Работа с родителями по формированию у детей навыков звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Данная статья обобщает опыт работы учителя-логопеда  с родителями по формированию у детей навыков звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_metodista.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка методиста

Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Начало школьного обучения  чрезвычайно ответственный момент не только для будущего первоклассника, но и для его родителей. На прилавках в книжных магазинах  очень    много  специальной литературы, не только теоретической, но и практической, которая «косвенно» готовит детей к школе. Практический опыт показывает,  что  к сожалению  суть предшкольной подготовки не всегда правильно понимается  родителями. У них создаётся ложное представление о том, что умение читать и считать – это главные составляющие школьного успеха.

Психика ребёнка 6-7 лет неустойчивая, и её состояние во многом зависит от положительных и отрицательных эмоций. Родители должны знать, что психологически готовить ребёнка к школе нужно начинать за 8-10 месяцев до начала обучения. Но, не всегда это удаётся.

В основном « с началом обучения в школе у ребёнка выявляются проблемы, связанные с недостаточной психологической готовностью в отдельных сферах» (2, с.5) . Поэтому родителям предлагаются специальные тесты, игры, которые помогут развить соответствующие  поведенческие навыки и управлять психическими процессами.

Наша задача, педагогов дошкольников,  оказать профессионально, не только консультативную, но  и образовательную  помощь родителям, которые в дальнейшем примут активное участие в подготовки своего ребёнка к школьному обучению.

Я полностью согласна с высказыванием  Н.В.Макарычевой о том, что  «Целенаправленное взаимодействие близких взрослых с ребёнком задаёт те внешние социальные структуры, которые позволяют успешному формированию разных сторон его личности» (5, с.3).

Развитие  у родителей интереса  и желания помочь своему ребёнку становится неотъемлемой темой сегодняшнего дня. Но нельзя забывать, что « учение-это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное чтобы он был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного голода», чтобы у него не иссякла жажда «познания». (6, с.50). Широкое использование игровых приёмов обучения обеспечит успех совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными.

Роль семьи в период адаптации к учебной деятельности не будет болезненной, если заранее готовить не только ребёнка к предстоящим событиям, но и  готовиться к ним самим.

«Условия,  необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания  образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных  инициатив семьи». (9)

Ну как это лучше сделать?

Во-первых,  совместно с родителями, необходимо формировать у детей навык  к учебной деятельности, умение выполнять домашнее задание. Во-вторых, прививать   усидчивость, внимательность,  развивать   контроль   и самоконтроль. В-третьих, создавать совместные проекты с семьёй  на основе формирования у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности. Всё это будет способствовать успешной подготовки  к школьному обучению.  

Исходя  из задач  Федерального государственного образовательного  стандарта ​дошкольного образования  «необходимо пропагандировать преемственность целей, задач и содержания образования,  реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)»  (9)

Формы пропаганды могут быть весьма разнообразны. В своей работе я использую  информационный  стенд  под названием «Скоро в школу», выпускаю ежеквартально газету «Речевичок», провожу индивидуальные беседы, собрания, а также заседания круглого стола. Разработанная мною  анкета (для родителей) «Как Вы понимаете суть подготовки ребёнка к школе» способствует выяснению отношений родителей к предстоящему учению их детей. Предлагаю вам познакомиться с ней.

Анкета. «Как Вы понимаете суть подготовки ребёнка к школе».

  1. Фамилия, имя ребёнка
  2. Дата рождения

3. Сколько в вашей семье детей?

4. Структура Вашей семьи (полная, неполная)

5. Как члены Вашей семьи (Вы лично) понимаете суть подготовки ребёнка к школе?

6. Как относится Ваш ребёнок к школе, к предстоящему учению (положительно, отрицательно)

7. Ведёте ли Вы дома работу  по подготовки к   школе?

Развиваете ли связную речь?

Работаете ли над звукопроизношением?

Занимаетесь ли математикой?

Учите ли читать?

Учите ли писать?

8. Как Вы проводите занятия (по желанию, по принуждению)

9. В какую школу собираетесь отдать ребёнка?

10. Ваши пожелания воспитателям, учителю-логопеду.

Проводя анализ анкетирования родителей,  приходишь к выводу, что основная часть родителей недостаточно чётко понимает суть подготовки ребёнка к школе. Для них главное-это научить читать, писать и считать, уметь логически мыслить, правильно произносить «буквы».  Конечно, не все правильно понимают, что такое буква и что такое звук. И совсем немногие осознают, что детям надо развивать мелкую моторику пальцев рук. Но ясно одно, что все родители обеспокоены подготовкой ребёнка к школе. Стараются помочь своим детям сами. И часто ошибаются. Заблуждения многих родителей, их недостаточная компетентность в дальнейшем приведёт к школьным трудностям. «Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки… Просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Всё из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала. Учительница посоветовала обратиться к вам» (7, с.3). Им необходима квалифицированная помощь специалиста. Внимание к индивидуальности ребёнка, умение гибко приспосабливать учебные цели к его особому нраву – это условие успешности учебной деятельности. А естественная родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребёнка. Пусть он идёт в школу с уверенностью в том, что учиться ему нравится, что он уже многое умеет, а всему остальному обязательно научится.

Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. (4, с.4)

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте становится главной задачей при подготовки детей к школе..

Мною была разработана Программа  дополнительных образовательных услуг «Скоро в школу». Она  направлена на предупреждение нарушений устной и письменной речи. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Количество занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность – 30 минут. Программа содержит системный цикл домашних заданий в помощь родителям, также под названием «Скоро в школу». В пособии представлен практический наглядно-обучающий материал с разнообразными увлекательными упражнениями и заданиями.

Основные направления программы: профилактическое  и  развивающее.

Решаются следующие задачи:

-развитие фонематического слуха;

-развитие навыков звукобуквенного анализа слов

-развитие мыслительных операций (использование моделей);

-формирование интереса к чтению;

-формирование  буквенного  гнозиса.

Цель: Оказание практической помощи родителям  при подготовки к школе.

Внедрение программы направлено, на:

-повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного  возраста;

-изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической, экспериментальной деятельности.

-взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Принципы построения программы:                                                                                  Системность,  комплексность, соответствие,  постепенность, адекватность, повторяемость, индивидуализация темпа работы, принцип  взаимодействия.

Федеральный государственный образовательный  стандарт ​дошкольного образования  указывает нам на то, что  «Построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития» (9).  Создавая, совместные проекты с родителями мы должны обязательно учитывать уровень развития ребёнка, его психофизические возможности. Проект может быть направлен на совместную деятельность. Например, зная, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также  улучшает контроль  за усвоением знаний мы можем предложить родителям вместе с детьми  изготовить пособия  из цветного картона:  карточки,  для обучения ребёнка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов; для обозначения гласных звуков – красные кружочки, для обозначения согласных твёрдых звонких звуков – синие кружочки с наклеенными колокольчиками; согласных мягких звонких звуков – зелёные кружочки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков – зелёные кружочки без колокольчиков. (1, с.6)

   Повышению эффективности  занятий способствует разнообразные азбуки, кубики, схемы    предложений, схемы предлогов, игры с буквами и т.д. Предлагаю рассмотреть основные  направления работы по подготовки детей к школьному обучению.

Таблица №1

Примерное  планирование  работы по предупреждению нарушений чтения и письма  у детей  6-7 лет.

 Основные  задачи

Виды работ и упражнений

Время проведения

1

2

3

Совершенствование

пространственных ориентировок

Графические диктанты, «Закончи узор», «Дорисуй по точкам», «Повтори рисунок», «Нарисуй дорожку», «Поставь точки и чёрточки в фигурки по образцу», «Составь рисунок по сюжету рассказа».

В течении  учебного года

Развитие конструктивного праксиса. Формирование буквенного

гнозиса

Моделирование букв из палочек, лепка букв из пластилина, вырезание по контуру, письмо буквы по опорным точкам,  раскрашивание букв.

Работа с разрезной азбукой.

Игры: «Сложи букву»

           «Смастери  букву»

           «Напиши букву»

            «Допиши букву»

            «Обведи букву»

            «Узнай  букву»

            «Почини буквы»

            «Азбука» - интерактивная

развивающая игра

В течении  учебного  года

Развитие тактильных ощущений, ручной умелости.

Дермалексия (узнай какую букву «написали» на спине, руке, в воздухе рукой ребёнка)

Игра «Чудесный мешочек»

(узнавание букв на ощупь).

 В течении   учебного года

Применение моделей артикуляции

звуков

Модели артикуляции

Гласные звуки – А И О Э Ы У

Дифтонги Я Ю Ё Е

Согласные звуки  -  Ф  ФЬ    В  ВЬ

Согласные звуки  -  Ш  Ж   Ч   Щ

Согласные звуки  - М   МЬ   Б   БЬ

                                 П   ПЬ   Н   НЬ

Согласные звуки    С   СЬ    З    ЗЬ

                                  Т    ТЬ   Д   ДЬ   Ц

Согласные  звуки     Г   ГЬ    К   КЬ

                                   Х    ХЬ   Й

Согласные звуки      Р     РЬ    Л    ЛЬ

В течении   учебного  года

Развитие фонематического слуха. Фонетическая гимнастика

На каждый звук символ звука. Повторение слоговых цепочек.

Использование графических обозначений звуков.

Определение места звука в слове.

Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества звуков в слове.

Игры   «Поймай звук»

            «Угадай, где звук»

            «Закончи слово»

            «Доскажи словечко»

            «Подскажи Петрушке звук»

В течении учебного  года

Формирование навыков чтения

Таблицы с буквами (по С.А. Ильину, Б.Г. Ильиной «Букварь ХХ1 века»)

Таблицы для чтения из пособия «Скоро в школу»

Чтение прямых и обратных слогов (по Эдигей В  «Учись читать,  малыш!»

Игры: «Составь слово»

           «Учимся читать»

           «Читаем сами»

В течении  учебного  года

Развитие звуко-буквенного, звуко-слогового анализа слов

Выделение начального ударного гласного из слов.

Выделение последнего согласного из слов. Выделение конечного гласного из слов. Выделение начального согласного из слов.

Определение звука в ряду других звуков. Отбор картинок с заданным звуком. Придумывание слов с заданным звуком. Выполнение звуко-буквенных и звуко-слоговых анализов слов (использование схем)

В течении  учебного  года

Система взаимодействия учителя-логопеда,  воспитателей и родителей  в образовательном учреждении должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества

образовательного процесса и осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.

Уровень развития каждого ребёнка довольно разный. Один ребёнок говорит и думает быстро, другой - медленно; одни легко включаются в работу, другие действуют неуверенно. Есть дети внимательные и невнимательные, усидчивые и неусидчивые. Выработался стереотип ошибок не только детей, но и их родителей.  Их нельзя оставлять без внимания.

Очень хорошие рекомендации  при  распространённых ошибках,  допускаемых взрослыми, при обучении  детей чтению в домашних условиях  даёт нам автор  книги «Буду говорить, читать, писать правильно» Г.А. Глинка. (2, с.9)  Также книга  помогает родителям научить ребёнка правильно писать буквы, если он их забывает или путает.

Сотрудничество с родителями должно носить не фрагментарный,  а системный характер.

Таблица №2

Система взаимодействия  педагогов и родителей

Месяц

Основные направления работы

Ответственные

Сентябрь

Родительское собрание.

 «Чему и как учить до школы». Знакомство с программой  «Скоро в школу».

Анкетирование родителей « Как Вы понимаете суть  подготовки ребёнка к школе»

Учитель-логопед

Воспитатели

Октябрь

Информационный бюллетень «Размышления о школе»

Учитель-логопед

Ноябрь

Рекомендации родителям и воспитателям «Самые распространённые ошибки при обучению чтению»

Учитель-логопед

Декабрь

Консультация

«Формы обучения детей в домашних условиях».

Учитель-логопед

Январь

Индивидуальные беседы с родителями. Какие трудности Вы испытываете при совместной работе с ребёнком.

Показ выполнения звуко-буквенного анализа слов.

Учитель-логопед

Февраль

Родительское собрание

«Психологическая готовность детей  к школьному обучению».

Преемственность в работе детского сада и школы.

Опросник для учителей  начальных классов «Готовы ли дети  к школе?»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатели

Учитель начальных классов

Март

Рекомендации родителям

«Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы».

Учитель-логопед

Апрель

Заседания круглого стола

«Звуки, буквы я учу!»

1.Подведение итогов работы.

2.Просмотр  открытого  занятия.

3.Анализ работы на основе тест опросника результативности работы по предотвращению нарушений письма и чтения у детей.

4.Обсуждение.

Учитель-логопед

Май

Рекомендации родителям на лето

Учитель-логопед

Согласно тест опроса родителей «Результативности работы по предотвращению нарушений письма и чтения в подготовительной школе группы на основе программы «Скоро в школу»» данная разработка получила высокую оценку.

Тест-опрос:

1. Как Ваш ребёнок занимался по пособию?  (по принуждению, по желанию).

2. Какова была работоспособность? (работал целеустремлённо, отвлекался, утомлялся. был рассеян, занимался посторонним делом).

3. Какие задания вызвали затруднения? Назовите их.

4. Заинтересовало ли данное пособие ребёнка? А Вас? Если, да то, что?

5. Овладел ли Ваш ребёнок? Терминами: звук, буква, гласные, согласные(твёрдые, мягкие)

    Знает ли, что такое? Слог, слово, предложение.

    Умеет ли выполнять? Звуко-буквенный анализ слов, определять место заданных  

     звук (букв) в словах, делить слова на слоги.

     Путает ли буквы при написании?  (Если да, то какие?).

6. Умеет ли Ваш ребёнок читать?

7. Ваша оценка,  пожелания, отзывы о проделанной совместной работе.

Читая  отзывы  и  рекомендации  родителей,  приходишь к выводу, что необходимо готовиться к школьному обучению, привлекая родителей к непосредственной образовательной деятельности. Вот некоторые из них:

«Очень  довольна  подготовкой нашего ребёнка к школе, совершенно не было необходимости

водить на другие подготовки. Спасибо за Ваш труд».

«Научился считать в уме, знает программу первого класса. Выполняет задания за 2-3 минуты

Всё отлично, спасибо за проделанную работу».

Доступность и последовательность материала  позволило детям более качественно усвоить программное содержание. Мы оценили интеллектуальный уровень в начале и в конце учебного года, также проследили  его в школе. Данные по сравнительному анализу позволяют сделать вывод о довольно значительном изменении показателей за год, что говорит о положительном влиянии специально  разработанной системе домашних заданий для  родителей.

« К 6-7 годам формируется общее положительное отношение к школе, интерес к школьному содержанию занятий, признание авторитета учителя, развиваются познавательные интересы, появляются собственно учебные мотивы деятельности. Всё это составляет новообразование личности и самосознания ребёнка – внутреннюю позицию, которая выражается в стремлении к поступлению в школу»  (8, с 163)

Таким образом, мы должны активно включиться в решении сложных вопросов, стоящих не только перед детьми, но и их родителями. Только в совместной деятельности могут быть достигнуты высокие показатели развития личности ребёнка.

Список литературы:

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.,2004

2. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2008

3. Глинка Г.А.  Буду говорить, читать, писать правильно. СПб.,1997

4. Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе

5. Макарычева Н.В. Чему и как учить ребёнка до школы? М., 2014

6. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования. Ростов н./Д.,. 2006

7. Свободина Н.Г. Беседы с логопедом. Вопросы и ответы. М., 2008

8. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995

9. Федеральный государственный образовательный  стандарт ​дошкольного образования. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.  № 1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из важнейших задач развития речи и коррекции речевого недоразвития является наиболее раннее обучен...

Аналитический отчет Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.

Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.    В Федеральном государственном образовательном стандарт...

Перспективный план работы с родителями по формированию у детей навыков дорожной безопасности

Перспективный план работы с родителами по безопасности дорожного движения....

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

Консультация Система работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города

Одной из важных составляющих организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является умение педагога...