с помощью воспитателя. И только 20% детей из всего числа испытуемых, имеют высокий уровень.
Рисунок 1. Уровень практической готовности детей к обучению грамоте.
Итак, данные методики позволили определить уровни умения выделять отдельные слова из потока речи, умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой, умение определять последовательность слогов в словах, умение выделить ударение в словах, умения составлять по схеме предложения. Особую сложность для детей вызывали задания на постановку ударения и выделение ударного слога. Была выявлена группа детей, с которыми проводилась индивидуальная работа.
На основе этого был составлены план работы и коррекционно-развивающая программа для повышения уровня подготовки к обучению грамоте детей.
Наработанная система игр по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Одной из важнейших задач модернизации образования является формирование качественного процесса в воспитательно–образовательной деятельности. Направленное на развитие самостоят...
Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологи выделяют 4 типа темперамента. Каждый темперамент имеет свои особенности, которые влияют на обучение ребенка в школе, его социальную активность....
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Методики , позволяющие определить уровень социально – психологическую и интеллектуальную зрелости и развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста , нужные для обучения....
интеллектуальная готовность готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
определение уровня психического развития ребенка, выявление отклонения и на этой основе наметить пути коррекционной работы в формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраст...
Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО
Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО. Методики диагностики психологическая готовность к школе....
«Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе»
Психологическая готовность детей к обучению в школе — предмет многочисленных исследований отечественной и зарубежной психологии. Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовно...