Дифференциация предлогов и приставок.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цели и задачи: закреплять знания детей о приставках и пред­логах; знакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и ме­стоположением в слове); учить обозначать предлоги с помо­щью графической схемы, дифференцировать предлоги и приставки; развивать слуховое внимание, логическое мыш­ление и навыки фонематического анализа и синтеза. Оборудование: таблица (для оргмомента), записанные на карточках предложения, схемы для обозначения предло­гов и приставок, картинка с изображением девочки При­ставки.

 

Ход занятия

1. Оргмомент

1. Развитие логического мышления и фонематического

анализа и синтеза.

Логопед: Посмотрите на доску и прочитайте слова.

Что это может быть? (Предлоги.)

А чем могут быть еще эти зна­ки? (Отдельными буквами и слогами.) Постарайтесь соста­вить шесть слов из этих знаков.

 

С

ПО

НА

 

О

ЗА

К

 

ОТ

СО

ПОД

С, СО, НА  -  СОСНА;

                     К, О, ЗА  -  КОЗА;

                                       НА, СО, С  -  НАСОС;

                                                                     К, ОТ  -  КОТ;

                                                                                   С, О, К -  СОК;

                                                                                                О, К, НА  -  ОКНА.

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

Логопед: Какие частички слов мы путаем с предлогами и пишем со словами слитно? (Приставки.)

Логопед вместе с детьми припоминает правило о право­писании предлогов и приставок.

II. Основная часть

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте слова с предлогами и слова с при­ставками и поднимите соответствующие символы.

Логопед раздает карточки с графическим обозначением предлогов и приставок.

Слова: доехал, к дому, по улице, по мостовой, поехал, пе­реплыл, с плиты, откусил, от стены, под домом, подчерк­нул. 

 

 

 

2. Закрепление знания о приставках.

Логопед; А вы знаете, почему приставки пишутся со сло­вами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках само­стоятельно.

    В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и оста­лась жить в лесу. На большой и красивой поляне она по­строила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.

     Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Це­лый день они бродили, собрали полные корзины и уже со­брались поворачивать обратно, но обнаружили, что не пом­нят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплака­ли. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Они позвали девочку Приставку.

    На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девоч­ка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боя­лись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так  и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со слова­ми, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с неко­торыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!

     С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без при­ставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных при­ставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.

     Итак, приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Дифференциация предлогов и сходных приставок.

Логопед: Послушайте стихотворения и найдите сходные  слова. Где слово с предлогом, а где слово с приставкой?

       Зависело б от мыла-

       Веснушки я б отмыла.

 

                           Решили лисы кролика запечь,

                          А кролик из духовки прыг за печь.

 

4. Соотнесение предлогов и приставок с символами

для обозначения на письме. Дифференциация  предлогов  и приставок.

 

5. Физминутка.

Логопед: Послушайте стихотворение и изобразите напи­сание слов с предлогами и приставками: если слова с пред­логом - разведите ладони в стороны, если нужно писать сло­во с приставкой - хлопните в ладоши.                                 

Логопед медленно читает слова с предлогами и с при­ставками, а дети выполняют движения.

Слова: входить, написать, измерить, на  стене, у  друга,  про  маму, проехать, по  дороге, подарить...

6.  Дифференциация предлогов и приставок во фразах. Развитие имения строить словосочетание.

 Логопед: Прочитайте слова первого и второго столбика

(запись на карточках).  Составьте словосочетания и назо­вите слова с приставками и предлогами.

(НА)ПИСАТЬ                             (НА)СТОЛЕ

(В)БЕЖАТЬ                                (ОТ)ГРЯЗИ

(ПО)ПЛЫВЁТ                             (СО)СТУЛА

(ОТ)МЫЛА                                 (В)КОМНАТУ

(ЗА)БЕЖАЛ                                (НА)ДОСКЕ

(СО)СКОЧИЛ                             (ПО)РЕКЕ

(НА)КРОШИЛ                            (ЗА)УГОЛ

 

7. Запись словосочетаний. Обозначение предлогов и приставок.

8. Работа по языковому  анализу и синтезу на уровне предложения. Составление схем предложений.

Логопед: Вставьте предлоги и приставки (запись на кар­точках). Составьте схемы предложений со словами с пред­логами и приставками.

— Змей   ...ценился   …ветку.

—  ... стол кто-то  ...крошил.

—Мальчик  ...бежал  ...остановки.

— Всадник  …вязал лошадь  ...дерева.

 

III. Итог занятия

Логопед: Придумайте  предложение с предлогом НА,

                а теперь слово с приставкой НА-.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цели и задачи: закреплять знания детей о приставках и предлогах; знакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове); учить обозначать предлоги с помощью графической схемы, дифференцировать предлоги и приставки; развивать слуховое внимание, логическое мышление и навыки фонематического анализа и синтеза. Оборудование: таблица (для оргмомента), записанные на карточках предложения, схемы для обозначения предлогов и приставок, картинка с изображением девочки Приставки.

Ход занятия

1. Оргмомент

1. Развитие логического мышления и фонематического

анализа и синтеза.

Логопед: Посмотрите на доску и прочитайте слова.

Что это может быть? (Предлоги.)

А чем могут быть еще эти знаки? (Отдельными буквами и слогами.) Постарайтесь составить шесть слов из этих знаков.

С

ПО

НА

О

ЗА

К

ОТ

СО

ПОД

С, СО, НА  -  СОСНА;

                     К, О, ЗА  -  КОЗА;

                                       НА, СО, С  -  НАСОС;

                                                                     К, ОТ  -  КОТ;

                                                                                   С, О, К -  СОК;

                                                                                                О, К, НА  -  ОКНА.

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

Логопед: Какие частички слов мы путаем с предлогами и пишем со словами слитно? (Приставки.)

Логопед вместе с детьми припоминает правило о правописании предлогов и приставок.

II. Основная часть

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте слова с предлогами и слова с приставками и поднимите соответствующие символы.

Логопед раздает карточки с графическим обозначением предлогов и приставок.

Слова: доехал, к дому, по улице, по мостовой, поехал, переплыл, с плиты, откусил, от стены, под домом, подчеркнул.  

2. Закрепление знания о приставках.

Логопед; А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках самостоятельно.

    В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.

     Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Они позвали девочку Приставку.

    На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так  и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со словами, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!

     С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.

     Итак, приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Дифференциация предлогов и сходных приставок.

Логопед: Послушайте стихотворения и найдите сходные  слова. Где слово с предлогом, а где слово с приставкой?

       Зависело б от мыла-

       Веснушки я б отмыла.

                           Решили лисы кролика запечь,

                          А кролик из духовки прыг за печь.

4. Соотнесение предлогов и приставок с символами

для обозначения на письме. Дифференциация  предлогов  и приставок.

5. Физминутка.

Логопед: Послушайте стихотворение и изобразите написание слов с предлогами и приставками: если слова с предлогом - разведите ладони в стороны, если нужно писать слово с приставкой - хлопните в ладоши.                                 

Логопед медленно читает слова с предлогами и с приставками, а дети выполняют движения.

Слова: входить, написать, измерить, на  стене, у  друга,  про  маму, проехать, по  дороге, подарить...

6.  Дифференциация предлогов и приставок во фразах. Развитие имения строить словосочетание.

 Логопед: Прочитайте слова первого и второго столбика

(запись на карточках).  Составьте словосочетания и назовите слова с приставками и предлогами.

(НА)ПИСАТЬ                             (НА)СТОЛЕ

(В)БЕЖАТЬ                                (ОТ)ГРЯЗИ

(ПО)ПЛЫВЁТ                             (СО)СТУЛА

(ОТ)МЫЛА                                 (В)КОМНАТУ

(ЗА)БЕЖАЛ                                (НА)ДОСКЕ

(СО)СКОЧИЛ                             (ПО)РЕКЕ

(НА)КРОШИЛ                            (ЗА)УГОЛ

7. Запись словосочетаний. Обозначение предлогов и приставок.

8. Работа по языковому  анализу и синтезу на уровне предложения. Составление схем предложений.

Логопед: Вставьте предлоги и приставки (запись на карточках). Составьте схемы предложений со словами с предлогами и приставками.

— Змей   ...ценился   …ветку.

—  ... стол кто-то  ...крошил.

—Мальчик  ...бежал  ...остановки.

— Всадник  …вязал лошадь  ...дерева.

III. Итог занятия

Логопед: Придумайте  предложение с предлогом НА,

                а теперь слово с приставкой НА-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация предлогов К - ОТ"

Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико - грамматических представлений на тему "Дифференциация предлогов К - ОТ"...

Дифференциация предлогов над и под.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР....

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе на тему: "Дифференциация предлогов "НА" - "ПОД"

В занятии представлены игры и упражнения для развития навыков по дифференциации предлогов "НА" , "ПОД" и правильного их употребления в речи....

Конспект ООД "Дифференциация предлогов В-НА"

Дифференциация предлогов В-НА на основе психологического метода сказкотерапиии....

Авторская презентация "Где мишка?" Цель: автоматизация и дифференциация предлогов ПОД, ИЗ-ПОД.

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"12129560","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Презентация "Где мишка?" используется для автоматизации и ди...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) Дифференциация предлогов «на» и «под».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) подготовительная группа....