Дифференциация предлогов и приставок.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цели и задачи: закреплять знания детей о приставках и предлогах; знакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове); учить обозначать предлоги с помощью графической схемы, дифференцировать предлоги и приставки; развивать слуховое внимание, логическое мышление и навыки фонематического анализа и синтеза. Оборудование: таблица (для оргмомента), записанные на карточках предложения, схемы для обозначения предлогов и приставок, картинка с изображением девочки Приставки.
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Развитие логического мышления и фонематического
анализа и синтеза.
Логопед: Посмотрите на доску и прочитайте слова.
Что это может быть? (Предлоги.)
А чем могут быть еще эти знаки? (Отдельными буквами и слогами.) Постарайтесь составить шесть слов из этих знаков.
С | ПО | НА
|
О | ЗА | К
|
ОТ | СО | ПОД |
С, СО, НА - СОСНА;
К, О, ЗА - КОЗА;
НА, СО, С - НАСОС;
К, ОТ - КОТ;
С, О, К - СОК;
О, К, НА - ОКНА.
2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
Логопед: Какие частички слов мы путаем с предлогами и пишем со словами слитно? (Приставки.)
Логопед вместе с детьми припоминает правило о правописании предлогов и приставок.
II. Основная часть
1. Развитие слухового внимания.
Логопед: Послушайте слова с предлогами и слова с приставками и поднимите соответствующие символы.
Логопед раздает карточки с графическим обозначением предлогов и приставок.
Слова: доехал, к дому, по улице, по мостовой, поехал, переплыл, с плиты, откусил, от стены, под домом, подчеркнул.
2. Закрепление знания о приставках.
Логопед; А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках самостоятельно.
В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.
Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Они позвали девочку Приставку.
На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со словами, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!
С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.
Итак, приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Дифференциация предлогов и сходных приставок.
Логопед: Послушайте стихотворения и найдите сходные слова. Где слово с предлогом, а где слово с приставкой?
Зависело б от мыла-
Веснушки я б отмыла.
Решили лисы кролика запечь,
А кролик из духовки прыг за печь.
4. Соотнесение предлогов и приставок с символами
для обозначения на письме. Дифференциация предлогов и приставок.
5. Физминутка.
Логопед: Послушайте стихотворение и изобразите написание слов с предлогами и приставками: если слова с предлогом - разведите ладони в стороны, если нужно писать слово с приставкой - хлопните в ладоши.
Логопед медленно читает слова с предлогами и с приставками, а дети выполняют движения.
Слова: входить, написать, измерить, на стене, у друга, про маму, проехать, по дороге, подарить...
6. Дифференциация предлогов и приставок во фразах. Развитие имения строить словосочетание.
Логопед: Прочитайте слова первого и второго столбика
(запись на карточках). Составьте словосочетания и назовите слова с приставками и предлогами.
(НА)ПИСАТЬ (НА)СТОЛЕ
(В)БЕЖАТЬ (ОТ)ГРЯЗИ
(ПО)ПЛЫВЁТ (СО)СТУЛА
(ОТ)МЫЛА (В)КОМНАТУ
(ЗА)БЕЖАЛ (НА)ДОСКЕ
(СО)СКОЧИЛ (ПО)РЕКЕ
(НА)КРОШИЛ (ЗА)УГОЛ
7. Запись словосочетаний. Обозначение предлогов и приставок.
8. Работа по языковому анализу и синтезу на уровне предложения. Составление схем предложений.
Логопед: Вставьте предлоги и приставки (запись на карточках). Составьте схемы предложений со словами с предлогами и приставками.
— Змей ...ценился …ветку.
— ... стол кто-то ...крошил.
—Мальчик ...бежал ...остановки.
— Всадник …вязал лошадь ...дерева.
III. Итог занятия
Логопед: Придумайте предложение с предлогом НА,
а теперь слово с приставкой НА-.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация предлогов и приставок. | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация предлогов и приставок.
Цели и задачи: закреплять знания детей о приставках и предлогах; знакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове); учить обозначать предлоги с помощью графической схемы, дифференцировать предлоги и приставки; развивать слуховое внимание, логическое мышление и навыки фонематического анализа и синтеза. Оборудование: таблица (для оргмомента), записанные на карточках предложения, схемы для обозначения предлогов и приставок, картинка с изображением девочки Приставки.
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Развитие логического мышления и фонематического
анализа и синтеза.
Логопед: Посмотрите на доску и прочитайте слова.
Что это может быть? (Предлоги.)
А чем могут быть еще эти знаки? (Отдельными буквами и слогами.) Постарайтесь составить шесть слов из этих знаков.
С | ПО | НА |
О | ЗА | К |
ОТ | СО | ПОД |
С, СО, НА - СОСНА;
К, О, ЗА - КОЗА;
НА, СО, С - НАСОС;
К, ОТ - КОТ;
С, О, К - СОК;
О, К, НА - ОКНА.
2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
Логопед: Какие частички слов мы путаем с предлогами и пишем со словами слитно? (Приставки.)
Логопед вместе с детьми припоминает правило о правописании предлогов и приставок.
II. Основная часть
1. Развитие слухового внимания.
Логопед: Послушайте слова с предлогами и слова с приставками и поднимите соответствующие символы.
Логопед раздает карточки с графическим обозначением предлогов и приставок.
Слова: доехал, к дому, по улице, по мостовой, поехал, переплыл, с плиты, откусил, от стены, под домом, подчеркнул.
2. Закрепление знания о приставках.
Логопед; А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках самостоятельно.
В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.
Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Они позвали девочку Приставку.
На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со словами, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!
С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.
Итак, приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Дифференциация предлогов и сходных приставок.
Логопед: Послушайте стихотворения и найдите сходные слова. Где слово с предлогом, а где слово с приставкой?
Зависело б от мыла-
Веснушки я б отмыла.
Решили лисы кролика запечь,
А кролик из духовки прыг за печь.
4. Соотнесение предлогов и приставок с символами
для обозначения на письме. Дифференциация предлогов и приставок.
5. Физминутка.
Логопед: Послушайте стихотворение и изобразите написание слов с предлогами и приставками: если слова с предлогом - разведите ладони в стороны, если нужно писать слово с приставкой - хлопните в ладоши.
Логопед медленно читает слова с предлогами и с приставками, а дети выполняют движения.
Слова: входить, написать, измерить, на стене, у друга, про маму, проехать, по дороге, подарить...
6. Дифференциация предлогов и приставок во фразах. Развитие имения строить словосочетание.
Логопед: Прочитайте слова первого и второго столбика
(запись на карточках). Составьте словосочетания и назовите слова с приставками и предлогами.
(НА)ПИСАТЬ (НА)СТОЛЕ
(В)БЕЖАТЬ (ОТ)ГРЯЗИ
(ПО)ПЛЫВЁТ (СО)СТУЛА
(ОТ)МЫЛА (В)КОМНАТУ
(ЗА)БЕЖАЛ (НА)ДОСКЕ
(СО)СКОЧИЛ (ПО)РЕКЕ
(НА)КРОШИЛ (ЗА)УГОЛ
7. Запись словосочетаний. Обозначение предлогов и приставок.
8. Работа по языковому анализу и синтезу на уровне предложения. Составление схем предложений.
Логопед: Вставьте предлоги и приставки (запись на карточках). Составьте схемы предложений со словами с предлогами и приставками.
— Змей ...ценился …ветку.
— ... стол кто-то ...крошил.
—Мальчик ...бежал ...остановки.
— Всадник …вязал лошадь ...дерева.
III. Итог занятия
Логопед: Придумайте предложение с предлогом НА,
а теперь слово с приставкой НА-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация предлогов К - ОТ"
Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико - грамматических представлений на тему "Дифференциация предлогов К - ОТ"...
Дифференциация предлогов над и под.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР....
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе на тему: "Дифференциация предлогов "НА" - "ПОД"
В занятии представлены игры и упражнения для развития навыков по дифференциации предлогов "НА" , "ПОД" и правильного их употребления в речи....
Конспект ООД "Дифференциация предлогов В-НА"
Дифференциация предлогов В-НА на основе психологического метода сказкотерапиии....
Авторская презентация "Где мишка?" Цель: автоматизация и дифференциация предлогов ПОД, ИЗ-ПОД.
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"12129560","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Презентация "Где мишка?" используется для автоматизации и ди...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) Дифференциация предлогов «на» и «под».
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) подготовительная группа....
Тренировочные упражнения на тему "Дифференциация предлогов и приставок"
Предлоги и приставки...