подготовка к обучению грамоте детей - логопатов
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период. Овладение грамотой предполагает собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период. Овладение грамотой предполагает собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны.
Содержание логопедической работы с детьми в течение всего обучения в специальной группе детского сада обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – совершенствование звуковой стороны речи (произношение и восприятие звуков), формирование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения) и навыков связной речи (составление и распространение предложений, составление различного вида рассказов, пересказы), овладение элементами грамоты.
Процесс обучения грамоте предполагает разнообразные формы. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.
Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Дети не могут овладеть звуковым анализом и синтезом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников я использую разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
В своей педагогической деятельности в вопросах подготовки к обучению грамоте ребенка я выделяю 2 этапа в системе работы с детьми:
- на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
- на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры, формирование звуко-слогового анализа и синтеза - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
На первом этапе уделяю внимание формированию фонемного анализа слов и общей ориентации в фонемной системе языка и освоению системы гласных и согласных фонем.
В сентябре мы с детьми играем с неречевыми звуками, обучаю фонетической ритмике, что очень важно для развития тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений.
Усвоив правильное произношение гласных, начинаю знакомить детей с артикуляцией отдельных согласных звуков с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагаю дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.
На втором этапе уделяю внимание переходу от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию и формированию звуко-слогового анализа и синтеза.
Упражнения в звуковом анализе и синте зе, опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой.
Подготавливая детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, учу их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; составлять схемы слов; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова.
При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. При обозначении звуков соответствующими буквами я стараюсь соблюдать правила, введенные Элькониным: знакомлю детей с буквами как знаками (портретами) фонем, не допуская смешения букв и фонем; уделяю постоянное внимание формированию опережающей ориентации на гласные буквы и фонемы.
Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий. Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из песка, рисовать их на песке пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, наклеенные на бумагу манной крупой, конструировать из рук, выкладывать из палочек, ниток, мозаики.
С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учу различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.
Развивая лексико-грамматические формы подбираю упражнения на специаль но отобранном правильно произносимом детьми материале, в звуковой состав которого входят исправленные звуки в стадии их окончательного закрепления Умение слышать, выделять и правильно проговаривать каждую значимую часть слова подготавливает детей к самостоятельному речевому разви тию в дальнейшем. Почти с самого начала коррекционного обучения включаю в занятия постепенно усложняющиеся упражнения, направлен ные на образование слов с суффиксами оценки; в большинстве случаев это слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Во время всех этапов работы большое внимание уделяю развитию связной речи. . Наряду с общепринятыми приемами и принципами в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи дошкольников использую приемы мнемотехники, т.к. у дошкольников память носит непроизвольный характер, дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту, с которым они вступали в активное взаимодействие.
Одним из критериев результативности опыта является оценка готовности ребенка к обучению в школе. Для диагностики использовались специальные методики: диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп по Л.А.Венгеру; диагностика знаний и умений детей дошкольного возраста по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; диагностика речевых навыков и диагностика готовности ребенка к школе.
Таким образом, работа по подготовке детей – логопатов к обучению грамоте позволяет в значительной мере повысить уровень готовности к школе и способствует профилактике дислексии и дисграфии будущих школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»
обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...