«Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей будущих первокласников знакомит их с особенностями грамматического строя речи у детей дошкольного возУправление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра.раста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20 «Олимпийская сказка» г.Балаково Саратовской области
Консультация
«Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
учитель – логопед
Безбородова М.В.
2018г
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях, умение владеть приемами словоизменения и словообразования , а так же умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия.
Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.
Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра.
Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:
Игра «Один-много»
Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление существительных во множественном числе именительном падеже.
Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.
Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла – куклы, кубик- кубики и т.д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.
Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом - домик, кукла - куколка и т.д.
Игра «Чего не стало»
Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
Ход игры: Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных ребенком.
Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.
(Нет матрешки, нет самолета, ит.д.)
Игра «Сосчитай до 5»
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными. Упражнять детей в счете.
Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей…
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д.
Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….
Игра «Жадина и щедрый».
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями.
Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».
Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? — Шарф мой и т.д.
Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.
Игра «Из чего какой»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.
Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины – резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.
Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования притяжательных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.
Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.).
Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).
Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.
Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.
Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый, холодный…)
Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…)
Лед (какой?)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.
Лед (что делает?)- трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.
Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи».
Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много. Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Верьте в силы ребенка!
- Обучайте в игре!
- Умейте выслушать ребенка.
- Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
- Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Список использованной литературы:
1.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.
Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999.
2.Новиковская О.А. Логопедическая грамматика.- СПб.: КОРОНА принт, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при изучении английского языка
Данная статья подробно описывает особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. А также способы и приемы формирования лексических навыков. Статья будет интересна педагогам ...
Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности по английскому языку.
О формировании лексических навыков по английскому языку у дошкольников....
Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».
Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....
Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».
Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....
Особенности формирования сенсорных представлений у детей дошкольного возраста
Особенности формирования сенсорных представлений у детей дошкольного возраста...
"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"
Формирование связной речи у детей с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...
Особенности формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.
В статье представлены возрастные особенности детей от 3 до 7 лет, общие закономерности развития познавательных и речевых процессов в детском возрасте....
- Мне нравится (2)