«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста при ФФНР».
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы роного языка являются "материальной основой мышления". Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребёнка. Сформированный грамматический строй речи - непременное условие успешного и современного развития монологической речи - одного из ведущих видов речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста при ФФНР». | 13.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста при ФФНР».
Цымбалова Татьяна Васильевна,
учитель – логопед,
МБДОУ № 165 «Детский сад общеразвивающего вида»,
г. Кемерово.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Формирование грамматического строя речи — важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй — это зеркало интеллектуального развития ребенка.
Сформированный грамматический строй речи — непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т.п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший эмпирически грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи.
Причины ошибок грамматического строя речи у детей дошкольного возраста:
1. Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители).
2. Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет).
3. Психофизиологические особенности развития дошкольников – недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.
4. Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха – дети «недослышивают» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.
5. Наличие периода словотворчества.
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Возрастные задачи....
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.
Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...
«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...
Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»
Статья раскрывает особенности становления грамматического строя речи на протяжении всего дошколного возраста...
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения...