Конспект занятия по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква Ж".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
На данном занятии решаются задачи по подготовке детей с ОНР к овладению элементами грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_zh.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид занятия: Подготовка к овладению элементами грамоты
Тема: Звук и буква Ж.
Задачи:
Познакомить детей с буквой Ж.
Продолжать учить детей печатать предложение и составлять его схему.
Закреплять умения делить слова на слоги, проводить звуко-буквенный анализ слова.
Упражнять в умении различать понятия «слово» и «предложение».
Упражнять в различении гласных и согласных, твёрдых и мягких, глухих и звонких звуков.
Совершенствовать фонематическое восприятие.
Развивать оптико-пространственные ориентировки и графомоторные навыки.
Развивать интонационную выразительность.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память и мышление детей.
Воспитывать культуру речи и общения: не перебивать товарища, выслушивать до конца, уметь договариваться и приходить к единому мнению.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Материал: касса букв, настольные кассы букв, простые карандаши, ручки, тетради в крупную клетку, игрушка жук, нарезанные полоски картона для букв Ж.
Словарь:
Существительные: звук, буква, слог, слово, предложение, касса.
Прилагательные: первый, красный, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, синий, зелёный, звонкий, заглавная.
Глаголы: говорить, произносить, соединять, называть, читать, разбирать, печатать, составлять.
Наречия: внимательно, аккуратно, красиво, твёрдо, мягко, тихо, громко, грустно.
Ход занятия: |
1ч. Организационный момент. Игра «Дружные звуки» Лог. – Сядет тот, кто соединит звуки в слова и назовёт их. ЖУК ЖАБА ЖАРА МОРЖ КОЖА РОЖОК Рефлексия: - Что вы произносили? (слова) - Какой звук встречался во всех словах? (звук Ж) |
2ч. Характеристика звука Ж. Лог. – Что вам напоминает звук Ж? (так жужжи пчела, жук) Л. – Давайте позовём жука его песенкой. Дети произносят звук Ж. Педагог просит 1 ребёнка жужжать тихо, другого – громко, третьего – долго и др. Л. – А вот и жук прилетел! (появление игрушки жука) - Расскажите жуку про звук Ж. Д. – Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий. |
3ч. Знакомство с буквой Ж. Лог. – Жук хочет у вас узнать, где живут звуки? (на «карусели» звуков) - А где живут буквы? (в кассе букв) - Какая буква обозначает звук Ж? (буква Ж) Ребёнок находит букву Ж в кассе букв. Л. – Буква Ж – жужжалочка, в середине - палочка, Четыре ножки по бокам, кого напомнит буква нам? (жука) - На что ещё похожа буква Ж? Д. – На снежинку, на звезду, на букву К (если убрать слева галочку), на букву Х (если убрать палочку из середины). Л. – Про букву Ж есть стишок: Эта буква широка и похожа на жука. Заучивание стихотворения с детьми. |
4ч. Упражнение «Выложи букву Ж из полосок» Лог.- Жук спрашивает у вас, сколько полосок понадобится, чтобы выложить букву Ж? - А если вы будете выкладывать эту букву вдвоём, в паре? (по 3 полоски) - А если втроём, тройками? (по две полоски) - Жук просит вас встать втроём и выложить из полосок буквы Ж. Дети делятся на две команды по 3 ребёнка и выкладывают буквы. Л. – Похожи ваши буквы или отличаются друг от друга? - По какому признаку отличаются? (по размеру) - Расскажите жуку правила, когда мы пишем заглавную, большую букву в словах. Д. – С большой буквы пишется первое слово в предложении, имена людей, клички животных, названия города, страны, улицы. |
5ч. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова. Работа с кассами букв. Л. – Жук никогда не видел, как пишется его имя. Выложите слово ЖУКИ и зажгите над ним фонарики. - Какие гласные звуки? Сколько гласных звуков? - Какой звук первый? Какой он по твёрдости? - Какой ещё согласный звук? Какой он по твёрдости? - Какой фонарик надо зажечь над ним? Почему зелёный? - Сколько слогов в слове? Как узнали? Правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Жук говорит: Жу-жу, устали вы как погляжу. Полетим со мной на лужайку, отдохнём! |
6ч. Физкультурная минутка «Жуки на лужайке» На лужайке, на ромашке Дети идут по кругу, затем поднимают руки вверх Жук летел в цветной рубашке. Стоят на месте и машут руками Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Дети бегут по кругу, машут руками Я с ромашкою дружу. Стоят на месте, подняв руки вверх Тихо на ветру качаюсь, Покачиваются из стороны в сторону Низко-низко наклоняюсь. Медленный наклон вперед, руки вниз Лог. – В каких словах встречался звук Ж? |
7ч. Повтор чистоговорки. Лог. – Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит чистоговорку: Жук упал и встать не может, Ждёт он , кто ему поможет. Предлагать повторять с разной интонацией. |
8ч. Показ написания буквы Ж и печатание буквы детьми. Лог. – Жук говорит, что ему хотелось бы иметь много друзей – жуков. Д. – Можно написать буквы Ж для жука. Логопед показывает на доске последовательность написания буквы Ж (заглавной и маленькой). Зрительная гимнастика для глаз. Задание: Написать три буквы Ж: 1 и 3 - заглавные, а 2 – маленькую. |
9 ч. Печатание предложения и составление схемы предложения. Лог. – Составьте предложение со словом ЖУК. Дети составляют разные предложения. Л. – Напечатаем предложение: У жука усы. - Сколько слов в этом предложении? - Какое слово первое (второе, третье)? Л. – Какие правила написания предложения? Д. - Предложение всегда пишется с большой буквы, между словами есть промежуток, а в конце предложения – ставится точка. Пальчиковая гимнастика. Л. – Напечатайте это предложение в тетради. Л. - Составьте схему этого предложения. Что не забудем поставить в конце? |
Рефлексия: - По какому признаку различались буквы из полосок? - Какой стишок про букву Ж? - Сколько слогов было в слове ЖУКИ? - Какую чистоговорку повторяли за жуком? - Какое короткое слово было в предложении? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ТНР. Тема: «Весёлые приключения звуков З - Зь»
На данном занятии решается комплекс задач, направленных на формирование у дошкольников с ТНР фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза....
Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Конспект занятия «Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра» с детьми подготовительной группы
Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестраОборудование и материалы: музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, музыкальное оформление, набор карточек «Музыкальные инструменты&raqu...
Конспект занятия КВН «Скоро в школу мы пойдем» с детьми подготовительной группы
Тема: Скоро в школу мы пойдем»Вид деятельности: игровая деятельностьЦель:выявить уровень детей в ориентировке в звуковой системе языка, в области подготовки руки к письму;закреплять умение наход...
Конспект занятия КВН «Скоро в школу мы пойдем» с детьми подготовительной группы
Тема: Скоро в школу мы пойдем»Вид деятельности: игровая деятельностьЦель:выявить уровень детей в ориентировке в звуковой системе языка, в области подготовки руки к письму;закреплять умение наход...
Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.
Цель занятия развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, форми...
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Мебель"
Занятие поможет активизировать и пополнить знания детей по теме "Мебель"....