сказка "Как дождик стал ударением"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
СКАЗКА
«КАК ДОЖДИК СТАЛ УДАРЕНИЕМ».
Собрались как – то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развёрнутом виде.
Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова-близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Например: лук, ключ, ирис, плитка и т д.
Вдруг в небе появилась туча и пошёл дождь. Был он непродолжительный и редкий, а когда выглянуло солнышко,
То оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие чёрточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так на ней и застыла. Чёрточку эту с тех пор стали называть Ударением. Очень кстати она появилась над словами, а особенно над словами – близнецами. Ведь теперь некоторые из них стали различать по ударению: атлас – атлас, ирис – ирис, хлопок – хлопок…
Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом (он произносится громче и дольше остальных звуков в слове). Слог с таким гласным называют ударным.
Вот так помог дождик словам, сам того не ведая!
ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОМОГРАФАМИ.
«НАЙДИ СЛОВА – БЛИЗНЕЦЫ».
Рысь идет на мягких лапах,
Рысь добычи чует запах.
Швея стачала юбку в швах,
А сзади сделала запах.
На ветку дуба сели белки.
Устроив в роще посиделки.
Шеф-повар спросит нас: «Сынки,
Для торта сбили вы белки?»
Лечили кошке оба уха,
Боялись, что лишится слуха.
У кока лёгкая рука,
Из щук отличная уха!
В путешествии помог
Атлас всех в стране дорог.
Приобрёл отец для нас
Замечательный атлас.
Из него сошьют рубашки
Для Андрюшки и Наташки.
Утром лакомка Денис
Покупал себе ирис.
Нам для вышивки сгодились
Нитки, что зовутся ирис.
С тем же именем цветок
Повстречался у дорог.
Из теста сделали кружки,
Из них слепили пирожки.
Компот налили в кружки:
«Отведайте, подружки!»
Вышел Ваня из ворот,
Потешается народ:
-У рубашки низ отпорот,
И оторван в драке ворот.
В поход готовились полки,
Оружье чистили стрелки.
В казармах прибивали полки,
А на плацу сажали ёлки.
Все суетились словно белки,
К полудню приближались стрелки.
Засыпал малыш в кроватке,
Спать в тепле зимою сладко!
Ночью снег засыпал двор.
Белым сделался забор.
Купив жене кольцо в подарок,
Сэр Генри возвращался в замок.
Ворота он открыть не смог,
Дворецкий поменял замок.
Трусил зайка в темноте:
«Кто-то ходит, быть беде!».
Серый волк в лесу трусил,
Он волчат своих учил.
ИГРЫ С МЯЧОМ.
«Ударение перепрыгивает на последний слог».
Взрослый бросает мяч и говорит слово, в котором ударный слог первый. Ребёнок должен поймать мяч, произнести слово, переместив ударение на последний слог, и объяснить значение нового слова.
Запах – запах, хлопок – хлопок, орган – орган, козлы – козлы, полки – полки, стрелки – стрелки, мука – мука, кружки – кружки, косит – косит, замок – замок, атлас – атлас, ирис – ирис и т д.
«Ударение перепрыгивает на первый слог».
Проводится аналогично предыдущей, только взрослый называет слово с ударением на последнем слоге, а ребёнок произносит слово, в котором ударный первый слог.
«Где прячется ударение?».
Детям раздают карточки с парными картинками: белки – белки, стрелки – стрелки, хлопок – хлопок, атлас – атлас, вилки – вилки. Замок – замок, полки- полки, кружки – кружки, рожки – рожки.
Под каждой картинкой - слоговая схема: _____|_____. Ребёнок должен поставить ударение над соответствующим слогом:
/ /
______|________ или ______|______. Дети называют картинки на своих карточках, правильно выделяя голосом ударный слог, составляют предложения с каждым из слов. Взрослый обращает внимание детей на то, что с изменением ударения слово приобретает новое значение.
ДЕД и ВНУК.
Морковь на грядке разредил (редко)
Сегодня утром дед Данил.
А внук его, пострел Кирилл,
Ружьё по галкам разрядил (разряд).
ПУСТОЙ БАЧОК.
Осла выводит старичок,
Осел, везёт пустой бачок (бак).
И больно бьёт ему в бочок (бок)
К седлу привязанный бачок (бак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дождик, дождик, веселей
Конспект...
Занятие "Дождик, дождик"
младший возраст...
Сценарий осеннего праздника для детей второй группы раннего возраста "Дождик, дождик, дождик, лей!"
laquo;Дождик, дождик, дождик, лей!»(осенний праздник в ясельной группе) Звучит «Танец осенних листочков» Воспитатель: Осень, осень наступила, стало так в...
Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."
ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог." Цель: Дети знают о роли ударения в образовани...
«Дождик, дождик, дождик, лей!»
Цель: Создать праздничное, радостное настроение. Формировать у детей первоначальные представления о времени года "Осень".Задачи:1. Знакомить детей с признаками времени года "Осень"...
«Дождик, дождик, дождик, лей!» (осенний праздник в ясельной группе)
laquo;Дождик, дождик, дождик, лей!»(осенний праздник в ясельной группе) Звучит «Танец осенних листочков» Воспитатель: Осень, осень наступила, ...
«Дождик, дождик, дождик, лей!» (осенний праздник в ясельной группе)
Осенний праздник...