Учет доминантной модальности в работе по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему
Учет доминантной модальности в работе по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учет доминантной модальности в работе по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
Проводя логопедические занятия с детьми важно учитывать их доминантный канал восприятия. Способ познания у конкретного ребенка, установленный путем выявления органа чувств – зрения, слуха, осязания – посредством которого этому ребенку предпочтительнее усваивать информацию об окружающем мире, является врожденной особенностью человека.
Для определения способа познания у детей я обратилась к экспериментальной диагностике ведущей сенсорно-перцептивной модальности Л. Брэдуэй, которая выделяет следующие типы детей по ведущей модальности:
- визуальный тип или визуалист;
- аудиальный тип или аудиалист;
- кинетико-кинестетический тип или кинетик;
- тактильно-кинестетический тип или осязатель;
- обонятельно-кинестетический тип или одорант;
- вкусо-кинестетический тип или вкусовик;
- эмоциональный тип или эмотивист;
- мыслительный тип или логик;
- речевой тип или вербалик;
- смешанный тип и полинес;
Следовательно, коррекционное развитие на детей с недостатками речи необходимо проводить с учетом их доминантной модальности, что соответствует соблюдению принципа природосообразности и индивидуально-дифференцированного подхода.
Проведя психолого-педагогическое обследование детей, ассоциативный эксперимент и получив результаты анкетирования родителей по Л. Брэдуэй, я определила в своей группе преобладающие типы детей по способу познания. Наибольшее количество составили визуалисты, кинетики, осязатели. Учитывая эти данные, я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях по автоматизации звуков определенные игры.
Визуалисты: для них эффективны игры, основанные на зрительной ориентировке.
Для автоматизации изолированного звука.
1. Веди глазами по прямой, волнистой или ломаной линии и тяни чистый звук.
2. Глядя на ряд букв, назови только ту, в которой живет заданный звук.
Для автоматизации звука в словах пригодны игры для развития целостного зрительного воприятия, но насыщенные нужным звуком.
1. Незаконченные звуки, наложенное изображение.
2. Найди точечный рисунок на заданный звук, назови его, обведи по контуру.
3. Веселое путешествие. Проведи путь от одного героя к другому, перемещаясь глазами по ячейкам с картинками только с заданным звуком.
Для автоматизации звука в предложениях и связной речи.
1. Кто чем занимается. Ребенок по контурным изображениям и опорным картинкам догадывается, чем занимаются дети.
2. Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Например, белка, волк, лапа, дупло.
Осязатели: пригодны игры, основанные на тактильной чувствительности.
Для автоматизации изолированного звука.
1. Потяни звук, проводя пальцем по дорожкам из соленого теста. Обходя бугорки, звук усиливай – произноси громче.
2. Повтори звук, одновременно раздвигая пальцами тугую или слабую резинку.
3. Потяни звук, одновременно пропуская между подушечками пальцев шнур, проволоку, ниточку.
Для автоматизации звука в словах.
1. Чудесный мешочек». Определи на ощупь и назови предметы, подобранные на заданный звук. Например, для звука [ш] — шарик, шуруп, шина от игрушечной машины, матрешка, шишка, карандаш.
2. Определи на ощупь, какая поверхность, и найди наоборот. Например, при автоматизации звука [p]: гладкая - шершавая, мягкая — твердая, сухая - мокрая.
Кинетики: им важно ощущать движения во время игры.
Для автоматизации звука в слогах:
1. Звуковой парад. Маршируй, повторяя на каждый шаг слог ша-ша-шу.
2. Звуковая зарядка. Ша - руки в стороны, ши – вверх прямые руки, шо – вверх круглые руки, шэ – руки на пояс.
3. Проговаривая слоги с движением игрушки (машинки, самолета, мотоцикла) к буквам.
Для автоматизации звуков в словах.
«Веселый лабиринт». Назови картинки проводя пальцем по лабиринту.
Для автоматизации звука в связной речи.
- «Расскажи стихи руками».
- Нарисуй картину на тему. Например, «Огород»: изобрази все, что видишь на звук [p] в огороде (помидор, картофель, огурцы, горох, морковь, забор), сопровождая свои действия пояснениями; «Озеро», затем эту картину можно подарить ребенку-визуалисту, и с ним тоже закрепить произношение звука.
Ребенок следует своей природосообразности, поэтому ему легче и интереснее справится с обучающими и коррекционными задачами занятия. Ребенок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает, удерживает образцы верного звукопроизношения, а следовательно, быстрее и качественнее происходит автоматизация поставленных звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
обобщение практического опыта учителя-логопеда...
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (дополнительные образовательные услуги)
На современном этапе развития нашего общества получение образования, соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием успешного вхождения детей во взрослую жизнь. Про...
Использование малых фольклорных форм в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения. Существует много средств устранения недостатков речи. Малые фольклорные жанры одни из них....
Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с ТНР
Цель – Сформировать у детей умения и навыки правильного употребления звуков в различной ситуации речевого общения.Задачи:Подготовить речедвигательный и речеслуховой анализатор к правильному восп...
Интерактивные речевые игры по коррекции звукопроизношения для старших дошкольников с ТНР
Логопедия...
Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...
Статья " Роль родителей в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с нарушением интеллекта легкой степени"
Формирование и совершенствование речи дошкольников (с незначительными отклонениями в развитии) было и остаётся из перспективных психолого-педагогическихпроблем. В с...