Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: "Путешествие в страну Волшебницы-Зимы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по подготовке обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в страну Волшебницы - Зимы»
Воспитатель: Овчинникова Валерия Александровна
г. Нефтеюганск - 2012
Задачи:
- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; различать ударные и безударные звуки, продолжать учить называть слова с заданными звуками;
- Обогащать словарный запас; развивать фонематический слух;
- Воспитывать любовь к эстетическому восприятию; взаимопомощь детей, взаимопроверка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о зиме; словесная игра «По цепочке»; составление творческих рассказов на тему «Зима».
Индивидуальная работа: проводить звуковой анализ слов; побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Виды деятельности: коммуникация, социализация, музыка.
Ход занятия.
-Ребята давайте встанем полукругом к окну.
-Несмотря на холодную погоду, к нам пришли гости. Ведь Волшебница – Зима вступила в свои права.
…Деревья инеем покрылись
Стоят все словно в серебре.
Такое летом не увидишь,
А лишь зимою, во дворе.
Светлана Богдан
-Давайте мы с вами поиграем со снежным комом. Ребята, какая погода бывает зимой:
- когда идет снег (снежная),
- холод (холодная),
- мороз (морозная),
- ветер (ветреная).
-А сегодня на улице ясное морозное утро. Мороз покрыл инеем наши все деревья на участках (воспитатель обращает внимание детей на снежинку, которая лежит на подоконнике).
-Ребята, вот чудеса, сама снежинка к нам пожаловала в гости? Давайте рассмотрим ее. Есть еще какой-то странный конверт, на нём ничего не написано.
-От кого интересно может быть это письмо? Как вы думаете что там? (ответы детей) Давайте откроем конверт и посмотрим что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
-В конверте лежит разрезная картинка, давайте мы ее сейчас соберем, и тогда может быть узнаем от кого оно (дети собирают картинку, на картинке изображена зима. Картинку собирают на магнитной доске).
-Какая картина у нас получилась? Как можно ее назвать? Может вы теперь догадались от кого это письмо?
-Всё ясно, значит, письмо нам прислала Волшебница - Зима. Теперь мы можем с вами его прочесть (воспитатель читает письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все приготовленные мною испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:
Снежинки лежат в лукошке,
лукошко у окошка".
-Ребята, какая подсказка была дана? (говорят хором, индивидуально)
-Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину со снежинками). Смотрите, в лукошке много снежинок, но вы уже обратили внимание, что в группе расположены снежинки с разными цифрами, за каждой цифрой со снежинкой закреплено задание, которое надо выполнить, и мы будем выполнять их по очереди.
- Ну что ребята начнем путешествие?
По ходу всего путешествия воспитатель достает снежинку, и дети выполняют задания по порядку.
-Итак, ребята я достаю первую снежинку. А вы должны найти снежинку под номером 1.
Задание № 1 «Исправьте ошибку».
-Ребята в первом задании нам нужно исправить ошибки. Если вы нашли ошибку, то поднимаете руку, ведь мы с вами будущие школьники.
- Юркий воробей собирать крошки.
- Мы бегать с тобой на лыжах.
- Зима насыпать много снега.
- В лесу растут сосна.
Итог: это задание мы с вами выполнили, исправили ошибки. Ведь для того чтобы люди друг друга понимали, речь должна быть правильной.
-Достаем следующую снежинку из нашей корзинки. Какое по счету следующее задание? (Второе)
Задание № 2 Игра называется «Кто внимательный».
-Второе задание называется «Кто внимательный». А правила здесь такие, я говорю вам слово, а ваша задача услышать правильно первый звук слова и если слово начинается с твердого согласного звука, то вы показываете синюю карточку, если с мягкого согласного звука, то зеленую карточку (метель, лед, сосулька, град, сугроб, снежинка).
Итог: я рада, что вы смогли выполнить это задание.
-Молодцы, ребята! Достаем следующую снежинку из нашей корзинки. (Третья)
Задание № 3 «Раздели слова на слоги»
-Оно сложнее, надо постараться, чтобы выполнить задание. Задание называется «Раздели слова на слоги». Для вас есть схема – подсказка (воспитатель вешаем схему – подсказку на мольберт). Вспомним правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
-Я буду вам говорить разные слова. А вы внимательно слушаете и говорите, сколько слогов в данном слове (мороз, снегопад, снежок, горка, ком, лед, снеговик, забава).
Итог: в данном задании вы правильно разделили слова на слоги.
-Молодцы, и с этим заданием вы справились. Достаем следующую снежинку из нашей корзинки. Какая по счету следующая снежинка? (Четвертая)
Задание № 4 Игра « Придумай слово с заданным звуком по цепочке».
-Ребята, что это все значит, ведь не зря мне кажется, мы нашли волшебную палочку. Как вы думаете для чего она? (предположения детей). И вот мы с этой волшебной палочкой и поиграем. Палочка идет по кругу, тот, кто взял палочку продолжает игру.
-Правила игры: я назову слово, следующий игрок называет слово с того звука, которым закончилось предыдущее слово. Например, я скажу зима, другой скажет слово, которое начинается со звука [а] (выполнение задания).
Итог: Молодцы ребята, хорошо справились и с этим заданием и волшебная палочка ни разу не останавливалась.
-Итак, достаем следующую снежинку. Какое следующее задание? (пятое)
Задание № 5. «Звуковой анализ слова»
-А в этом задание лежит загадка. Давайте попробуем ее отгадать. Слушайте внимательно.
Загадка о салюте:
Грянул гром,
Веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют.
Это праздничный ….
(Ответ: Салют)
-Сейчас мы с вами проведем звуковой анализ слова «Салют». Для этого нам нужно присесть за столы. (на столах схемы, тарелочками с фишками)
-Давайте сначала мы произнесем это слово. Какой первый звук в этом слове?
-Первый звук в слове ссссалют? ([с] – нам мешает язык и зубы, твердый, согласный звук, обозначаем синей фишкой)
-Второй звук в слове саааалют? ([а] – во рту ничего не мешает его произнести, это гласный звук, обозначаем красной фишкой)
-Третий звук в слове саллллют? ([л’] – произносим мягко, мешает язык во рту, он мягкий, согласный звук, обозначаем зеленой фишкой)
-Четвертый звук в слове салюююют? ([у] - нам ничего не мешает его произнести, губы сложены трубочкой, это гласный звук, обозначаем красной фишкой)
-Пятый звук в слове салютттт? ([т] - нам мешает язык и зубы, твердый, согласный звук, обозначаем синей фишкой)
-Ударение, на какой звук падает? (на звук [у])
-Возьмите в руки указки и произнесем слово (ссссаааал’л’л’л’уууутттт)
-Сколько гласных звуков в слове? (2) Сколько согласных звуков в слове? (3)
-Сколько слогов в слове «салют»? (в слове «салют» два слога) Назовите первый слог (са). Назовите второй слог (лют). Сколько всего звуков в слове «салют»? (5)
-Ребята давайте вспомним правило (показываю на зеленую фишку) (если после мягкого согласного звука мы слышим звук [у], то пишем букву ю)
-Значит, замените звук [у], на букву ю.
-Назовите второй звук ([а]). На какую букву мы заменим этот звук? (на букву а)
-Молодцы.
Самостоятельная работа - звуковой анализ слова «зима», «лиса», «гора», «нора». (Для дифференциации «мишка»). Индивидуально подхожу к каждому ребенку.
Итог: мы с вами хорошо потрудились, это испытание мы выполнили.
-Давайте немного отдохнем. Вставайте в кружок.
Физкультминутка
Белые елочки
Белые – белые
(Руки подняли вверх, потянулись)
В декабре – в декабря
(Повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Елочки – елочки
(Руки подняли вверх, потянулись)
Во дворе – во дворе
(Наклоны туловища влево – вправо, руки на поясе)
Кружится – кружится
И поет – и поет
(Кружимся на месте)
Праздничный – праздничный
Хоровод – хоровод.
(Хлопки в ладоши)
Скользкие – скользкие
В декабре – в декабре
(Поднимание коленей до уровня груди)
Горочки – горочки
Во дворе – во дворе.
(Приседания)
Звонкие – звонкие
В декабре – в декабре
(Хлопки в ладоши)
Песенки – песенки
Во дворе – во дворе.
(Прыжки на месте)
Кружится – кружится
И поет – и поет
(Кружимся на месте)
Праздничный – праздничный
Хоровод – хоровод.
(Хлопки в ладоши)
-Отдохнули. Какое же следующее испытание нас ждет? Давайте достанет следующую снежинку. И какой номер у нас следующего задания? (шесть)
Задание № 6. «Найди нужную схему».
-Ребята, посмотрите для этого задания нам предложены схемы и несколько предложений. Наша задача найти к каждому предложению свою схему. Я буду говорить вам предложения, а вы подумаете, и скажите какая схема подходит к данному предложению, и повесите на доску.
- Наступила зима.
- Саша убирает снег лопатой.
- Стали дни короче.
-Молодцы. А теперь давайте сами попробуйте составить предложения по этим схемам. Сколько слов в этом предложении? (индивидуальная работа)
Итог: и с этим заданием вы умело справились.
-Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши снежинки, да только не понятно где клад? Ребята, для того чтобы найти клад нам поможет музыка, если громкая музыка, то вы находитесь близко, а если тихая, то далеко (поиск клада).
-Ребята, здесь сундук и записка «Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С уважением Волшебница – Зима»
-Ребята чтобы открыть замок необходимо вспомнить, чем мы занимались сегодня? (ответы детей)
-Вот и открылся наш сундук. В сундуке лежат маски, при помощи которых вы можете обыграть сказки и сценки.
-До свидания, попрощайтесь с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: "Зимний лес"
Данный материал поможет провести НОД по всем правилам ФГТ...
Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»
Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....
План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Путешествие в страну Математики»
Конспект НОД по математике в подготовительной группе с использованием логики и интеграции образовательных областей по ФГОС....
Конспект занятия ао ФЭМП в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Математика"
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по стране Математике» Тема «Путешествие по стране Математике». Программное содержание: 1. Продолжать учить решать задачи на сложение ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну Правдилию»
данный коспект является малой частью авторской программы по правовому воспитанию дошкольников, которая реализуется на базе нашей ДОО...
Конспект НОД по обучению грамоте Подготовительная группа. Тема: « Весна»
Тема: « Весна» Программные задачи: · Закреплять ,систематизировать знания детей о весне: весна полевая, речная, лесная. Совершенствовать диалогичес...
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: "Путешествие в математическую страну".
Учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание....