конспект занятия с презентацией
презентация к занятию (обучение грамоте, старшая группа) по теме
Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников со звуком Ц и буквой Ц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rositskaya_g.e.rar | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное занятие для детей подготовительной группы
Тема: Закрепление звука [Ц] и буквы Ц.
Цель: Закрепление правильного произношения звука Ц в словах, предложениях.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
Закрепление знаний детей о звуке [Ц] и букве Ц: уточнение артикуляционного уклада, характеристика звука (согласный, твердый). Уточнение представлений детей о графическом образе буквы. Обучение навыкам ведения речевого диалога; культуры общения; использование вопросительной интонации в речи. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Учить согласовывать числительные с существительными в роде. Упражнять в образовании существительных во множественном числе в Родительном падеже.
II. Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического восприятия – выделение звука из ряда звуков различных по артикуляции и акустическому звучанию; выделение звука на фоне слогов и слов.
Развитие фонематического анализа – нахождение позиции звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Развитие фонематического синтеза – выделение первого звука в слове и составление слова из набора выделенных звуков.
Развитие зрительного внимания – анализа, сопоставления.
Развитие слухового внимания – восприятие и воспроизведение, умение следовать словесной инструкции.
Развитие речевого дыхания.
Развитие общей и мелкой моторики.
III. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию, к родному языку. Воспитание доброжелательности; культуры общения.
Оборудование:
Набор предметных картинок, кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок, ширма, аудиозапись, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация «В сказочном дворце», логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся»
Используемые ресурсы:
1. Логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся» (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс])
2. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце»
План занятия:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Развитие речевого дыхания - работа над увеличением продолжительности речевого выдоха.
5. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук».
6. Развитие общей моторики «Игра с движениями».
7. Развитие связной речи – диалогической речи.
8. Развитие фонематического анализа.
9. Развитие звуковой культуры речи.
10. Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.
11. Развитие фонематического представления и синтеза.
12. Развитие зрительного внимания – анализа и сопоставления.
Ход занятия.
1.Организационный момент
(дети стоят полукругом, воспитатель в центре).
Воспитатель. Ребята, с каким звуком мы с вами знакомились на прошлом занятии?
Дети. Со звуком [Ц]
Воспитатель. Подойдите к столу, выберите картинку, в названии которой вы услышите этот звук. (дети выполняют задание).
Воспитатель. Назовите свои картинки.
Дети Цапля, крыльцо, кольцо, огурец, цветок, палец, птица.
Воспитатель. Молодцы! Берите свои картинки и садитесь на свои места.
2.Сообщение темы.
Воспитатель. Кто у нас на прошлом занятии был в гостях?
Дети. Цыпленок Цып.
Воспитатель. Да, я вам рассказывала о первом путешествии цыпленка Цыпы. А вы хотите тоже отправиться в путешествие.
Дети. Да.
Воспитатель. Я приглашаю вас в волшебную страну, в которой живут царица Звуков, царь Слов, принц Слог, принцесса Буква. А поможет найти дорогу старый житель этой страны Старичок-Звуковичок. Ну что готовы?
Дети. Да.
(включается аудиозапись, звучит мелодия и из-за ширмы появляется кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок)
Ст-Зв. Утомился я с дороги. Отдохну у вас немного.
Воспитатель. Конечно, Старичок-Звуковичок. Садись на стульчик. А мы с тобой поиграем.
3.Пальчиковая гимнастика
1-2-3-4-5 | Разгибают пальцы обеих рук в соответствии со словесным текстом |
Вышли пальчики гулять | Большой палец поочередно соединяют с другими пальцами |
1-2-3-4-5 | Пальцы правой и левой ладоней под счет перекрещивают |
В домик спрятались опять | Пальцы сжимают в кулачки |
4.Развитие речевого дыхания - работа над увеличением продолжительности речевого выдоха (стоя)
Упражнение 1. Сделать вдох, а на выдохе четко, в одном темпе считать вслух до пяти.
Упражнение 2. Выполнить упражнение 1. Затем добрать воздух (1 секунда) нижним дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «пять».
5.Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук»
Воспитатель. Старичок-Звуковичок, а ты знаешь какую-нибудь игру?
Ст-Зв. Конечно, знаю и научу вас в нее играть. Называется игра «Поймай звук». Правила игры таковы: я называю разные звуки, а вы ловите нужный звук, сжимая кулачок.
Воспитатель. А какой звук мы будем сегодня ловить?
Ст-Зв. У детишек на столах лежат картинки. Какой звук вы сегодня находили, выбирая их?
Дети. Звук [Ц].
Ст-Зв. Вот этот звук вы и будите ловить.
Воспитатель. Ребята приготовьтесь! Старичок-Звуковичок подсказал мне, какие звуки мне называть, я буду их называть, а вы будете ловить звук [Ц]. Когда услышите его, то сжимайте пальчики в кулачок.
Б, М, Ц, Г,К,О,Ц,В, П,Ц.
А теперь ловите его в слогах.
Ац, ам, ок, уц, ып, иц.
Му, ба, ца, ко, вы, цу, пи, тэ, цо.
Самое трудное – поймать звук в словах.
Арка, марка, цифра, цапля, домик, танец.
6.Развитие общей моторики «Игра с движениями»
Воспитатель. Понравилась тебе Старичок-Звуковичок игра? Ты отдохнул? Тогда давайте отправимся в путь!
Выходите ребята ко мне.
«Игра с движениями»
Со Старичком-Звуковичком по дорожке мы идем | Шагают на месте |
Не зевай, не отставай! Поскорее догоняй! | Бег на месте |
Вот болотце впереди | Качают головой |
Нам его не обойти | Повороты головы вправо, влево |
Оглянись по сторонам. Что поможет в этом нам? | Повороты туловища вправо, влево |
Посмотри себе под ножки. Что лежит там на дорожке? | наклон |
Эта палка - выручалка! Нам поможет эта палка! | присели |
Взяли палку в руки крепко. | Рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак |
Друг за друга взялись цепко. | Встают друг за другом, руку кладут на плечо впереди стоящему |
Не спешите, не зевайте. След в след за мной шагайте. | Идут медленно, шаг широкий |
Вот болотце и прошли! | Расцепились, руки опустили вниз |
Что нас ждет там впереди? | Пожимают плечами |
Поле, речка, лес, дорога? Друга верная подмога! | Кладут руки на плечи друг друга |
Тайна, сказка, не гадай! | Опускают руки |
Ой, отстали! Догоняй! | Бег на месте |
7.Развитие связной речи – диалогической речи.
Воспитатель. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце» (Слайд 1) Посмотрите, ребята, куда мы с вами пришли.
(на интерактивной доске высвечивается картинка дворца)
Что это за здание такое?
Дети. Дворец.
Воспитатель. А где же Старичок-Звуковичок? Да вот же он! Присел на пенек.
Ст-Зв. Стар я стал для путешествий. Я вас проводил ко дворцу. А дальше вы сами. Я пойду к своим внучатам звукам. Они у меня тоже веселые, озорные. Как бы ни натворили чего!
Воспитатель. Дети поблагодарите Старичка-Звуковичка за то, что он помог дорогу к дворцу найти и в Волшебную страну попасть.
Дети. Спасибо, Старичок-Звуковичок!
Воспитатель. Давайте посмотрим, кто во дворце живет. Только как в него войти? Нет ни окон, ни дверей? А вот кто-то появился на тропинке.
(Слайд 2)
Воспитатель. Давайте узнаем кто это? Только не забудьте, как нужно вежливо обратиться с вопросом к незнакомому человеку.
Дети. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?
Царица. Здравствуйте дети! Меня зовут Царица Звуков. Я увидела из дворца гостей и вышла вас встретить. Я приглашаю вас к себе во дворец.
Воспитатель. Но как мы войдем во дворец? Все двери крепко закрыты.
Царица. Вы попали в Волшебную страну. Здесь все не просто. А чтобы попасть во дворец, нужно выполнить мое задание.
8.Развитие фонематического анализа
Царица. Мои придворные звуки любят играть в прятки. Вам нужно будет найти, какой звук спрятался в словах и где в слове он спрятался.
(Слайд 3) Цветок, яйцо, огурец.
Дети. Это звук [Ц].
Царица. А почему вы решили, что именно этот звук прятался?
Дети. Во всех этих словах есть один и тот же звук.
Царица. А где он спрятался в слове «Цветок»?
Дети. В начале слова.
Царица. А в слове «яйцо»?
Дети. В середине слова.
Царица. Ну а в слове «огурец»?
Дети. В конце слова.
9.Развитие звуковой культуры речи.
Царица. Вы, я вижу, с этим звуком хорошо знакомы. Кто мне из вас сможет рассказать о нем? (Слайд 4)
Дети. Это согласный звук. Он упрямый звук не слушается команды гласных и всегда звучит твердо.
Царица. А почему вы решили, что этот звук согласный?
Дети. Потому что когда его произносим, есть преграда.
Царица. Какая преграда. Дети. Язычок.
Царица. А губки, какие, когда произносим этот звук?
Дети. Растянуты в улыбке.
Царица. А что же делает язычок, когда произносим звук [Ц]?
Дети. Кончик язычка упирается в нижние зубки, спинка язычка выгнута, края язычка прижаты к зубкам.
Царица. А горлышко проснулось или спит, когда произносим этот звук?
Дети. Горлышко спит. Голосок не слышим, а только слышим шум.
9.Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.
Царица. Посмотрите вот и двери появились во дворце и окна.
Воспитатель. Ребята сколько окон и дверей, Посчитайте их.
Дети. Два окна, три крыльца, четыре балкона, пять дверей.
10.Развитие фонематического представления.
Царица. Я хочу познакомить вас со своей семьей. Это мой сын – Принц Слог. (Слайд 5)
Он любит играть со слогами.
Принц. Да, это моя любима игра. Милые дети, а вы можете, прослушав их, придумать слова с этими слогами.
Дети. Да.
Принц. Придумайте слова со слогом ЦА.
Дети. Царица, цапля, птица.
Принц. Со слогом ЦО.
Дети. Яйцо. Крыльцо, кольцо, лицо.
Принц. А со слогом ЦЫ.
Дети. Пальцы, цыпленок.
Принц. Какие вы молодцы! Мне было приятно познакомиться с вами.
11. Развитие фонематического синтеза.
Царица. Теперь я хочу познакомить вас с Царем Слов (слайд 6)
Царица. Царь занят своим любимым занятием. Он составляет из букв слова.
Царь. Здравствуйте дети! Я рад вас видеть у нас в гостях. Помогите мне, пожалуйста, составить слово. Сегодня у меня что-то ничего не получается.
Воспитатель. Конечно, мы рады вам помочь. Но что нужно делать?
Царь. Нужно, глядя на картинку, найти первый звук в словах и из этих звуков составить слово.
Воспитатель. Ребята, какие первые звуки в словах вы нашли?
Дети. Ц, И, Р.К.
Воспитатель. И какое слово из них можно составить?
Дети. Слово «цирк»!
Царь. Спасибо, ребята!
12. Развитие зрительного внимания – анализа и сопоставления.
Царь. Позвольте вам представить нашу дочь – Принцессу Букву (слайд 7) Она очень любит наряжаться и ее каждый раз не узнать. Вот и опять! Вчера была в одном наряде, а сегодня в другом. Посмотрите сами!
(слайд 8)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, во что была одеты принцесса вчера и сегодня. Найдите отличия и назовите. Только помните, что отвечать нужно не одним словом, а предложением. Например: Вчера у принцессы на платье были карманы, а сегодня на ней платье без карманов.
(дети находят отличия и отвечают, воспитатель следит за правильностью построения предложений).
13. Закрепление умений выделять слова со звуком Ц (работа с компьютерной логопедической программой «Играем и учимся», раздел «Знакомство с согласными. Звук Ц. Звук в начале и в конце слова» урок 1, 2)
Принцесса. Да, я очень люблю наряжаться, веселиться, играть. Поэтому на другие дела у меня не хватает времени. Сегодня хотела слова собрать со звуком Ц и не успела.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Принцессе собрать слова с Ц в начале. Дети работают на интерактивной доске.
А теперь выберите слова со звуком Ц в конце.
Воспитатель. Молодцы!
Итог занятия
Воспитатель. А теперь нам пора домой. Давайте попрощаемся с хозяевами дворца и поблагодарим их за теплый прием. (Слайд 9)
Дети встают со своих мест, шагают на месте и машут руками. Звучит тихая музыка.
Дети. Спасибо! До свидания!
Воспитатель. Молодцы ребята! Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего?
(ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"
конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...
конспект занятия с презентацией " Путь хлеба к нашему столу"
конспект для разновозрастной группы в рамках проектной деятельности по теме "хлеб"...
Конспекты занятий и презентации для старших дошкольников
Занятия и презентация по ЗОЖ в подготовительной группе детского сада...
Конспект занятия и презентация "Песок, его свойства и применение."
К конспекту прилагается презентация о разном песке и его использовании в жизне человека....
Конспект занятия и презентация "История одного предмета илил откуда ложка к нам пришла"
старший возраст...
Методическая разработка. План- конспект занятия и презентация к занятию по формированию целостной картины мира "Домашние животные".
Методическая разработка. План- конспект занятия и презентация к занятию по формированию целостной картины мира "Домашние животные"....
Конспект занятия Осьминожки. Презентация занятия.
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия "Осьминожки" для подготовительной группы детского сада...