Статья: Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
статья по обучению грамоте по теме


Предварительный просмотр:

                                                                               Романова Елена Григорьевна

                                                                                        МДОУ ЦРР д/с № 5

                                                                               «Золотая рыбка» г.Пласт,

                                                                                               учитель-логопед

Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.

Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей,  воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами.  Однако,  анализ реальной ситуации, сложившейся в ДОУ, показывает,  что состояние речевого развития детей дошкольного возраста ухудшается. Неуклонно растет количество детей с тяжелыми нарушениями речи, например, с дизартрией.

В связи с этим,  одной из актуальных задач специальной педагогики  является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у старших дошкольников с дизартрией.  Своевременное проведение  коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Целью нашего исследования была  апробация эффективности ускоренной методики по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией. Данная методика базируется на  комплексном воздействии, включающем в себя: логопедический массаж языка, коррекцию общей моторики, ручной моторики, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания и голоса, фонематического слуха и восприятия, что способствует устранению ведущих дизартрических    расстройств.

Нарушения речи у детей с дизартрией носят системный характер, затрагивая как фонетико-фонематическую, так и  лексико-грамматическую стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, поэтому фонетические нарушения речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией, часто приводят к расстройству других, более высоких уровней этой системы. Неправильное звукопроизношение затрудняет  процесс школьного обучения детей,  снижает его эффективность, поэтому быстрое и своевременное исправление неправильного звукопроизношения является одной из основных задач коррекционной логопедической работы, проводимой в ДОУ.

В ходе эксперимента была использована балльно-уровневая система оценки, которая включает в себя речевые пробы, предложенные ведущими логопедами современности Нищевой Н.В., Серебряковой Н.В., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Эта система удобна для диагностики, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

В графике №1 показаны результаты обследования детей экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента.

График № 1. Сравнительная диаграмма среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента.

Как видно из сравнительных  диаграмм  результатов диагностики,  уровни успешности в контрольной и экспериментальной группах в процентном отношении приближены и  составляют 57,5% и  58% соответственно.

В ходе дальнейшего исследования на этапе формирующего эксперимента проводилась работа по поиску и апробации эффективных методик устранения речевых нарушений у дошкольников с дизартрией.

Для коррекции фонетической стороны речи применялась уникальная методика ускоренной постановки звуков Масловой Е.Н.  Эта методика  используется  при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков,  работа над которыми проводится одновременно, а не поочередно, как это описано в традиционных логопедических программах.

        Коррекционная работа проводилась в 3 этапа.

I этап - Предварительный.

На данном этапе основной целью коррекционной работы является  подготовка слуховой, моторной и зрительной  систем к последующей работе над звуками.

На предварительном этапе коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:

         1. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Игры и упражнения: «Узнай звук», «Тихо - громко», «Кто пришёл?», « Кто так кричит?».

         2. Развитие ручной и речевой моторики. «Кто приехал?», «Сидит белка», шнуровки, мозаики, контуры и т.д. Комплексы артикуляционных гимнастик.

         3. Массаж. Применение логопедического массажа у детей с дизартрией  необходимо для:

  • нормализации тонуса мышц общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
  •  уменьшения проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
  • активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
  • снижения патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы, судороги),
  • стимуляции проприоцептивных ощущений,
  • увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, формирования произвольных, координированных движений органов артикуляции.

         4. Развитие ритма,  использование логоритмических упражнений.

         5. Развитие дыхания и голоса. Игровые упражнения: «Эхо», «Вьюга», «Дует ветер».

II этап -  Уточнение артикуляторного и акустического образа звука.

Основным содержанием этого этапа является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков. На этом этапе логопедическая работа проводилось в следующих направлениях:

         1) Развитие артикуляторной моторики: упражнения для губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Рупор», «Трубочка»),  щек (надувание щек, втягивание щек в ротовую полость),   челюсти (опускание и поднимание нижней челюсти, ее движение вправо-влево), и языка («Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Качели» и т.д.).

         2) Развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза с использованием разнообразных логопедических игр и игровых приемов, таких как «Поймай звук», «Где звук спрятался», «Ушки-слушки», «Хлопни, когда услышишь», «Поймай слог», «Отгадай слово» и т.п.

III этап – Коррекция нарушенных звуков речи с применением ускоренной методики.

Согласно методики Масловой Е.Н., постановка звуков проходила  по следующей схеме:

1.Коррекция или постановка свистящих звуков и звука «Л».

2. Автоматизация свистящих звуков и звука «Л».

3. Дифференциация свистящих звуков «с-з»; «с-сь»; «сь-зь»; «с-ц» и звука «л»: «л-ль».

4. Коррекция или постановка шипящих «ш», «ч», «ж», «щ» и звуков «р», «рь».

5. Автоматизация шипящих звуков и звуков «р», «рь».

6. Дифференциация шипящих звуков и звуков «р-рь», «л- р», «ль-л».

7. Автоматизация всех звуков в связной речи (свистящих, шипящих, соноров).

8. Дифференциация всех звуков в речи.

Результатами  проведенной  коррекционной  работы на этапе формирующего эксперимента  стали  исправленное звукопроизношение, активизация словарного запаса детей с дизартрией, улучшение состояния грамматического строя речи. Эти результаты отчетливо видны на  графике

№ 2.

График № 2. Сравнительная диаграмма   среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками контрольной и экспериментальной групп на этапе контрольного эксперимента.

Экспериментальная группа,  в которой использовалась ускоренная методика постановки звуков, показала более высокие результаты. Общегрупповой показатель уровня успешности возрос до 94,5% (в контрольной группе – 87,5%).  

У детей экспериментальной группы  повысились результаты по всем показателям:

  • значительно улучшилось звукопроизношение,
  • возросли показатели сформированности фонематических процессов,
  • усовершенствовались операции звукового анализа и синтеза.

Динамика обучения показывает, что ускоренная методика коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией является эффективной и может быть использована логопедами других ДОУ.

Таким образом, коррекция звуковой речи дошкольников с дизартрией – это сложная поэтапная работа, которая  требует специальных навыков, огромного трудолюбия и терпения не только со стороны логопеда и воспитателя, но и со стороны ребенка и его родителей.                                  



Предварительный просмотр:

                                                                               Романова Елена Григорьевна

                                                                                        МДОУ ЦРР д/с № 5

                                                                               «Золотая рыбка» г.Пласт,

                                                                                               учитель-логопед

Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.

Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей,  воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами.  Однако,  анализ реальной ситуации, сложившейся в ДОУ, показывает,  что состояние речевого развития детей дошкольного возраста ухудшается. Неуклонно растет количество детей с тяжелыми нарушениями речи, например, с дизартрией.

В связи с этим,  одной из актуальных задач специальной педагогики  является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у старших дошкольников с дизартрией.  Своевременное проведение  коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Целью нашего исследования была  апробация эффективности ускоренной методики по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией. Данная методика базируется на  комплексном воздействии, включающем в себя: логопедический массаж языка, коррекцию общей моторики, ручной моторики, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания и голоса, фонематического слуха и восприятия, что способствует устранению ведущих дизартрических    расстройств.

Нарушения речи у детей с дизартрией носят системный характер, затрагивая как фонетико-фонематическую, так и  лексико-грамматическую стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, поэтому фонетические нарушения речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией, часто приводят к расстройству других, более высоких уровней этой системы. Неправильное звукопроизношение затрудняет  процесс школьного обучения детей,  снижает его эффективность, поэтому быстрое и своевременное исправление неправильного звукопроизношения является одной из основных задач коррекционной логопедической работы, проводимой в ДОУ.

В ходе эксперимента была использована балльно-уровневая система оценки, которая включает в себя речевые пробы, предложенные ведущими логопедами современности Нищевой Н.В., Серебряковой Н.В., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Эта система удобна для диагностики, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

В графике №1 показаны результаты обследования детей экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента.

График № 1. Сравнительная диаграмма среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента.

Как видно из сравнительных  диаграмм  результатов диагностики,  уровни успешности в контрольной и экспериментальной группах в процентном отношении приближены и  составляют 57,5% и  58% соответственно.

В ходе дальнейшего исследования на этапе формирующего эксперимента проводилась работа по поиску и апробации эффективных методик устранения речевых нарушений у дошкольников с дизартрией.

Для коррекции фонетической стороны речи применялась уникальная методика ускоренной постановки звуков Масловой Е.Н.  Эта методика  используется  при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков,  работа над которыми проводится одновременно, а не поочередно, как это описано в традиционных логопедических программах.

        Коррекционная работа проводилась в 3 этапа.

I этап - Предварительный.

На данном этапе основной целью коррекционной работы является  подготовка слуховой, моторной и зрительной  систем к последующей работе над звуками.

На предварительном этапе коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:

         1. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Игры и упражнения: «Узнай звук», «Тихо - громко», «Кто пришёл?», « Кто так кричит?».

         2. Развитие ручной и речевой моторики. «Кто приехал?», «Сидит белка», шнуровки, мозаики, контуры и т.д. Комплексы артикуляционных гимнастик.

         3. Массаж. Применение логопедического массажа у детей с дизартрией  необходимо для:

  • нормализации тонуса мышц общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
  •  уменьшения проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
  • активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
  • снижения патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы, судороги),
  • стимуляции проприоцептивных ощущений,
  • увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, формирования произвольных, координированных движений органов артикуляции.

         4. Развитие ритма,  использование логоритмических упражнений.

         5. Развитие дыхания и голоса. Игровые упражнения: «Эхо», «Вьюга», «Дует ветер».

II этап -  Уточнение артикуляторного и акустического образа звука.

Основным содержанием этого этапа является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков. На этом этапе логопедическая работа проводилось в следующих направлениях:

         1) Развитие артикуляторной моторики: упражнения для губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Рупор», «Трубочка»),  щек (надувание щек, втягивание щек в ротовую полость),   челюсти (опускание и поднимание нижней челюсти, ее движение вправо-влево), и языка («Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Качели» и т.д.).

         2) Развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза с использованием разнообразных логопедических игр и игровых приемов, таких как «Поймай звук», «Где звук спрятался», «Ушки-слушки», «Хлопни, когда услышишь», «Поймай слог», «Отгадай слово» и т.п.

III этап – Коррекция нарушенных звуков речи с применением ускоренной методики.

Согласно методики Масловой Е.Н., постановка звуков проходила  по следующей схеме:

1.Коррекция или постановка свистящих звуков и звука «Л».

2. Автоматизация свистящих звуков и звука «Л».

3. Дифференциация свистящих звуков «с-з»; «с-сь»; «сь-зь»; «с-ц» и звука «л»: «л-ль».

4. Коррекция или постановка шипящих «ш», «ч», «ж», «щ» и звуков «р», «рь».

5. Автоматизация шипящих звуков и звуков «р», «рь».

6. Дифференциация шипящих звуков и звуков «р-рь», «л- р», «ль-л».

7. Автоматизация всех звуков в связной речи (свистящих, шипящих, соноров).

8. Дифференциация всех звуков в речи.

Результатами  проведенной  коррекционной  работы на этапе формирующего эксперимента  стали  исправленное звукопроизношение, активизация словарного запаса детей с дизартрией, улучшение состояния грамматического строя речи. Эти результаты отчетливо видны на  графике

№ 2.

График № 2. Сравнительная диаграмма   среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками контрольной и экспериментальной групп на этапе контрольного эксперимента.

Экспериментальная группа,  в которой использовалась ускоренная методика постановки звуков, показала более высокие результаты. Общегрупповой показатель уровня успешности возрос до 94,5% (в контрольной группе – 87,5%).  

У детей экспериментальной группы  повысились результаты по всем показателям:

  • значительно улучшилось звукопроизношение,
  • возросли показатели сформированности фонематических процессов,
  • усовершенствовались операции звукового анализа и синтеза.

Динамика обучения показывает, что ускоренная методика коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией является эффективной и может быть использована логопедами других ДОУ.

Таким образом, коррекция звуковой речи дошкольников с дизартрией – это сложная поэтапная работа, которая  требует специальных навыков, огромного трудолюбия и терпения не только со стороны логопеда и воспитателя, но и со стороны ребенка и его родителей.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

Учет доминантной модальности в работе по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников

Учет доминантной модальности в работе по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников...

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (дополнительные образовательные услуги)

На современном этапе развития нашего общества получение образования, соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием успешного вхождения детей во взрослую жизнь. Про...

Использование малых фольклорных форм в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников

Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения. Существует много средств устранения недостатков речи. Малые фольклорные жанры одни из них....

Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с ТНР

Цель – Сформировать у детей умения и навыки правильного употребления звуков в различной ситуации речевого общения.Задачи:Подготовить речедвигательный и речеслуховой анализатор к правильному восп...

Статья " Роль родителей в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с нарушением интеллекта легкой степени"

Формирование  и  совершенствование  речи  дошкольников  (с  незначительными отклонениями в развитии) было и остаётся из перспективных психолого-педагогическихпроблем. В с...