ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
методическая разработка по обучению грамоте по теме
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Вначале ребенок осваивает звуковую культуру речи, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь между развитием звуковой стороны речи и подготовкой к усвоению грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematika.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Вначале ребенок осваивает звуковую культуру речи, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь между развитием звуковой стороны речи и подготовкой к усвоению грамоты.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.
Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Педагог, работающий с детьми, должен владеть информацией об особенностях развития речи ребенка, и с этой целью он проводит обследование речевого развития детей своей группы.
Обследование звуковой стороны речи детей представляет важное звено в общей системе изучения речевой деятельности. Эту работу должен проводить специалист (учитель-логопед).
Однако при отсутствии специалиста педагогу, работающему с детьми в группе предшкольной подготовки, нужно обратить внимание на особенности развития речи каждого ребенка. Необходимо побеседовать с ребенком, разговорить его, предложить рассказать о чем-то для него интересном. В процессе разговора важно зафиксировать особенности речевого развития для организации своей работы по развитию детской речи в часы индивидуального общения.
Если речь 5,5 - 6-летнего ребенка невнятна, в ней более шести неправильно произносимых звуков, он не может связно и последовательно оформить высказывание при ответе на вопросы, необходимо посоветовать родителям обратиться к районному логопеду. Желательно добиться этого от родителей и попытаться убедить их не торопиться с оформлением ребенка в школу, а заняться развитием его речи под наблюдением логопеда.
Основные задачи развития звуковой стороны речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста:
- формирование у них фонематического восприятия и слуха
- обучение звуковому анализу слова
- знакомство с основными речевыми единицами (предложением, словом, слогом, звуком)
Под звуковым анализом слова понимается определение на слух порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука и его основных качественных характеристик.
Фонематический слух - это способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка. Слуховое восприятие звуков речи (фонем) имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.
Развитый фонематический слух - предпосылка для успешной подготовки детей к обучению грамоте. В свою очередь, подготовка к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка и содействует усвоению навыков фонематического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребёнок умел дифференцировать звуки в произношении на слух, и производить анализ звуковой структуры слова, т.е. необходимо достаточное развитие как фонематического восприятия, так и фонематического анализа.
1 месяц 1. Формирование фонематического восприятия 1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове 2. Вычленение звука из начала и конца слова
2. Формирование звукового анализа и синтеза 1. Выделение гласного ударного звука из ряда звуков: АУ. УА | 1 неделя - обследование состояния речи детей Занятие 1. Тема: «Предложение»: - познакомить детей с понятием «предложение» - учить составлять предложения из 2 -3 слов - схематически изображать предложение | Фомичева М. В.Формирование правильного произношения. М.: 2004. Дид. игры «Поезд». Скажи правильно». «Доскажи словечко» Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж. 2005. «стр.228-231 |
2 неделя Занятие 2. Тема: « Знакомство со словом »: - дать понятие о том. что слова могут обозначать действие, предмет, признаки предмета, что слова бывают короткие, длинные, и т.д. - расширять словарный запас - дать понятие о звуковой и смысловой стороне слова: учить схематически обозначать слова и выделять начальный звук из слова | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж. 2005. «стр.228-231 Кулешова Л.А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ. Воронеж. 2005.Игры с мячом: | |
2. Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У. Э, Ы, И 3. Определение наличия гласного 3.Формирование слоговой структуры слова 1. Работа над односложными словами со стечением в начале и в конце слова (стол, мост) \ 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик)\ 4. Подготовка к обучению грамоте 1. Дать детям представление предложении (без грамматического определения), о том. что предложение состоит из слов и имеет смысл. 2. Научить детей составлять предложения из заданного числа слов | 3 неделя Занятие 3. Тема: «Слоги»: познакомить детей со слоговым составом слова учить их делить слова па слоги (слова типа МУХА, МОЛОКО) учить определять позицию звука в слове ( в начале. в середине, в конце) | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж. 2005. Дид. игры: «Эхо». «Кто как кричит», «/.{очки - матери». «Найди звук». «Молоточек», стр. 213-233 Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М.. 1996. «Зашифруй слово» стр. 10-1 1 |
4 неделя Занятие 4. «Звуки речи»: *> познакомить детей со звуками речи "»* знакомить со звуками А. У. О. И *4« уточнять правильную артикуляцию звуков; анализировать звуковой ряд типа: а-у, у-а, и-а и др. | Дид. игры: «')хо». «Кто как кричит». [ «Дочки - матери». Колесникова П.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М.. 1996. стр. 10-14. «Найди звук» Новиковская О. А. Развитие звуковой культур!,] речи у дошкольников. СПб.. 2002.'. стр. 16-178 Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятии в подготовительной группе. Воронеж. 2005. стр. 232-234. 234-244. | |
2 месяц 1. Формирование фонематического восприятии
3. Определение последовательности звуков в 4. Вычленение первого согласного из слова
2. Формирование звукового анализа и синте 1. Фонематический анализ закрытого слога типа,!//, ОХ. УС | 2. Фонематический анализ открытого слога типа/7/1. ХО. СУ
3. Работа над слоговой структурой слова 1. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, оомик) Работа над трехсложными словами без стечения | согласных (ма.'пша, касн.чек) | 1 неделя Занятие 5 Тема: «Звуки речи»: - уточнять правильную артикуляцию звуков П — Б - учить выделять и дифференцировать звуки II — В в изолированном произне- сении. в слогах, в словах, в предложе- нии •»* закреплял, умение интонационно вы- делять звук в слове •> называть слова с заданным звуком •I* научить членить слова на слоги •J* звуковой анализ прямых слогов типа: на-по- ба- по- бу •С* преобразование слогов путем замены одного звука другим | Дид. игры: «Что мешает». «Найди звук». Лджм Л.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж. 2005. стр. 2X6-291. «Скажи правильно». Комратова И.Г. Учимся | говорить правильно. М.. 2004. стр. 34-36 «Телеграф». «Домики». «Паровозик». Колесникова Е.В. Развитие зву- ко - буквенного анализа у дошкольников. М.. 1996. стр. 52054 «Молоточек» Новиковская О.Л. Развитие | звуковой культуры речи у дошкольников. • СПб.. 2002. стр. 222 |
2 недели Занятие 6. Тема: «Звуки Т — Д»: v уточнение правильной артикуляции зву- «> обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении. в слогах, в словах, в предложении •«* выделение последнего звука в слове *** деление слова на слоги, называние слова с заданным количеством слогов *i* преобразование слогов путем переста- новки или замены звуков *«« звуковой анализ прямых и обратных сло- гов | «Дпд. игры: «Чго мешает», «Поймай звук». «Поймай лишни]"! звук». Колесникова Ii.IV > Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр. 33-37 «Отстучи слово». Новиковская О.А. Развитие ' звуковой культуры речи у дошкольников. СПб.. 2002. стр.22-23 «Зашифруй слово». «Волшебник». «Знайка». «Зашифруй слово» Дджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж. \ 2005. с тр.267-273 | |
4. Подготовка к обучению грамоте 1. Научить детей составлять предложения из заданного числа слов 2. Учить их определять порядок и количест 3. Научить выкладывать схему простого | 3 неделя Занятие 7. Тема: « Звуки М, Н»: •J» уточнять правильную артикуляцию звуков *»* учить выделять и дифференцировать звуки в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении * звуковой анализ односоставных слов *J* называние слов с заданной слоговой структурой *«• деление слов на слоги определение места звука в слове, в предложении 4 неделя Занятие 8. Тема: « Звуки К_Г_Х»: уточнение правильной артикуляции звуКу-зина О.В.; обучение определению места звука в слове .(в начале слова, в середине, в конце слова) звуковой анализ слов типа КОМ. ДОМ составление предложений из двух - трех слов, опираясь на слова, предложенные педагогом, по сюжетной картинке определение ударного гласного звука в слове | Дид. игры: «Что мешает». «Поймай звук». Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр. 15-20 «Поймай лишний звук». Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб., 2002. стр. 19-20 «Правильно неправильно». «Скажи правильно» Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2005. стр. 261-266 |
Дид. игры: «Что мешает». Колесникова Е.В. | ||
3 месяц 1. Формирование фонематического восприятия 1. Выделение (узнавание) звука на фоне
4.Определение последовательности звуков в слове
4. Подготовка к обучению грамоте
5. Обобщить представления дошкольников о звуке, слоге, слове, предложении, систематизировать их значения | 1 неделя Занятие 9. Тема «Звуки С — 3»: *J» уточнение правильной артикуляции звуков *»* обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении *»* анализ прямых слогов *«* преобразование прямых слогов в обратные: СА-АС »J» составление предложений с союзом «И» •»* называние слов определенной звуковой структуры 2 неделя Занятие 10. Тема : «Звук Л»: *«» уточнение правильной артикуляции звуков •«• обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении *J* звуковой анализ слов типа СЛОН, СТУЛ <» определение количества слов в предложении и места слова в предложении *!• деление предложений на слова, слов — на слоги; называние слов определенной слоговой структуры 3 неделя Занятие 11. Тема: « Звуки Ш — Ж»: •«• уточнение правильной артикуляции звуков «»• обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении <* звуковой анализ слов типа МОСТЫ, ШАПКА »J» составление слова заданной слоговой структуры »> составление схем нераспространенного и распространенного предложений | Дид. игры: «Что мешает», Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998. «Поймай звук», «Поймай лишний звук», Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр. 48-51 «Сороки - зайцы», «Песенка звука», «Знайка» Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2005. 248-286. |
Дид. игры: «Вкусная конфетка», «Звук потерялся», «В гостях у Незнайки», «Кто в каком домике живет?» Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр. 55-56 | ||
Дид. игры: «Песенка звука», «Что мешает», «Поймай звук», «Поймай лишний звук», «Зашифруй предложение» Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб., 2002. стр. 34-37 | ||
4 месяц 1. Формирование фонематического вос 1.Различение слов, близких по звуковому составу
2. Формирование звукового анализа и
| 4 неделя Занятие 12. Тема «Звук Ц. Дифференциация звуков С - Ц»: •J* уточнение правильной артикуляции звуков обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении **• звуко - слоговой анализ слов типа КНИГА, ОКНО <» составление предложений с предлогами и распространение их с помощью вопросов «J* составление графической схемы предложений с предлогами 1 неделя Занятие 13. Тема: « Звук Р»: *J* уточнение правильной артикуляции звука * обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении «J» звуко - слоговой анализ слов типа ЦВЕТОК, ПАПКА •J* составление предложений по опорным словам 2 неделя Занятие 14. Тема «Звук Ч. Дифференциация звуков Ч-Щ-Т»: *1* уточнение правильной артикуляции звуков <» составление цепочки слов, преобразуя их путем замены одного звука *J* звуко - слоговой анализ слов сложной слоговой структуры «»« составление небольшого текста путем объединения нескольких предложений 3 неделя Занятие 15. Тема: «Дифференциация звуков Р — Л -И»:
-работа с предложением | Дид. игры: «Песенка звука», Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб., 2002. «Что мешает», «Поймай звук», Журова JI.E. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998. «Поймай лишний звук» Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. 62-65 «Зашифруй предложение» |
Дид.игры: «Зоопарк», Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2005. , 245-257. «Правильно - неправильно». «Мы волшебники» Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб., 2002. стр. 43-47. | ||
Дид. игры: «Поймай звук».«Поймай лишний звук»,«Составим рассказ» Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр.63.64. | ||
Дид.игры: «Зоопарк». Кулешова Л.А. Занятия ' по обучению грамоте в ДОУ. Воронеж. 2005. ! стр. 67-68 I «Правильно - неправильно».«Мы волшебники» Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб.. 2002. : стр. 28-30,40-47.' | ||
сложных и трехсложных слов со стечением согласных 2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество} 4. Подготовка к обучению грамоте
| 4 неделя Занятие 16 Тема: «Повторение пройденного материала»: - закрепить понятия: «согласный, гласный звук», «твердый - мягкий согласный звук», «гласные звуки первого - второго ряда», «слог», «слово», «предложение» | «В гостях у Знайки» 1. Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр.61-60, Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998. стр. 87-90 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте с ЧХЛ с использованием интерактивной доски «Сказочное путешествие»
В занятии отражаена взаимосвязь воспитателя, учителя-логопеда и родителей с использованием интерактивной доски....
Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте с использованием дидактических игр.
дАННАЯ ПРАГРАММА РАЗРАБОТАНА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. В НЕЙ ВЫ НАЙДЁТЕ ИГРЫ ПО ФОНЕМАТИЧЕСКУМУ ВОСПРИЯТИЮ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИД. ИГР....
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка учитель-дефектолог Лесникова Т.И. Тема: Звуки А, У.
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те...
«Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте»
В буклете собраны варианты игр с символами...
Календарный план работы по формированию навыков звукового анализа, развитию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы
Календарный план работы по формированию навыков звукового анализа, развитию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы...
Семинар-практикум для родителей " Совершенствование фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте посредством организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе"
Фонематическое восприятие по праву является основой всей речевой системы, ведь его развитие предшествует другим видам речевой деятельности, а именно устной речи, письму и чтению. Нарушенное взаимодейс...
Конспект занятия по формированию фонематического слуха и подготовке к обучению грамоте - ОНР - 2 год обучения
конспект занятия по формированию фонематического слуха и подготовке к обучению грамоте. Тема занятия: Звук и буква Аа....