Дифференциация звуков "П" - "Пь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Сидаева Ольга Саидовна

Конспект фронтального занятия для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_p-_p.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                Тема: Дифференциация звуков «П» - «Пь»

Цель: закрепить умение детей дифференцировать на слух и в произношении        

           звуки   «П» - «Пь»

задачи: - закрепить произношение и различение звуков «П» - «Пь»;                             - продолжать учить детей определять количество слогов в слове;                                       - формирование навыка звукового анализа и синтеза;                                                    - упражнять детей в образовании приставочных глаголов мн. числа будущего и            

  времени;                                                                                                                                         - развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Ход занятия.

I.Оргмомент.

II. Подведение к теме занятия.

Сегодня у нас занятие по звукопроизношению  Чему мы учимся на занятиях по звукопроизношению? (учимся слушать, различать звуки, слоги, слава)  

 - Какие бывают звуки?  (речевые и неречевые).

 - Какие речевые звуки вы знаете? (гласные и согласные, согласные – мягкие и  твердые, глухие и звонкие).

III. Знакомство с темой.

Сегодня к нам придут два гостя. В имени одного из них мы услышим твердый согласный звук, а в имени другого – мягкий согласный звук. А какие это звуки вы сейчас догадаетесь сами.

- Послушайте и скажите, одинаковые или разные слова я произнесу:                «Пылить – пилить».

- Эти слова разные.

- Это слова – близнецы. Они очень похожи, но не одинаковые.  Чем отличаются эти слова? (В слове «пылить» - в начале слове звук «П», а в слове «пилить» - звук «Пь»)  

- Кто догадался, какие звуки мы услышим в именах наших гостей?

Характеристика звуков «П», «Пь»: «П» - согласный, глухой, твердый;                   «Пь» - согласный, глухой, мягкий.

IV. Закрепление материала

Сегодня к нам в гости пришли еще два близнеца – два гномика: Пин и Пон. (Выставляются картинки с изображениями гномиков: один в синем костюме, другой – в зеленом) Это добрые гномики из страны слов.  Они принесли нам подарок.  Но получить его мы сможем только тогда, когда выполним задания, которые приготовили гости.    

1. Различение звуков П-Пь на слух. Упражнение «Покажи рукой»

Мы находимся в стране звуков. Как вы думаете, звуки мы слышим или видим?  Слышим.  

- Приготовьтесь внимательно  слушать слоги, слова. Как только вы услышите звук «П» - покажите ладошки с широко расставленными напряженными                              ( твердыми) пальцами. А когда услышите звук «Пь» - покажите ладошку, сложенные в мягкую щепотку (кисть вниз).

Па, пи, пя, по, пы, пу, апь, оп, опь, пу…

Пыль, пять, топ, пить, парта, паук, петух, пятка, письмо, пароход…

2.  Игра «Дразнилки»

  Па – пя               пу – пю                 па – ап                     ип – ипь

  По – пё               пы –пи                  уп – упь                   оп – опь

3. Дифференциация звуков «П» – «Пь» в произношении по картинкам

  3.1. Расселить слова (картинки) в соответствующие домики.

    Гномики построили домики и предлагают нам поселить в них картинки, в названии которых есть звуки «П», «Пь». А вот какая картинка, в каком доме будет жить вы должны догадаться сами.

Детям предлагается рассмотреть картинки, выбрать одну из них, определить в ее названии  наличие звука «П» или «Пь», определить количество слогов  в слове и «поселить» его в соответствующий домик. Например, в слове пальма слышим звук «П» в начале слова; в этом слове два слога, значит, поселим слово в домике с синей крышей с двумя окошками.

3.2.  Употребление глаголов мн. ч. будущего времени с приставкой по-

    Игра с мячом.  «Скажи сначала по»

- Я вам буду говорить, что гномики делают сейчас, а вы  скажите, что наши друзья  сделают  потом.

Бегут – побегут, едут -, занимаются -, моют -, кричат -, тащат -, танцуют -,

Поют -,  пьют -, скачут -, несут - …

3.3. Упражнение «Четвертый лишний»

     Посмотрите, не принесли два конверта от Пина и от Пона. Давайте посмотрим, что там лежит.

1-й конверт от Пона:  пеликан,  парусник, подоконник, пальто.

 -Ребята, что перепутал гномик?  (в свой конверт положил картинку, в названии которого есть звук «Пь»)

2-й конверт от Пина: пять, попугай, пень, пятки

-Что перепутал гномик?  (положил в конверт, в названии которого есть звук «П»)

3.4.  Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение «Отгадай слово»

        Наши друзья приготовили еще одно задание.  Посмотрите на картинки. По первым звукам в названии каждой картинки отгадайте задуманное слово. Если отгадаете, то появится картинка.

  1. Пингвины, индюк, ослик, ноты – пион.  (Выставляется картинка)                                                                 – Кому подарим эту картинку?  Почему?
  2. Пони, апельсин, укроп, кеды, изба – пауки.  (Выставляется картинка)                 – Кому подарим эту картинку?  Почему?

V. Итог. – Ребята, нашим гостям очень понравилось,  как вы занимаетесь. Они      

       убедились в том, что вы хорошо умеете различать звуки. А для того чтобы вы    

       так же хорошо знали буквы и умели читать гномики дарят нам азбуку. На    

      прощанье давайте еще раз вспомним слова со звуком «П», и со звуком «Пь».

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Презентация "Дифференциация звуков К-Г"

В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....

дифференциация звуков Л-ЛЬ

презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...

"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...

Дифференциация звуков "с"- "ш"

Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...