Профилактики нарушений письменной речи.
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Кулькеева Елена Викторовна

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза,  как основа успешного овладения чтением и письмом, а также коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методика развития фонематического восприятия и   звукового анализа и синтеза.

 

             Формирование навыков фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза проводится  на правильно произносимых звуках. Поэтому если у ребёнка есть нарушение звукопроизношения, необходимо провести коррекцию до обучения грамоте. Знакомство с буквой следует начинать по мере введения в речь соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.

         Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведётся по трем направлениям:

1.1.  Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Т.е. при уточнении артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов (губы, язык) при его произнесении.

Краткое описание:

  Звук “С”- ребёнку предлагается произнести звук “с” и обратить внимание: на положение губ (губы растянуты в улыбке); куда спрятался кончик языка (за нижние зубки); какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук “с” (холодная); на звучание какого предмета похож звук “с” (выходящий из шарика воздух, вытекающая из крана струйка воды); показать ладошкой положение языка (пальчики опущены вниз).

      На данном этапе используются игры по звукоподражанию. Обратите внимание ребёнка, что многие предметы издают различные звуки. Так,  например, из насоса выходит воздух – «с-с-с» (см. вторую часть, задание 1)

       Также можно выполнить следующие упражнения. Вы читаете стихотворения, ребёнок произносит изучаемый звук.

1.2.  Выделение звука на фоне слога.

      Ребёнку предлагается прослушать слоги, из которых нужно выделить заданный звук.

  • Данное задание можно выполнять до постановки звука, что способствует развитию умения слушать и слышать речевой материал (фонематическое  восприятие).
  • После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционные звуки.

На данном этапе работы со звуком можно выполнить следующие игры и упражнения.

1.3.  Выделение звука на фоне слова.

        Работа проводится на материале слов, включающих изучаемый  звук и не имеющих его. Чтобы избежать трудностей, на данном этапе,  исключаются слова со сходным акустически и смешиваемыми в произношении звуками. При работе следует учитывать, что сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

        В работе по развитию фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать сложность  различных форм этой деятельности и последовательность её формирования в онтогенезе. В связи с этим развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности;

  • выделение звука на фоне слова;
  • вычленение звука из начала и конца слова;

-     нахождение местоположения заданного звука;

  • определение последовательности звуков в слове;

-     определение количества звуков в слове;

  • определение места звука по отношению к другим.

Выделение первого и последнего звука в  слове, нахождение местоположения заданного звука.

              На данном этапе важно обратить внимание на различение понятий “первый,  последний”. Различение этих понятий закрепляется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже уточнена. Работа проводится по следующим направлениям:

- вычленение первого ударного гласного из слова;

- вычленение первого согласного из слова;

- определение конечного согласного в слове.

          При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или  в середине слова, в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками.

Определение последовательности и количества звуков в слове.

             Работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению. В процессе формирования данных форм фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа  в умственном плане, без опоры на проговаривание.

Определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

               При формировании указанного действия проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. В процессе формирования фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фонетически сходные звуки.

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала:

  1. Слоги структуры типа СГ.

     (ка, су, ко, са).

  1. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога.

(мак, дом, рак, лак).

  1. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов.

     (мама, рама, луна, коса)

  1. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов.

(сахар, кубок, сокол, гамак).

  1. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов.

(санки, марка, сумка, карман).

  1. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова.

(стол, стук, крот, слух).

  1. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова.

(куст, мост, танк, лист).

  1. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова.

(дрова, столы, трава, скала)

  1. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова. (правда, ступка, клумба, кружка).

10.Трехсложные слова.      (самолет, капуста, скамейка, настойка).

После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими

  1. Формирование фонематического восприятия.

   Работа по дифференциации фонем проводится при устранении недоразвития фонематических функций и имеет большое значение при профилактики дислексии и дисграфии. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Необходимо также учитывать, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет он его характер, правильнее дифференцирует звуки речи.

Наиболее часто у детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков входящих в их состав, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих.

    Работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

1.На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

  • Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
  • Выделение звука на фоне слова;
  • Формирование умения определять наличие звука в слове;
  • Определение места звука в слове.
  • Выделение слова с данным звуком из предложения.

2. На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого из звуков. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Дифференциация фонем осуществляется согласно традиционной методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Статья. Развитие зрительно-двигательной координации как профилактика нарушения письменной речи

Статья раскрывает цели и задачи работы в данном направлении. С статье отражены задачи и формы работы по всем возрастным группам на весь учебный год. работа полезна как для детей логопедических групп, ...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...