Аналитико-синтетический метод при обучении грамоте дошкольников
статья (обучение грамоте) по теме
Обучение грамоте в русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analitiko-sinteticheskiy_metod.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте в русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребёнку необходимо хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонетическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока самым сложным для детей является - фонематический анализ слов. По этой причине мы на нем и остановимся.
Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть чётко представлять себе его звуковую структуру. В частности, ребёнок должен уметь определить следующее:
- Какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова
- Сколько всего звуков в слове
- Какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т.д.)
- Какого место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова (например, какой звук в слове «лампа» слышится перед М, и какой после М).
Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово, с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребёнок, владеющий синтезом звуков в слове, должен уметь ответить на вопрос типа: «какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по одному, с паузой между ними).
Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребёнок сможет записать его правильно: не пропуская в нём никаких букв. Если же звуковая структура слова является для ребёнка должно «туманной», то её искажение на письме будет неизбежно – появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних, то есть возникнет дисграфия на почве не сформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Полным фонематическим анализом слов, о котором мы говорили выше, ребёнок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости – ребёнок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.
Для развития фонематического анализа предлагаются следующие игры и игровые упражнения:
- Начинаем работу с выделения звука на фоне других звуков. Например: услышав звук [р]- хлопни в ладоши (топни ногой, подними руку и т.п.). затем переходит к выделению звука на фоне слова прямой, обратный).
- Можно предложить детям поднять вверх карточку – символ, когда они услышат слово со звуком, например звук [р].
- Ребёнку или детям, предлагается назвать, какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова. Например: слово «кот», какие звуки есть в этом слове.
- Ребёнку предлагается назвать первый звук слова, а затем как усложнение последний (для детей этот звук назвать сложней). Позже ребёнок называет второй, третий, четвёртый и т.д.
- Сколько всего звуков в слове (лучше обозначать количество звуков цифрой).
- Какова последовательность звуков в слове.
- Каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова (например, какой звук в слове «лампа» слышится перед М и после М).
Для развития фонематического синтеза предлагаются следующие игры и игровые упражнения:
- Детям предлагается составить слово из отдельных звуков. Например: педагог произносит звуки [к, о, т]. Сначала звуки произносятся в той последовательности, в которой они идут в слове, затем последовательность звуков можно менять (в подготовительной группе, вторая половина года).
- Можно предложить детям самим составить слово, используя карточки, но так, чтобы, назвав первые звуки этих слов, получилось задуманное слово (обращаем внимание на твёрдый или мягкий согласный звук).
Для развития фонематических представлений можно использовать игровые упражнения:
- Придумывание слов на заданный звук. Можно предложить детям придумать слова с заданным звуком так, чтобы он был в начале (середине, конце слова).
- Из предложенных карточек отобрать те, где есть заданный звук. Как усложнение, детям предлагается отобрать карточки, в которых звук в начале, середине или в конце слова.
Выполняя предложенные игровые упражнения, проводится работа по профилактике нарушения письменной и устной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по формированию у детей навыков звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Данная статья обобщает опыт работы учителя-логопеда с родителями по формированию у детей навыков звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте....
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Одной из важнейших задач развития речи и коррекции речевого недоразвития является наиболее раннее обучен...
Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.
опыт работы воспитателя...
Аналитический отчет Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.
Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарт...
Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.
В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...
Презентация «Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте»
В презентации представлены разнообразные методы и приёмы по формированию звукового синтеза и анализа у дошкольников....