Знакомство со слоговым строением слов и словесным ударением
консультация по обучению грамоте по теме

Колупаева Елена Владимировна

Слог – минимальная произносительная единица. Иначе говоря, деление слова на слоги (в отличии от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_so_slogovym_stroeniem_slov.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ЗНАКОМСТВО СО СЛОГОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВ И СЛОВЕСНЫМ УДАРЕНИЕМ.

Слог – минимальная произносительная единица. Иначе говоря, деление слова на слоги (в отличии от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам.

Эта ситуация моделируется в игре «На стадионе».

- Знаете ли вы, что на футбольных и хоккейных матчах болельщики постоянно изучают русский язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы хоккеисты забили гол? Давайте-ка и мы крикнем так, как кричат болельщики: шай-бу, шай-бу! Болельщики кричат слово по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делятся слова.

Давайте снова вернемся на стадион. Что кричат болельщики, когда команда забивает гол? Они кричат: [ма-ла-цы]! (При произнесении слова по слогам нельзя произносить их так, как оно пишется. Обязательно должно сохраняться орфоэпическое произношение!).

- Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только негромко) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, воспитатели и учителя часто навязывают детям неверное членение на слоги из боязни, что верное деление может помешать им впоследствии, членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Зато навязанное неверное деление на слоги (кус – ты, вместо ку – сты, уз – кий, вместо у – зкий и т.п.) так же, как и неверное выделение звуков, отучает детей доверять слуху.

Типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда дети пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно так и делится само собой: «те - традь», а не «тет - радь» и т.д. Именно такое естественное деление на слоги надо закреплять у детей.

Так как в каждом слоге есть «ртораскрыватель» (гласный), стоит подложить руку под подбородок, на каждом «ртораскрывателе» будет открываться рот, а  подбородок касаться руки. Так можно проверить, верно ли мы сосчитали слоги.

Вместе с обучением детей членению слова на слоги происходит работа по нахождению ударного слога. Для того, чтобы облегчить нахождение ударного слога, можно предложить детям «позвать» или «спросить» слово, т.е. применить такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Есть еще один прием, помогающий научить безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения со слога на слог. Как только ребенок научится произносить одно и то же слово, перемещая ударение со слога на слог, можно считать, что у него сформировался способ определения ударного слога в слове. Овладеть таким действием для детей непросто. Некоторые дети вначале могут сказать слово не так, как привыкли, только путем имитации речи воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детеныши

Конспект логопедического занятия в средней группеТема: Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детенышиЦель :- Познакомить с понятием «слог».- Учить чит...

Дидактические игры и упражнения по формированию умений звукового и слогового анализа слов, строения предложений для подготовительной группы.

Список игр для подготовительной группы по формированию умений звукового и слухового анализа слов и строения предложений....

Обучение слоговому строению слова.

Тема занятия: Обучение слоговому строению слова.Тип занятия: повторение ранее приобретённых знаний.Возрастная группа: старшая группа.Цель занятия: создать условия для обучения слоговому строению слова...

Конспект занятия по "обучению грамоте" : "Слоговой анализ слова.Ударение"

Материал данного занятия поможет воспитанникам лучше понять, что такое "ударение" слова, "ударный слог". Занятие построено в форме путешествия, что делает его интересным и занимате...