сказка "Как дождик стал ударением"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Сказка для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_dozhdik_stal_udareniem.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                              СКАЗКА

                               

                                   «КАК  ДОЖДИК  СТАЛ  УДАРЕНИЕМ».

 Собрались как – то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развёрнутом виде.

   Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова-близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Например: лук, ключ, ирис, плитка и т д.

  Вдруг в небе появилась туча и пошёл дождь. Был он непродолжительный и редкий, а когда выглянуло солнышко,

То оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие чёрточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так на ней и застыла. Чёрточку эту с тех пор стали называть Ударением. Очень кстати она появилась над словами, а особенно над словами – близнецами. Ведь теперь некоторые из них стали различать по ударению: атлас – атлас, ирис – ирис, хлопок – хлопок…

  Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом (он произносится громче и дольше остальных звуков в слове). Слог с таким гласным называют ударным.

   Вот так помог дождик словам, сам того не ведая!

      ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОМОГРАФАМИ.

                     

                      «НАЙДИ СЛОВА – БЛИЗНЕЦЫ».

Рысь идет на мягких лапах,

Рысь добычи чует запах.

Швея стачала юбку в швах,

А сзади сделала запах.

На ветку дуба сели белки.

Устроив в роще посиделки.

Шеф-повар спросит нас: «Сынки,

Для торта сбили вы белки

Лечили кошке оба уха,

Боялись, что лишится слуха.

У кока лёгкая рука,

Из щук отличная уха!

В путешествии помог

Атлас всех в стране дорог.

Приобрёл отец для нас

Замечательный атлас.

Из него сошьют рубашки

Для Андрюшки и Наташки.

Утром лакомка Денис

Покупал себе ирис.

Нам для вышивки сгодились

Нитки, что зовутся ирис.

С тем же именем цветок

Повстречался у дорог.

Из теста сделали кружки,

Из них слепили пирожки.

Компот налили в кружки:

«Отведайте, подружки!»

                  Вышел Ваня из ворот,

Потешается народ:

-У рубашки низ отпорот,

И оторван в драке ворот.

В поход готовились полки,

Оружье чистили стрелки.

В казармах прибивали  полки,

А на плацу сажали ёлки.

Все суетились словно белки,

К полудню приближались стрелки.

Засыпал малыш в кроватке,

Спать в тепле зимою сладко!

Ночью снег засыпал двор.

Белым сделался забор.

Купив жене кольцо  в подарок,

Сэр Генри возвращался в замок.

Ворота он открыть не смог,

Дворецкий поменял замок.

Трусил зайка в темноте:

«Кто-то ходит, быть беде!».

Серый волк в лесу трусил,

Он волчат своих учил.

     

        ИГРЫ  С  МЯЧОМ.

                 

                      «Ударение перепрыгивает на последний слог».

  Взрослый бросает мяч и говорит слово, в котором ударный слог первый. Ребёнок должен поймать мяч, произнести слово, переместив ударение на последний слог, и объяснить значение нового слова.

 Запах – запах, хлопок – хлопок, орган – орган, козлы – козлы, полки – полки, стрелки – стрелки, мука – мука, кружки – кружки, косит – косит, замок – замок,  атлас – атлас, ирис – ирис и т д.

                        «Ударение перепрыгивает на первый слог».

Проводится аналогично предыдущей, только взрослый называет слово с ударением на последнем слоге, а ребёнок произносит слово, в котором ударный первый слог.

                                    «Где прячется ударение?».

Детям раздают карточки с парными картинками: белки – белки, стрелки – стрелки, хлопок – хлопок, атлас – атлас, вилки – вилки. Замок – замок, полки- полки, кружки – кружки, рожки – рожки.

 Под каждой картинкой - слоговая схема:  _____|_____.  Ребёнок должен поставить ударение над соответствующим  слогом:

      /                                                      /

______|________     или ______|______.  Дети называют картинки на своих карточках, правильно  выделяя голосом ударный слог, составляют предложения  с каждым из слов. Взрослый обращает внимание детей на то, что с изменением ударения слово приобретает новое значение.

                                         

                                              ДЕД  и  ВНУК.

Морковь на грядке разредил (редко)

Сегодня утром дед Данил.

А внук его, пострел Кирилл,

Ружьё по галкам разрядил (разряд).

           ПУСТОЙ  БАЧОК.

Осла выводит старичок,

Осел, везёт пустой бачок (бак).

И больно бьёт ему в бочок (бок)

К седлу привязанный бачок (бак).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Дождик, дождик"

младший возраст...

Сценарий осеннего праздника для детей второй группы раннего возраста "Дождик, дождик, дождик, лей!"

laquo;Дождик,  дождик,  дождик,  лей!»(осенний праздник в ясельной группе) Звучит «Танец осенних листочков» Воспитатель: Осень, осень наступила, стало так в...

Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."

ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог." Цель: Дети знают о роли ударения в образовани...

«Дождик, дождик, дождик, лей!»

Цель: Создать праздничное, радостное настроение. Формировать у детей первоначальные представления о времени года "Осень".Задачи:1. Знакомить детей с признаками времени года "Осень"...

«Дождик, дождик, дождик, лей!» (осенний праздник в ясельной группе)

laquo;Дождик,  дождик,  дождик,  лей!»(осенний праздник в ясельной группе)  Звучит «Танец осенних листочков» Воспитатель: Осень, осень наступила, ...