Обучение дошкольников грамоте в национальном детском саду.
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Обучение дошкольников грамоте на своем родном языке наиболее эффективно. Усвоив материал, ребенок может легко применить свои знания при обученииграмоте русского языка. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_v_natsionalnom_detskom_sadu.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников грамоте в национальном детском саду

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

Исследования ученых (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.Е. Шулешко, Е.А.    Бугрименко, Л.Е. Журова, Г.Ф. Марцинкевич и др.) позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности». Е.Е. Шулешко в своей работе "Обучение письму и чтению" выделил, что "перенос обучения письму и чтению в дошкольный возраст помогает избежать того колоссального напряжения, которое испытывает ребёнок, приступая к началу школьного обучения, делает процесс интересным, увлекательным, длительным, сохраняя при этом детскую непринуждённость и здоровье". Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому.

                Но как же быть, если детский сад национальный, где и родной язык и русский язык находятся на равных уровнях? Ведь оба являются государствен-ными языками. Наш детский сад посещают дети мари.

        К. Д. Ушинский доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения.

Многочисленные исследования показывают, что грамотность в родном языке повышает уровень овладения вторым языком, поскольку позволяет лучше осмыслить сам процесс письма и чтения.

        Владение родным языком рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей, поэтому еще с дошкольного возраста ребенок должен активно осваивать нормы и правила родного языка, научиться их применять и владеть основными коммуникативными умениями. Поэтому вся непосредственная образовательная деятельность проводится на родном языке. Параллельно ведется обучение детей русскому языку.

        

Грамматика марийского языка несколько отличается от грамматики русского языка. Марийский язык отличается от русского по своей морфологической


структуре: русский язык относится к языкам флективным, марийский – к агглютинативным. В марийском языке нет губно-зубных звуков. Из мягких согласных в качестве самостоятельной фонемы выступают лишь л', н'. Согласные х, ф, ц, б, г, д, з встречаются только в заимствованиях, характерны открытые слоги и гармония гласных. Вместе с тем в области фонетики немало и общих черт: наличие одинаковых слов, одинаковых звуков, одинаковых частей речи, марийская графика основана на базе русской графики, системы фонем сближены, произношение большинства звуков и их сочетаний в марийском языке сходно с русским языком.

В русском языке имеются шесть гласных фонем: а, э, и, о, у, ы. В луговом диалекте марийского языка различают восемь: а, э, и, о, у, ы, ö, ÿ. Гласные звуки а, э, и, о, у марийского языка совпадают по подъему с гласными русского языка, ö, ÿ представляют лабиализованные гласные, ы – на марийском языке отличается открытым и беглым характером произношения.

В свою очередь в русском языке имеется ряд звуков, которые не встречаются в исконно марийских словах. Такими являются звуки х, ф, ц, ш’ (орфографически щ).

Иначе, чем в марийском языке произносится в русском языке звук, обозначаемый буквой в, например, русское «сова» и марийское «совла» – ложка).

В русском языке отчетливо различаются твердые и мягкие согласные. Почти все твердые согласные имеют соответствующие мягкие, например угол – уголь, жар – жарь. В марийском же языке пары составляют только следующие твердые и мягкие: л, л’, н, н’ (парна – наша пара, парня – палец). остальные твердые согласные не имеют мягких парных.

        Различия в звуковых системах родного и русского языков создают трудности для ребенка. Дело в том, что у каждого языка своя артикуляционная база. В силу этого при произношении русских слов, особенно на первых ступенях обучения, специфические звуки русского языка непроизвольно заменяются близкими к ним по укладу органов речи звуками родного языка. Отсюда следует вывод, что нельзя обучать детей нерусской национальности правильному русскому произношению, не принимая во внимание произносительных навыков родной речи.

При построении своей работы  по обучению дошкольников грамоте я ориентировалась на то, что выпускник детского сада должен уметь различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове. И для того чтобы ребенок усвоил перечисленные выше понятия, перенес их автоматически в школу, необходима трудоемкая работа. А ребенок, посещающий национальный детский сад, должен уметь различать вышеназванные понятия и применять их на занятиях по развитию речи как на марийском языке, так и на русском.

Я работаю в старше – подготовительной разновозрастной группе. Поэтому вопрос по подготовке детей к обучению грамоте является для меня актуальной.

Несмотря на то, что в разделе «Коммуникация» отводится время для непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольников  элементам грамоты, я решила организовать дополнительную работу. Опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и на пособие «Подготовка старших дошколников к обучению грамоте» автора-составителя О.М. Ельцовой, организовала кружок «Обучение грамоте», составила план работы кружка.

Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей, требованиями школьной программы.

Целью работы кружка является: подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте  в школе, развить механизмы, необходимые для овладения письмом и чтением.

Задачи:

  1. Ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  2. Ознакомление с предложением и его словесным составом;
  3. Деления предложения на слова и составление из(2-4) слов  предложений;
  4. Членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление  слов из слогов;
  5. Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;
  6. Знакомство с буквами;
  7. Развитие графических навыков.

Работа кружка рассчитана на 2 года: в старшей  и подготовительной группах.

В структуру кружковых  занятий входят три направления:

  • Развитие связной речи;
  • Подготовка к обучению чтению;
  • Подготовка к обучению письму.

        Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

                                             

Связная речь включает в себя:

  • Диалогическую форму речи
  • Монологическую форму речи

 Диалогическая форма речи является первичной, естественной формой языкового общения. Она  состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи.

  Формирование связности речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

     К основным методам обучения детей связной монологической  речи относят обучение:

 - пересказу

 -рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам  и др.)

 -устному сочинению по воображению.

     В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов выделяют:

          - рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказы по картинам и пересказ);

          - рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей);

         - рассказывание по воображению (творческое рассказывание).

Планируя работу с детьми, я стараюсь, чтобы каждое занятие было посвящено одной теме или сюжету, все части его были взаимосвязаны и дополняли друг друга. Занятия направлены на речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей, не нарушая общепринятой схемы “звук – слог – слово – предложение – связная речь”. Занятия разнообразны по сюжету и жанру: это и игра, и спектакль, и урок, и экскурсия, и путешествие, и поездка и приключения. Использование сказочных сюжетов, элементов фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементов сюжетно-дидактических игр, настольно-печатных игр, сюжетов и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, специально изготовленных пособий, рисунков, панно, мозаик, коллажей.

Всю свою деятельность я стараюсь строить интересно, весело, используя игровые приёмы и наглядный материал. Я считаю, что нельзя давать детям скучать, а нужно всё делать очень быстро, что позволяет мне вызвать интерес у детей к занятиям.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого я изготавливаю игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид. В непосредственно образовательной деятельности применяю иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал.

В большом объёме использую в работе  игры, которые представляют собой варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложнённые лексико-грамматическими и психологическими заданиями. Они обязательно сопровождаются картинками. Для того чтобы совершенствовать навыки правильного произношения звуков в связных текстах, развивать воображение и творческую фантазию, словотворчество, мелодико-интонационные компоненты, я даю детям задания на составление чистоговорок, стихов, которые способствуют развитию ритма, рифмы, чувства созвучия. Дети обычно с увлечением воспринимают мою просьбу сочинить или исправить стихи, чистоговорки, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха  детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Прежде чем обучить  детей звуковому анализу слова, их нужно научить различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова. Дети учатся интонационно выделять звук в слове. Для этого проводятся дидактические игры и упражнения, в процессе которых дети не только упражняются в выделении определенного звука в слове, но и усваивают обобщенный способ выделения любых звуков в словах. В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, в середине или в конце). Затем детей знакомят с картиной – схемой  звукового состава слова.

После того как дети овладевают навыками проведения звукового анализа  простейших слов, они знакомятся с гласными звуками. Их в марийском языке всего восемь: А, О, У, Ы, Э, И, Ӱ,Ö. Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает»  -  ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта.

  Спустя некоторое время на последующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Сравнение звуков по их произнесению, которое проводится в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Далее дети знакомятся с предложением. Они учатся составлять предложения из 2 – 4 слов, делить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения. Основной методический прием, который применяю как в старшей,  так и в подготовительной группах, это составление предложения с использованием «живой модели» и графическое изображение предложения на доске или на бумаге.

В старшей группе дети учатся делить слова на слоги с использованием различных приемов: «прошагать» слово, прохлопать слоги ладошками, медленно произносить, поднеся руку к подбородку и т. д. А в подготовительной группе дети учатся выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Вычленение ударного слога лучше начинать с двухсложных слов с ударением на первом слоге, потом переходить к словам с ударением на втором слоге.

На втором году обучения в подготовительной к школе группе дети знакомятся с буквами марийского алфавита. При этом строго  выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы. Здесь тоже можно применить различные методы. Например, буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Буквы можно печь из соленого теста, лепить из пластилина, вырезать из цветной бумаги, и т. д.

Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствова-нием связной устной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты: координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

Работа  по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по четырем основным направлениям:

  • Развитие руки;
  • подготовка к технике письма;
  • аналитико-синтетическая деятельность;
  • формирование элементарных графических умений.

Под развитием руки, в данном случае, я подразумеваю:

  1. формирование правильного захвата орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. Для развития щепоти используются пальчиковые игры, упражнения с карандашом;
  2. упражнение в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде, в процессе лепки;
  3. развитие мелкой моторики руки. Существуют разнообразные приемы, которые можно использовать для развития мелкой моторики руки: выкладывание различных фигур из счетных палочек, спичек; вырезание из различного материала (бумаги, картона, лоскутков материала и др.);  обрывание листа бумаги по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные); нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму, леску; сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки; перебирание  и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы); пальчиковые игры и т. д.

Подготовка к технике письма включает в себя:

  1. развитие пространственной ориентировки. Дети учатся ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив. Полученные знания по ориентировке в пространстве они  «переносят» на лист бумаги. Здесь можно поиграть в игру «Диктант»;
  2. развитие чувства ритма. Нужно научить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме;
  3. знакомство с разлиновкой  и умение ориентироваться в ней. При подготовке к  обучению письму детей знакомлю с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», «клетка». С помощью игровых упражнений закрепляются умения ориентироваться  в «линейке», «клетке», а затем печатание  элементов букв и самих букв, цифр;
  4. знакомство с правилами проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепление его в практических упражнениях игрового характера. Детей надо познакомить с правилом: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.

Аналитико-синтетическая деятельность подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять: количество элементов (сколько элементов составляет букву?),  характеристику элементов (какие это элементы?), пространственное расположение элементов в букве.

Формирование элементарных графических умений включает в себя: упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее); упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта  («Клубочки», «Волны»).

 

В своей работе по подготовке к обучению дошкольников грамоте я опираюсь на родителей воспитанников. Практика работы в образовательном учреждении показывает, что развитие и воспитание современных детей немыслимы без участия родителей (законных представителей), как единомышленников и активных участников образовательного процесса. Да родители и сами заинтересованы в том, чтобы дети были подготовлены к школе. У большинства родителей бытует мнение, что умение читать и считать – это все, что нужно для успешной учебы в школе. Есть категория родителей, которые силой заставляют ребенка учить буквы и складывать их. Для того чтобы выявить эти недостатки, я провожу анкетирование, затем начинаю строить работу с ними.

Работу с родителями я реализую через разнообразную форму. Это: групповые родительские собрания, наглядно-информационные и просветительские стенды, консультации, индивидуальные беседы, «День открытых дверей», мастер-классы. Наиболее  эффективными формами в своей работе я считаю индивидуальные беседы, мастер-классы.

Для того чтобы проверить результаты своей работы, проводила диагностику с детьми подготовительной группы. Диагностика проводилась в форме игры. Также проводила наблюдение  за свободным общением детей в разных видах деятельности и выявляла, как ребенок  владеет речевыми и коммуникативными умениями, инициативность ребенка в общении. В ходе диагностики замечала, что дети затруднялись ставить ударения и выделять ударные слоги, составлять рассказы по картине. Поэтому с такими детьми работала индивидуально.

Но несмотря на это, отметила положительную динамику кружковой работы: дети научились выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе, а в дальнейшем применять свои знания при обучению русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного...

Обучение хоровому пению – важнейший вид деятельности в развитии дошкольников. Консультация для воспитателей детского сада.

Музыкальное занятие в детском саду - единственное занятие, включающее  различные  виды деятельности. А именно: пение, музыкально-ритмические движения, слушание и анализ музыкальных произведе...

Конспект занятия по обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"

Конспект занятияпо обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"...

Консультация по обучению грамоте (для педагогов детских садов)

Работая в детском саду с детьми логопедических групп, в течение нескольких лет, использовали различные методики по обучению грамоте. Обобщив опыт, мы провели для воспитателей района консультацию по эт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...