Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте на тему
Предварительный просмотр:
Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
(составлена по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961)
Раздел грамматики | Возраст детей | ||||
2 - 3 | 3 – 4 | 4 – 5 | 5 – 6 | 6 – 7 | |
Морфология | Начинается формирования умения согласовывать прилага-тельное с сущ-ыми в косвенных падежах. Начинают усваиваться падежное окончания: - а (рога), - я (стулья) и мн числа: -ов, -ами, -ах; Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. | Согласуют слова в роде, числе, падеже, употре-бляют существительные с предлогами: в, на, под, за. | Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать. | Совершенствуется умение согласовы-вать в предложении сущ-е с числитель-ными, прилагатель-ными; формируется умение использовать несклоняемые сущ-е. | Закрепляется умение согласовывать в предложении сущ-е с числительными, прилагательными и местоимения с существительными |
Словообра-зование | Начинают усваиваться суффиксы увеличи-тельности, принадле-жности. | Употребление сущ-х в форме ед. и мн. ч. в род. падеже (ленточек, яблок, рук). Употребление сущ-х обозначающих животных и их детенышей. Усваиваются сравнительные степени прилагательных, наречий. | Образуют форму мн. числа сущ-х, обозна-чающих детенышей животных (по анало-гии), употребляют их в им., род., падежах (котята - котят).правильно используют форму мн. ч. род.п. существительных (яблок), сравнительные степени прилагательных, наречий. | Образуют форму мн.ч. сущ-х, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу). Самостоятельное образование глаголов от других частей речи | Образуют (по образцу) сущ –е с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова. |
Синтаксис | Употребление простого предложения (до 5 - 8 слов). Появление бессо-юзных сложносочи-ненных предложений | Употребление предло-жений с однородными существительными, учатся правильно согла-овывать слова в предложении. | Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. | Продолжают учиться составлять простые, сложные предложе-ния, учатся пользо-ваться прямой и косвенной речью. | Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений |
Особенности возраста, трудности | На месте одних приставок иногда употребляют другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело». Отмечаются смешения рода местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье) | Употребление собственных слово- форм, словотворчество («ежинята» - ежата, «водопадит» - сильно течет вода). Ошибки в использовании чередо-ваний и ударений. При словообразовании сохраняется основа:»пени» (пни), «левы» (львы).Частицы не опускают. Нарушение в согласовании в среднем роде. | Нарушение в согла-совании числитель-ного с существи-тельными в косвенных падежах,; в чередование в основах глаголов при создании новых форм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В дошкольном учреждении о...
«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста при ФФНР».
Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы роного языка являются "материальной основой мышления". Граммати...
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...
«Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей будущих первокласников знакомит их с особенностями грамматического строя речи у детей дошкольного возУправление грамматическим развитием ребенка должно осущ...
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...
Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»
Статья раскрывает особенности становления грамматического строя речи на протяжении всего дошколного возраста...
Консультация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и п...