Статья: Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
статья по обучению грамоте по теме
обобщение практического опыта учителя-логопеда
Скачать:
Предварительный просмотр:
Романова Елена Григорьевна
МДОУ ЦРР д/с № 5
«Золотая рыбка» г.Пласт,
учитель-логопед
Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Однако, анализ реальной ситуации, сложившейся в ДОУ, показывает, что состояние речевого развития детей дошкольного возраста ухудшается. Неуклонно растет количество детей с тяжелыми нарушениями речи, например, с дизартрией.
В связи с этим, одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у старших дошкольников с дизартрией. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Целью нашего исследования была апробация эффективности ускоренной методики по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией. Данная методика базируется на комплексном воздействии, включающем в себя: логопедический массаж языка, коррекцию общей моторики, ручной моторики, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания и голоса, фонематического слуха и восприятия, что способствует устранению ведущих дизартрических расстройств.
Нарушения речи у детей с дизартрией носят системный характер, затрагивая как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, поэтому фонетические нарушения речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией, часто приводят к расстройству других, более высоких уровней этой системы. Неправильное звукопроизношение затрудняет процесс школьного обучения детей, снижает его эффективность, поэтому быстрое и своевременное исправление неправильного звукопроизношения является одной из основных задач коррекционной логопедической работы, проводимой в ДОУ.
В ходе эксперимента была использована балльно-уровневая система оценки, которая включает в себя речевые пробы, предложенные ведущими логопедами современности Нищевой Н.В., Серебряковой Н.В., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Эта система удобна для диагностики, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
В графике №1 показаны результаты обследования детей экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента.
График № 1. Сравнительная диаграмма среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента.
Как видно из сравнительных диаграмм результатов диагностики, уровни успешности в контрольной и экспериментальной группах в процентном отношении приближены и составляют 57,5% и 58% соответственно.
В ходе дальнейшего исследования на этапе формирующего эксперимента проводилась работа по поиску и апробации эффективных методик устранения речевых нарушений у дошкольников с дизартрией.
Для коррекции фонетической стороны речи применялась уникальная методика ускоренной постановки звуков Масловой Е.Н. Эта методика используется при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков, работа над которыми проводится одновременно, а не поочередно, как это описано в традиционных логопедических программах.
Коррекционная работа проводилась в 3 этапа.
I этап - Предварительный.
На данном этапе основной целью коррекционной работы является подготовка слуховой, моторной и зрительной систем к последующей работе над звуками.
На предварительном этапе коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:
1. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Игры и упражнения: «Узнай звук», «Тихо - громко», «Кто пришёл?», « Кто так кричит?».
2. Развитие ручной и речевой моторики. «Кто приехал?», «Сидит белка», шнуровки, мозаики, контуры и т.д. Комплексы артикуляционных гимнастик.
3. Массаж. Применение логопедического массажа у детей с дизартрией необходимо для:
- нормализации тонуса мышц общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
- уменьшения проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
- активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
- снижения патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы, судороги),
- стимуляции проприоцептивных ощущений,
- увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, формирования произвольных, координированных движений органов артикуляции.
4. Развитие ритма, использование логоритмических упражнений.
5. Развитие дыхания и голоса. Игровые упражнения: «Эхо», «Вьюга», «Дует ветер».
II этап - Уточнение артикуляторного и акустического образа звука.
Основным содержанием этого этапа является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков. На этом этапе логопедическая работа проводилось в следующих направлениях:
1) Развитие артикуляторной моторики: упражнения для губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Рупор», «Трубочка»), щек (надувание щек, втягивание щек в ротовую полость), челюсти (опускание и поднимание нижней челюсти, ее движение вправо-влево), и языка («Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Качели» и т.д.).
2) Развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза с использованием разнообразных логопедических игр и игровых приемов, таких как «Поймай звук», «Где звук спрятался», «Ушки-слушки», «Хлопни, когда услышишь», «Поймай слог», «Отгадай слово» и т.п.
III этап – Коррекция нарушенных звуков речи с применением ускоренной методики.
Согласно методики Масловой Е.Н., постановка звуков проходила по следующей схеме:
1.Коррекция или постановка свистящих звуков и звука «Л».
2. Автоматизация свистящих звуков и звука «Л».
3. Дифференциация свистящих звуков «с-з»; «с-сь»; «сь-зь»; «с-ц» и звука «л»: «л-ль».
4. Коррекция или постановка шипящих «ш», «ч», «ж», «щ» и звуков «р», «рь».
5. Автоматизация шипящих звуков и звуков «р», «рь».
6. Дифференциация шипящих звуков и звуков «р-рь», «л- р», «ль-л».
7. Автоматизация всех звуков в связной речи (свистящих, шипящих, соноров).
8. Дифференциация всех звуков в речи.
Результатами проведенной коррекционной работы на этапе формирующего эксперимента стали исправленное звукопроизношение, активизация словарного запаса детей с дизартрией, улучшение состояния грамматического строя речи. Эти результаты отчетливо видны на графике
№ 2.
График № 2. Сравнительная диаграмма среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками контрольной и экспериментальной групп на этапе контрольного эксперимента.
Экспериментальная группа, в которой использовалась ускоренная методика постановки звуков, показала более высокие результаты. Общегрупповой показатель уровня успешности возрос до 94,5% (в контрольной группе – 87,5%).
У детей экспериментальной группы повысились результаты по всем показателям:
- значительно улучшилось звукопроизношение,
- возросли показатели сформированности фонематических процессов,
- усовершенствовались операции звукового анализа и синтеза.
Динамика обучения показывает, что ускоренная методика коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией является эффективной и может быть использована логопедами других ДОУ.
Таким образом, коррекция звуковой речи дошкольников с дизартрией – это сложная поэтапная работа, которая требует специальных навыков, огромного трудолюбия и терпения не только со стороны логопеда и воспитателя, но и со стороны ребенка и его родителей.
Предварительный просмотр:
Романова Елена Григорьевна
МДОУ ЦРР д/с № 5
«Золотая рыбка» г.Пласт,
учитель-логопед
Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Однако, анализ реальной ситуации, сложившейся в ДОУ, показывает, что состояние речевого развития детей дошкольного возраста ухудшается. Неуклонно растет количество детей с тяжелыми нарушениями речи, например, с дизартрией.
В связи с этим, одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у старших дошкольников с дизартрией. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Целью нашего исследования была апробация эффективности ускоренной методики по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией. Данная методика базируется на комплексном воздействии, включающем в себя: логопедический массаж языка, коррекцию общей моторики, ручной моторики, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания и голоса, фонематического слуха и восприятия, что способствует устранению ведущих дизартрических расстройств.
Нарушения речи у детей с дизартрией носят системный характер, затрагивая как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, поэтому фонетические нарушения речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией, часто приводят к расстройству других, более высоких уровней этой системы. Неправильное звукопроизношение затрудняет процесс школьного обучения детей, снижает его эффективность, поэтому быстрое и своевременное исправление неправильного звукопроизношения является одной из основных задач коррекционной логопедической работы, проводимой в ДОУ.
В ходе эксперимента была использована балльно-уровневая система оценки, которая включает в себя речевые пробы, предложенные ведущими логопедами современности Нищевой Н.В., Серебряковой Н.В., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Эта система удобна для диагностики, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
В графике №1 показаны результаты обследования детей экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента.
График № 1. Сравнительная диаграмма среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента.
Как видно из сравнительных диаграмм результатов диагностики, уровни успешности в контрольной и экспериментальной группах в процентном отношении приближены и составляют 57,5% и 58% соответственно.
В ходе дальнейшего исследования на этапе формирующего эксперимента проводилась работа по поиску и апробации эффективных методик устранения речевых нарушений у дошкольников с дизартрией.
Для коррекции фонетической стороны речи применялась уникальная методика ускоренной постановки звуков Масловой Е.Н. Эта методика используется при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков, работа над которыми проводится одновременно, а не поочередно, как это описано в традиционных логопедических программах.
Коррекционная работа проводилась в 3 этапа.
I этап - Предварительный.
На данном этапе основной целью коррекционной работы является подготовка слуховой, моторной и зрительной систем к последующей работе над звуками.
На предварительном этапе коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:
1. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Игры и упражнения: «Узнай звук», «Тихо - громко», «Кто пришёл?», « Кто так кричит?».
2. Развитие ручной и речевой моторики. «Кто приехал?», «Сидит белка», шнуровки, мозаики, контуры и т.д. Комплексы артикуляционных гимнастик.
3. Массаж. Применение логопедического массажа у детей с дизартрией необходимо для:
- нормализации тонуса мышц общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
- уменьшения проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
- активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
- снижения патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезы, судороги),
- стимуляции проприоцептивных ощущений,
- увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, формирования произвольных, координированных движений органов артикуляции.
4. Развитие ритма, использование логоритмических упражнений.
5. Развитие дыхания и голоса. Игровые упражнения: «Эхо», «Вьюга», «Дует ветер».
II этап - Уточнение артикуляторного и акустического образа звука.
Основным содержанием этого этапа является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков. На этом этапе логопедическая работа проводилось в следующих направлениях:
1) Развитие артикуляторной моторики: упражнения для губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Рупор», «Трубочка»), щек (надувание щек, втягивание щек в ротовую полость), челюсти (опускание и поднимание нижней челюсти, ее движение вправо-влево), и языка («Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Качели» и т.д.).
2) Развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза с использованием разнообразных логопедических игр и игровых приемов, таких как «Поймай звук», «Где звук спрятался», «Ушки-слушки», «Хлопни, когда услышишь», «Поймай слог», «Отгадай слово» и т.п.
III этап – Коррекция нарушенных звуков речи с применением ускоренной методики.
Согласно методики Масловой Е.Н., постановка звуков проходила по следующей схеме:
1.Коррекция или постановка свистящих звуков и звука «Л».
2. Автоматизация свистящих звуков и звука «Л».
3. Дифференциация свистящих звуков «с-з»; «с-сь»; «сь-зь»; «с-ц» и звука «л»: «л-ль».
4. Коррекция или постановка шипящих «ш», «ч», «ж», «щ» и звуков «р», «рь».
5. Автоматизация шипящих звуков и звуков «р», «рь».
6. Дифференциация шипящих звуков и звуков «р-рь», «л- р», «ль-л».
7. Автоматизация всех звуков в связной речи (свистящих, шипящих, соноров).
8. Дифференциация всех звуков в речи.
Результатами проведенной коррекционной работы на этапе формирующего эксперимента стали исправленное звукопроизношение, активизация словарного запаса детей с дизартрией, улучшение состояния грамматического строя речи. Эти результаты отчетливо видны на графике
№ 2.
График № 2. Сравнительная диаграмма среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками контрольной и экспериментальной групп на этапе контрольного эксперимента.
Экспериментальная группа, в которой использовалась ускоренная методика постановки звуков, показала более высокие результаты. Общегрупповой показатель уровня успешности возрос до 94,5% (в контрольной группе – 87,5%).
У детей экспериментальной группы повысились результаты по всем показателям:
- значительно улучшилось звукопроизношение,
- возросли показатели сформированности фонематических процессов,
- усовершенствовались операции звукового анализа и синтеза.
Динамика обучения показывает, что ускоренная методика коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией является эффективной и может быть использована логопедами других ДОУ.
Таким образом, коррекция звуковой речи дошкольников с дизартрией – это сложная поэтапная работа, которая требует специальных навыков, огромного трудолюбия и терпения не только со стороны логопеда и воспитателя, но и со стороны ребенка и его родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/31/picture-9336-1685523790.jpg)
Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...
Учет доминантной модальности в работе по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
Учет доминантной модальности в работе по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников...
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (дополнительные образовательные услуги)
На современном этапе развития нашего общества получение образования, соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием успешного вхождения детей во взрослую жизнь. Про...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-363577-1549561291.jpg)
Использование малых фольклорных форм в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения. Существует много средств устранения недостатков речи. Малые фольклорные жанры одни из них....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1413203-1669564409.jpg)
Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с ТНР
Цель – Сформировать у детей умения и навыки правильного употребления звуков в различной ситуации речевого общения.Задачи:Подготовить речедвигательный и речеслуховой анализатор к правильному восп...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-1451785-1674377760.jpg)
Интерактивные речевые игры по коррекции звукопроизношения для старших дошкольников с ТНР
Логопедия...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/30/picture-1498923-1701372474.jpg)
Статья " Роль родителей в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с нарушением интеллекта легкой степени"
Формирование и совершенствование речи дошкольников (с незначительными отклонениями в развитии) было и остаётся из перспективных психолого-педагогическихпроблем. В с...