Тематический проект "Учимся, играя"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тематический проект «Учимся, играя»
(для детей с ограниченными возможностями)
1.Пояснительная записка
Актуальность проекта
Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития. По словам Д.Б.Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг мира взрослых людей, их общественных функций и жизненных задач. Указанное противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования. Наблюдая за игрой детей своей группы, я пришла к выводу, что у них небольшой социальный опыт, что может негативно сказаться на их дальнейшей жизни. В сюжетно-ролевой игре ребенок растет, развивается. Учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними. В игре дети приобретают знания и навыки общения друг с другом, развивается речь. Все это способствует дальнейшей интеграции детей в общество. В этом и заключается актуальность проекта.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями развития. Цель: расширение социального опыта детей с ограниченными возможностями развития для дальнейшей их интеграции в социум посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1.Изучать социальный опыт детей с ограниченными возможностями развития.
2.Провести сюжетно – ролевые игры, направленных на расширение и закрепление у детей с ограниченными возможностями представлений о социальном мире.
3.Проанализировать эффективность мероприятий проекта.
Формы работы:
1. Анкетирование родителей.
2. Проведение презентации проекта для родителей.
3. Проведение экскурсий.
4. Разучивание сюжетно-ролевых игр.
5. Заучивание стихотворений.
6. Рассматривание иллюстраций.
7. Консультирование родителей.
8. Опубликование статьи в СМИ.
9. Изготовление буклета для родителей.
10.Проведение совместных мероприятий для родителей и детей с ограниченными возможностями развития.
Методы работы:
1.Проведение наблюдений.
2.Проведение бесед.
2.Содержание проекта
Этапы реализации
Этапы
Мероприятия
1 этап:
организационный (подготовительный)
1. Проведение обследования детей с ограниченными возможностями развития дошкольного возраста.
2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома.
3. Организация творческой гостиной для родителей «Учимся, играя».
2 этап:
практический
1. Проведение экскурсий с детьми с ограниченными возможностями развития (знакомство с профессией парикмахера (см. приложение 1), продавца, почтальона (см. приложение 2).
2. Приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Парикмахерская», «Магазин», «Почта».
3. Разучивание с детьми с ограниченными возможностями развития сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Магазин», «Почта».
4. Консультирование родителей «Игра детей в условиях семейного воспитания.
5. Подготовка статьи «Сюжетно-ролевая игра, как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями развития» для опубликования в СМИ г.Нягани и Октябрьского района.
6. Изготовление буклета для родителей «Мы любим играть».
7.Консультирование родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка».
8.Оформление альбома «На экскурсию идем – много разного узнаем».
3 этап:
итоговый (аналитический)
1.Проведение мероприятия с родителями и детьми с ограниченными возможностями развития «Мы играем и познаем мир».
2.Обследование детей с ограниченными возможностями развития с целью определения уровня их социального опыта.
3.Презентация результатов проекта для родителей детей с ограниченными возможностями развития и педагогов «Учимся, играя».
Направление деятельности и их содержание: педагогическое направление: организационные мероприятия, направленные на расширение социального опыта детей с ограниченными возможностями развития.
3.Ресурсы
Кадровые ресурсы
- заведующий отделением (общий контроль и руководство за реализацией мероприятий проекта);
- воспитатели группы «Семицветик» (реализация проекта).
Информационные ресурсы:
- буклеты;
- освещение в средствах массовой информации.
Методические ресурсы:
- конспекты мероприятий с детьми;
- консультации для родителей;
- научно-популярная и специальная литература.
4.Контроль и управление
Заведующий стационарным отделением
Воспитатели группы «Семицветик»
Дети с ограниченными возможностями развития посещающие группу «Семицветик»
Родители детей группы «Семицветик»
5.Результаты
Ожидаемые результаты:
1. Расширение социального контакта детей с ограниченными возможностями развития.
2. Приобретение жизненного опыта детьми с ограниченными возможностями развития и дальнейшее воплощение в жизнь.
3. Пополнение и обновление методического и дидактического материала по данной теме.
4. Установление тесного сотрудничества и взаимосвязи с родителями детей с ограниченными возможностями развития.
Критерии оценки эффективности:
1. Коммуникативность:
- интерес к игровому контакту с взрослыми и потребность в нем;
- потребность в игровом контакте со сверстниками;
- умение соотносить свои действия с действиями товарищей.
2. Аффектный компонент продуктивности:
- умение ребенком с ограниченными возможностями развития пользоваться предметами-заместителями по назначению;
- наличие интереса к предлагаемой игре;
- умение организовать свой досуг
6. Список литературы
1. Баряева Л.Б., Загребаева Е.В. «Ежик» зовет поиграть», С.Пб., 2007г.
2. Баряева Л.Б, Зарин А. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития», М, «Просвещение», 2009г.
3. Верещагина Н.В. «Особый ребенок», С.Пб, «Детство-пресс», 2009г.
4. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. Бгажноковой И.М., М. «Владос», 2010г.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта», М. 2000г
6. Зенина Т.Н. «Собрания для родителей», М. «Педагогическое общество России», 2006г.
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /под ред..А.Стребелевой, М. 2002г
8. Субботин Е.В. «Ребенок открывает мир», М. 2007г
9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения», М. «Просвещение», 1988г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование тематической недели «Игры и игрушки».
Цикл занятий недели игры и игрушки по творчеству С.Я.Маршака....
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "Игры и игрушки" в ДОУ
Материал адресован старшим воспитателям и воспитателям ДОУ.Данный материал содержит комплексно-тематическое планирование недели "Игры и игрушки" в ДОУ с описанием задач,видов детской деятельности,инте...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста Краснослободцева Н.В, музыкальный руководитель
Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возрастаКраснослободцева Н.В, музыкальный руководитель...
Тематические пальчиковые игры и физ.минутки для детей старшего дошкольного возраста
представлены тематические пальчиковые игры и физ мин.по темам : "осень","одежда"."грибы","лес"....
Тематический блок "Играем в театр"
Перспективное планирование по тетрализованной деятельности (по всем возрастным группам)...
Тематическая неделя игры и игрушки "Космическое путешествие"
Материал для воспитателей ДОУ...