"Подготовка к обучению грамоте детей с ЗПР".
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
В статье представлены игры и упражнения при подготовке детей с ЗПР к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_logopedii.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к обучению грамоте детей с ЗПР
Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников отмечается при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции. Так, С.Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.
Каждый ребенок, прежде всего, должен научиться читать и писать. Чтобы у ребенка не возникло трудностей в овладении письменной речи, он должен овладеть определенными навыками и умениями:
- ребенок должен правильно произносить звуки родного языка, уметь различать их на слух, определять присутствие и место заданных звуков в слове;
- у детей должен быть достаточный словарный запас;
- должен быть сформирован грамматический строй речи;
- дети должны хорошо владеть связной речью.
Во взаимодействии с дошкольниками с ЗПР самым эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в игре можно добиться значительно более высоких результатов. Проведенные мною исследования показали, что при использовании игровых методов в процессе коррекционно - образовательной работы эффективно исправляются нарушения речи (а у детей с ЗПР это является вторичным дефектом) возрастает почти на 50%. Ниже приводится описание приемов и способов, которые я использую на своих занятиях при подготовке к обучению грамоте.
Дифференциация звуков на слух
(ребенок выполняет действие молча)
- Подними нужный символ.
Логопед произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разных положениях. Ребенок должен поднять кружок, если звук находится в том месте слова, которое заранее определено логопедом.
- Найди необходимый символ среди многих.
Логопед и ребенок определяют символы, адекватные тому или иному звуку, например с – это насос, ж – это жук, з – это звонок и т.д. Далее – при произнесении, предъявлении различных слов логопедом – ребенок должен поднять соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
- Превратись в заданный звук.
Логопед и ребенок определяют позы - символы, адекватные тому или иному звуку, например звук ч - это чайник, о - обезьяна, т – топор и т.д. Далее – при произнесении различных слов логопедом – ребенок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
- Подними подходящую букву.
Логопед произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разных положениях. Ребенок должен поднять соответствующую букву, если звук находится в том положении, которое заранее определено логопедом.
Дифференциация звуков в произношении.
Изолированные звуки.
- Узнай звук по артикуляции.
Логопед показывает артикуляцию того или иного звука. Ребенок должен назвать его.
- Узнай звук по символам.
Логопед показывает символ того или иного звука. Ребенок должен назвать его. Символами звука могут служить поза тела, позиция пальцев рук, какая - либо фигура, предмет или его графическое изображение.
- Поймай звук.
Логопед называет слоги, слова, в которых присутствует (или нет) определенный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если звук находится в этом слове, слоге. Можно также использовать картинки.
- Правильно – неправильно.
Логопед преднамеренно делает ошибки. Здесь открывается большой простор для творчества логопеда: можно показывать на то или иное слову, звук, символ (неправильные) или показывать неправильные движения и т.д. В данном задании у ребенка развивается творческое мышление, воображение.
Дифференциация в слогах.
- Запомни – повтори.
Логопед проговаривает цепочку слогов, ребенок должен повторить.
- Хлопни столько раз, сколько раз я произнесу слогов, повтори за мной.
- Добавь слог в конце слова.
Логопед называет слог, а ребенок добавляет – из оговоренных нужный, по его мнению, слог.
- «Телефон»
Логопед называет слог или серию слогов на ушко первому ребенку. Дальше передается по цепочке следующим детям, последний ребенок должен произнести ее вслух.
- «Какой отличается?»
Логопед произносит серию слогов и предлагает детям определить , какой слог отличается от других и чем.
Дифференциация в словах.
- Придумай слово на заданный звук.
Логопед называет тот или иной звук и предлагает ребенку придумать слово с этим звуком.
- Замени звук в слове.
Логопед называет слово и предлагает заменить один звук на другой, должно получиться новое слово.
- Кто больше придумает.
Логопед выбирает картинку, слог и пр. – ребенок придумывает слова, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше всех фишек.
- « 4 - й лишний»
Логопед раскладывает несколько карточек с изображением предметов – ребенок называет их, затем определяет. Какое слово лишнее (в нем нет заданного звука).
- «Скажи ласково»
- «Скажи наоборот»
- Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков.
- «Озорные звуки»
Логопед читает детям двустишие, предлагает детям определить какие звуки «озорничают» и сказать правильно слово (тащит мышонок в норку огромную хлебную горку).
Названы далеко не все понятия, категории и темы, которые осваивают дети в дошкольном возрасте. Заметим, что подобная коррекционно – развивающая работа может осуществляться не только логопедами и дефектологами, но и воспитателями, а также родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подготовка к обучению грамоте детей - логопатов
Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период. Овладение грамотой предполагает...
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...