Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: "Зимний лес"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Данный материал поможет провести НОД по всем правилам ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimniy_les.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

на тему: «Зимний лес»

Подготовительная группа

Составила: воспитатель

Овчинникова В. А.

Нефтеюганск, 2013 г.

Тема: «Зимний лес»

Цели:

  • формировать у детей основы понимания смысла текста: определение его предмета, построение смысловых версий на основе первичного понимания его смысла;
  • развитие лексической стороны речи: понимать и объяснять переносное значение слов и выражений: заколдован невидимкой, белая косынка, как старушка и т.д.;
  • закреплять представления детей о времени года зима (характерные признаки зимы);
  • воспитывать эстетическое восприятие у воспитанников.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Материал: иллюстрации с изображением времен года, музыкальная композиция, карандаши и листы для графического изображения, мольберт, магнитная доска, напольные коврики, «волшебная палочка».

Предварительная работа: чтение стихотворений и сказок про зиму; беседа: «Какая она, зима?», рассматривание иллюстраций с зимним сюжетом, разбор пословиц, поговорок, народных примет о зиме, составление коллажа «Зимний лес».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Отгадайте-ка, ребятки,

Про кого моя загадка?

Кто поля белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины

Разукрасил все витрины?

                                                  (зима)

-   Молодцы! Совершенно верно. Сегодня мы поговорим с вами  о зиме.

- Обратите внимание на иллюстрации, которые разложены на ковре (иллюстрации с изображением разных времен года) и выберете те иллюстрации, в которых,  по вашему мнению, мы можем увидеть зимние сюжеты. (Дети после выбора иллюстрации (по количеству детей)  располагаются на ковриках полукругом, выслушиваются ответы детей).

- Я рада, что никто из вас при выборе иллюстраций не ошибся. Мы с вами смогли вспомнить и назвать характерные признаки зимы.

- Молодцы! Хотите поиграть в игру? У меня есть волшебная палочка, до кого я дотронусь этой палочкой, тот и скажет: какая она, зима? (ответы детей: белая, белоснежная, жестокая, серебряная, сухая, теплая, долгая, сердитая, хрустальная, сибирская, длинная, суровая, лютая, русская, крепкая, сверкающая, холодная, морозная, вьюжная, трескучая, ветреная, снежная, ледяная).

- А сейчас хочу вам прочитать отрывок из стихотворения известного русского поэта Сергея Есенина «Пороша» (дети садятся на стульчики).

- Как вы думаете, что такое пороша? (предположения детей)

- Пороша – это свежий слой снега, который выпал с вечера или ночью.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

 

- О чем это стихотворение? (выслушиваются мнения детей)

- Давайте изобразим на бумаге, о чем это стихотворение (дети под музыку графически изображают)

- О чем это стихотворение? Давайте выслушаем мнение каждого из вас. (выслушиваю мнение каждого после рисования)

- Как вы видите все рисунки получились разные. Это говорит о том, что каждый из вас понял стихотворение по-своему.

- Давайте еще раз послушаем это стихотворение (вторичное чтение стихотворения).

- А  как вы понимаете эти строки стихотворения?

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна…

- Все ли вам понятно в них?  

- «Заколдован невидимкой» …. Как вы думаете,  о какой невидимке идет речь? Кто может быть невидимкой?

  • она прячется, её не видно.
  • она, наверное, добрая, потому что дает лесу отдохнуть.
  • наверное волшебница-зима...
  • снегурочка …

- Конечно же, ребята, автор  невидимкой называет зиму, которая заколдовала и превратила зимний лес в сказку.

- «Дремлет лес под сказку сна…». Как вы понимаете значение слова «дремлет»?

  • спит;
  • отдыхает;
  • лег спать, потому что устал.

- Как вы думаете, почему в стихотворении автор написал «дремлет лес»?

  • отдыхает после лета
  • он в спячке
  • под снегом спит
  • зимой рост растений приостанавливается

- Прослушав эти строки, можно представить, что зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Заложник этого сна весь лес.

- Ребята, скажите мне, а ваши мамы читают вам сказки на ночь? (да, нет) 

- А когда были маленькими, читали сказки?

- Когда вы слушали перед сном мамины сказки, как вы себя чувствовали?

  • нам спокойно становится, потому что мама  рядом,
  • быстрее засыпаем

- А под какую сказку сна дремлет лес? И какая должна быть эта сказка?

  • тихая
  • сказочная
  • спокойная
  • снежная

- Какие сказки про зиму вы знаете? («Проказы старухи-зимы», «Двенадцать месяцев», «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», «Четыре художника» дети вспоминают сказку)

- Как вы думаете, какая из этих сказок подошла бы для леса? Чтобы лес дремал? («Четыре художника»)

(параллельно включается музыка, начина я с первых слов)

- Да правильно, ребята, эта сказка наиболее подходит для леса. Прислушайтесь. Я вам напомню маленький отрывок из сказки: «Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит…» (музыка)

- И вправду сказка помогает успокоиться и уснуть? (да)

- Ребята, давайте послушаем следующие строки стихотворения

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна…

- Как вы думаете: что за «белая косынка на голове» у сосны?  (снег)

- А снежная косынка, как назвал ее автор,  тяжелая или легкая? (тяжелая)

- Почему тяжелая? (потому что зимой часто падает снег и из-за этого на ветках тяжелая косынка)

- Правильно, ребята. Под тяжестью снега ветки становятся тяжелыми и они наклоняются.

- А как вы понимаете тогда следующие строки?

                        Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

  • снег тяжелый, поэтому сосна наклонилась и оперлась на ветви деревьев, которые стоят рядом…

- Почему «как старушка»? (снежная белая косынка превратила сосну в старушку, в основном бабушки ходят в косынках)

- А кто знает, что такое клюка? Клюка это палка с кривым верхним концом для опоры.

- Ребята, представьте себе: сосна как старушка стоит в снежной пуховой косынке и опирается на клюку (одного ребенка просит изобразить).

- Однако, прислушавшись к спящему лесу, автор замечает, что в нем можно услышать различные звуки:

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку...

- Какие звуки вы слышите? (стук дятла)

- Давайте все вместе покажем, как стучит дятел.

- Ребята, а представьте себя соснами как в стихотворении, которые стоят в зимнем лесу. Что вы чувствуете? Что вас окружает? Какие они сосны?

  • мне холодно, и одиноко
  • а мне весело, потому что на моих ветвях сидят птицы
  • падает снежок вокруг меня
  • мы стоим как лесные богатыри, друг возле друга
  • стоим чинно, спокойно

- Мы сегодня с вами познакомились с отрывком из стихотворения «Пороша».

- О чем стихотворение «Пороша»?

- Кто сменил свое мнение?

- У вас совпали мнения?

- А позже, когда будет время, вы нарисуете то, что вы поняли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте Подготовительная группа. Тема: « Весна»

Тема: « Весна» Программные задачи: ·        Закреплять ,систематизировать знания детей о весне: весна полевая, речная, лесная. Совершенствовать  диалогичес...

КОНСПЕКТ НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)

В ходе представленной НОД дошкольники закрепляют раннее полученные  знания и умения, а педагог может определить степень усвоенности материала каждым ребенком....

Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»

закрепление знаний по обучению грамоте через различные виды познавательной деятельности с помощью развивающих игр Воскобовича....

Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.Создавать хорошее настроение. Поощрять акт...

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) Тема: «В гостях у звука (Э)»

Задачи:- Познакомить детей со звуком «Э» и с буквой «Э», его классификация;- развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; составление слогов.- Находить звук &laqu...

КОНСПЕКТ НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (подготовительная группа)

Тема: Закрепление пройденного материала.Лексическая тема. Одежда, обувь, головные уборы...