Консультация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
консультация
Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Грицовский ЦО им. Д. С. Сидорова»
структурное подразделение «Грицовский детский сад №2»
Консультация
«Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель Калакутская Е.В.
2022г.
Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях, умение владеть приемами словоизменения и словообразования , а так же умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия.
Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.
Для детей характерны нарушения морфологической системы языка, которая тесно связана с развитием синтаксиса, лексики, фонематического восприятия. Для того чтобы овладеть морфологической системой языка, ребенок должен научиться сравнивать слова по звучанию и значению, определять их различия, «осознавать изменения в значении, в звучании, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения … и элементами слов (морфемами).
«Морфологически нечленимое использование слов – основная закономерность ранних этапов дизонтогенеза речи». Дети с нарушенным развитием речи длительное время не замечают грамматической изменяемости слов родного языка, не используют формальных средств языка (прежде всего систему флексий), несмотря на достаточный словарный запас. Существительные используются чаще всего в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве и повелительном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении. Это объясняется тем, что лексическая основа слова представляется ребенку, как постоянный словесный раздражитель, который связан с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для детей лишь меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, и поэтому не воспринимаются детьми. При чем, употребления слов в нерасчлененном на морфологические элементы виде может наблюдаться в речи таких детей в течение многих лет жизни.
В норме морфологические элементы слов дети начинают распознавать и вычленять при накоплении небольшого словарного запаса.
Если нормально развивающийся ребенок, усвоил грамматическое обозначение той или иной ситуации, то затем он улавливает сходство ситуаций и обобщает их, ребенок с нарушенным речевым развитием не улавливает сходства и может однотипные речевые ситуации обозначать по-разному. Отмечено, что при нормальном речевом развитии дети образуют большое количество форм слов по аналогии, при нарушенном речевом развитии часто дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. Это приводит к тому, что одно и тоже слово может использоваться ребенком в одной и той же синтаксической конструкции по-разному. У детей с нарушенным речевым развитием возникновение правильных форм слова не ведет к исчезновению «старого стереотипа».
Одним из показателей морфологических нарушений является неправильное согласование в роде и числе. В.А Ковшиков приводит примеры неправильных согласований в роде прилагательных с существительными у детей с алалией: красный бант, но красный платье, красный юбка; зеленый трава, вкусная суп. Примеры неправильных согласований в числе: дети одевается, девочки играет, машины гудит; мячики красивый.
Очень часто дети неверно употребляют окончания множественного числа существительных. Например: дом-домы; глаз-глазы; ведро-ведра; дерево-дерева; козленок-козленки; теленок-теленки.
Также у детей с ОНР проявляются стойкие грамматические ошибки в замене окончаний косвенных падежей окончаниями именительного падежа. Нередко отмечаются взаимозамены ряда окончаний. Например, винительный падеж: моет (пол) пола, полу; гладит (щенка) щенок; взял (кубик) кубику. Родительный падеж: боится (петуха) петух, петуху; просит (молока) молоко, молоку. Дательный: идет (к лисе) лиса, лисой, к лису; дает (петуху) петух, петуха.
Чаще всего дети допускают ошибки в употреблении творительного и предложного падежей. Например, творительный: вытирает нос (платком) платок, платке; ударил мяч (ногой) нога, ногу, ногом, ногей; бежит (за лисой) за лиса, за лисе, за лисом. Предложный: лежат (на полу) пол, на пол, на поле; вода (в ведре) ведро, в ведра, в ведру.
Особенности употребления детьми с речевыми нарушениями окончаний существительных… отражают основные закономерности более ранних этапов нормального речевого развития. Однако у этих детей отмечается ряд особенностей в усвоении грамматического строя языка. Так дети с нормальным речевым развитием на ранних этапах овладения системой языка обычно производят замены окончаний лишь внутри какого-либо одного падежа, то дети с речевыми нарушениями заменяют окончания одного падежа окончаниями разных падежей. При чем для детей с ОНР характерно непостоянство этих замен.
Много аграмматических ошибок допускают дети и в глагольных формах. Иногда вместо формы определенного лица и числа они используют неопределенную форму глагола (мама, папа и дочка пить (пьют) чай; мальчики кидать (кидают) мяч) или глагольную основу (зайчик прыга (прыгает); дети куша (кушают)). Смешиваются окончания глаголов при изменении по лицам и числам (они кричит). Часто дети опускают возвратную частицу –ся (катается-катает; умывается-умывает). Также дети не учитывают изменения, происходящие в слове при спряжении (они рисовают; он шел и она шела (шла)). Допускаются переносы окончаний одного спряжения в другое (машины гудуют (гудят); Маша кладит (кладет) палочки). У детей с алалией часто бывает плохо сформирована категория вида: дети шли (пошли) в лес; Дима не рассказать (не хочет рассказать) сказку; Петя лез (залез) на дерево. Плохо также сформирована категория времени. Многие дети не употребляют форм прошедшего времени и особенно будущего времени, нередко заменяя их формами настоящего.
Довольно распространенной ошибкой является неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных, например: нет два пуговиц, два руки, пять ногах.
Часто дети неправильно употребляют предложно-падежные конструкции, например: под стола, в дому, из стакан.
Основным механизмом возникновения аграмматизмов в речи дошкольников является излишнее обобщение часто встречающихся форм, образование по аналогии с продуктивными формами.
Одним из таких обобщений является закрепление ударения за определенным слогом в слове, т.е. при склонении существительных сохраняется ударение исходного слова (сто`ла нет, много по`ездов). Ошибки такого вида встречаются часто, но взрослые их не замечают, так как не считают значимыми. Также устранение беглости гласных, которые при склонении существительных остаются в основе слова, например: кусоки, костером, много сестр.
Дети устраняют чередование конечных согласных основы. В русском языке оно чаще сочетается с наращиванием (клок – клочья). Есть существительные, в которых эти наращивания отсутствуют (ухо - уши, черт - черти, сосед - соседи). В детской речи именительный падеж воздействует на другие формы (ухи, соседы).
Достаточно часто в речи детей происходит устранение наращивания или изменение суффиксов (друг – други, ком – комы, стол – столы, дерево – деревы, котенок – котенки).
В детской речи встречаются, как случаи образования форм множественного числа от основы единственного числа, так и случаи обратного рода (человек – человеки, ребенок - ребенки, люди – людь, дети – деть).
Среди форм словоизменения у дошкольников шестилетнего возраста наибольшие трудности вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Многие авторы отмечают, что, осваивая правильную грамматическую форму слова, ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических языковых единиц. При этом выбранная форма слова чаще всего зависит от уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи.
Словообразованием дошкольники владеют в ограниченных рамках и в процессе его, как правило, возникает много ошибок. Наибольшие трудности у детей вызывает образование прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: «клюный» – клюквенный (с продуктами питания); «глинявый» – глиняный, «стекляшкин», «стекловый» - стеклянный (с различными материалами), «сосный» - сосновый, «березкин» - березовый (с растениями), «хвастовый» - хвастливый (с характеристикой эмоционально-волевого и физического состояния объекта). Дети неправильно выбирают производящую основу, что приводит к возникновению неологизмов, например: «человек, который дома строит» - «доматель». Часто дети используют неадекватные аффиксальные элементы: «мойчик» вместо «мойщик», «лисник» вместо «лисья», «скворчик» вместо скворушка. Стойкие трудности отмечаются в образовании малознакомых сложных слов: книжник – книголюб, пчельник – пчеловод. Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко-слоговой организации производного (т.е вновь образованного) слова, например, вместо «нарисовал» - «саявал», вместо «мойщик» - «мынчик».
Если ребенок 6 лет говорит « на столу» вместо «на столе» или «домы» вместо «дома» и считает это правильным, как же он будет писать в школе? Ведь наличие подобных «аграмматизмов» свидетельствует о том, что грамматические системы так и остались у него не сформированны. Это может послужить предпосылкой к возникновению аграмматической дисграфии при обучении в школе. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо выявлять нарушения формирования грамматического строя речи и проводить работу по устранению этих нарушений.
В связи с этим можно выделить основные направления при формировании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике способов словообразования и форм словоизменения.
2. Закрепление наиболее продуктивных способов словообразования и словоизменения.
3. Работа по ознакомлению с менее продуктивными моделями словообразования и формами словоизменения.
4. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения и способов словообразования.
В ходе коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо решать следующие задачи:
1. Помочь ребенку усвоить основное значение каждой конкретной грамматической формы.
2. Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы частотных и малознакомых слов по заданному образцу (по аналогии).
3. Воспитать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм путем многократных повторений. При работе по формированию грамматического строя речи необходимо ориентироваться на следующие педагогические принципы:
- принцип системности и учета структуры речевого нарушения, который позволяет выявить механизм речевого недоразвития и диагностировать речевое расстройство, исходя из его патогенеза, а также определить методы педагогического воздействия.
- принцип комплексности – так как нарушения грамматического строя обусловлены в большинстве случаев недоразвитием языковых обобщений, то коррекционная работа по формированию системы словообразования и словоизменения взаимосвязана с развитием лексики, фонетико-фонематической системы;
- онтогенетический принцип – логопедическое воздействие осуществляется с учетом общих закономерностей овладения грамматическими категориями при нормальном речевом развитии;
- принцип деятельности – известно, что овладение грамматикой языка происходит в процессе деятельности ребенка, а так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то работа по формированию грамматического строя речи проводиться с использованием большого количества дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, которые способствуют прочному усвоению изучаемого материала;
- принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) – процесс развития той или иной функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение заданий возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
- общедидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность, постепенный переход от простого к сложному, учет объема и разнообразия материала.
- принцип наглядности. В работе по развитию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием большую роль играет использование наглядных пособий (натуральных предметов и их изображения). Наглядность как средство обучения, помогает вызвать у детей интерес к занятиям, способствует закреплению пройденного, систематизации изучаемого материала и повышает качество усвоения. При работе с детьми используют разнообразные виды картинок: предметные, сюжетные, парные, которые применяются при сопоставлении и противопоставлении. Кроме картинок используется материал окружающей обстановки, сопровождение демонстрируемых действий речью, выполнение действий по словесной инструкции.
Формирование различных способов словообразования.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР основное внимание необходимо уделять усвоению системы продуктивных словообразовательных моделей. Для закрепления и формирования продуктивных моделей необходимо уточнять связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).
Логопедическая работа на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных проводится параллельно.
Коррекционная работа по формированию словообразования существительных включает:
- использование уменьшительно-ласкательных суффиксов,
- суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды);
- суффикса –инк- (солома - соломинка);
- формирование умения образовывать названия детенышей животных и птиц;
- формирование умения образовывать названия профессий.
При этом детям предлагаются только продуктивные суффиксы: для мужского рода – -щик-,-чик- (часовщик, летчик) и для женского рода - – ниц-, - иц- (учительница, певица).
При формировании суффиксального способа образования существительных речевой материал предлагают в следующей последовательности:
- образование слов, в которых не меняется звуковой структуры корня производного слова (дом – домик, диван – диванчик, корова - коровка);
- с чередованием глухих и звонких звуков в корне (сад – садик);
- с изменением звуковой структуры производного слова (рукав – рукавчик, синица - синичка).
В работе по формированию словообразования глаголов детям с ОНР для закрепления предлагаются простые по семантике словообразовательные модели с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Упражнения на дифференциацию глагольных форм предлагаются в следующей последовательности:
- дифференциация совершенного и несовершенного вида,
- возвратных и невозвратных глаголов.
- глаголов с наиболее продуктивными приставками.
Учитывая особенности появления форм прилагательных в онтогенезе, материал для формирования навыка образования прилагательных предлагается детям в следующей последовательности:
- образование притяжательных прилагательных;
- относительных;
- качественных.
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом формирования этой системы в онтогенезе. При этом учитывается связь с лексикой, морфологической и синтаксической системой языка. Коррекционную работу необходимо проводить с постепенным усложнением форм речи, заданий и речевого материала. Сначала работа по формированию словоизменения проводится на уровне словосочетания и предложения, в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях.Среди именных словосочетаний для работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи используются словосочетания, которые состоят:
- из существительного и прилагательного (синий шар);
- из двух существительных: со значением принадлежности (лапа медведя), со значением совместимости (тарелка с ложкой).
Формирование каждой грамматической формы осуществляется в определенной последовательности: сначала отрабатываются формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменения звукослоговой структуры основы слова при словоизменении, затем безударные флексии при отсутствии изменений в основе слова, далее ударные флексии с изменением основы слова и безударные окончания при изменении основы слова.
Формирование словоизменения существительных включает:
1. Дифференциацию форм единственного и множественного числа именительного падежа.
2. Закрепление беспредложных конструкции существительных единственного числа. Эта работа осуществляется с учетом появления косвенных падежей в онтогенезе:
- винительный падеж;
- родительный падеж;
- дательный падеж;
- творительный падеж.
3. Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности:
- дательный падеж;
- творительный падеж;
- родительный падеж;
- винительный падеж.
Для закрепления форм родительного падежа существительных множественного числа предлагаем использовать различные варианты игры «Чего не стало?».
Работа по формированию словоизменения прилагательных включает:
- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;
- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа в беспредложных конструкциях, а затем в
предложных;
- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа в беспредложных и в предложных конструкциях.
Особое внимание в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи уделяется глагольным словосочетаниям. Это связано с тем, во-первых, глагол чаще всего выступает в роли предиката, является организующим звеном в предложении, во-вторых, у детей с общим недоразвитием речи опускается в предложении именно предикат.
Коррекционная работа по формированию словоизменения глаголов включает задания:
- на дифференциацию глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица;
- на согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Вывод:
Среди разнообразных речевых расстройств у дошкольников часто встречается общее недоразвитие речи. Оно может быть вызвано разнообразными этиологическими факторами биологического и социального характера и наблюдается при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации).
Характерными признаками общего недоразвития речи является стойкое отставание в формировании всех компонентов речевой системы: (звуковой стороны, фонематических процессов, лексики и грамматики).
Нарушения грамматического строя являются одним из важных показателей недоразвития речи. В связи с этим, выявление особенностей формирования грамматических средств у детей с общим недоразвитием речи является необходимым в анализе речевого нарушения.
Дети с общим недоразвитием речи даже к 7 годам недостаточно овладевают грамматическими средствами языка, что может вызвать у них трудности в овладении школьной программой по русскому языку и послужить предпосылкой к возникновению аграмматической дисграфии при обучении. В связи с этим при логопедической работе с детьми с ОНР необходимо уделять особое внимание формированию грамматического строя речи.
Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.
Формирование грамматического строя речи- это длительная, кропотливая работа.
Даже если ребенок с речевым нарушением в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов и пр. А приобретенные умения помогут в дальнейшем при усвоении школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)
Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В дошкольном учреждении о...
Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...
Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...