Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Путешествие с Буратино
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Долгих Марина Анатольевна

Занятие по обучению грамоте для детей 7 года жизни.Форма: Занятие игра. Тип: закрепление знаний и способов действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_6_let_dekabr_buratino.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятие: Путешествие с Буратино

Форма:         Занятие игра.

Тип:                                  Закрепление пройденного материала

Место проведения:   МБОУ ДОД   «ЦДТ № 4» кабинет №13

Продолжительность: 30-35 минут

Возраст детей:              7 год  жизни, 3-ий год обучения

Количество детей:             10 - 12 человек

Триединая дидактическая цель.

1.  Воспитательный аспект

1.1.Формировать адекватную самооценку                        

      1.2. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей.

      1.3. Формировать чувства взаимопомощи

2.    Развивающий аспект

2.1. Развивать артикуляционный аппарат.

2.2. Развивать фонематический слух.

2.3. Развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку.

2.4. Развивать умение классифицировать слова по одному признаку.

2.5. Развивать умение детей называть слова по модели (схеме).

2.6.Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи;

3.   Образовательный аспект

3.1.Закреплять умения  характеризовать звуки речи по модели (схеме).

3.2. Закреплять умения делить слова на слоги;

3.3.Совершенствовать умение читать правильно, по слогам и целыми словами, понимать прочитанное.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный

Ход занятия.

(Звучит музыка.Дети заходят в зал и садятся за столы)

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. Необычное потому, что к нам пришло очень много гостей.

Звучит песня «Двойка».

Педагог: Ой, слышите, кто-то идёт! Кто это? Узнали?

Дети п.о.: двоечник, лентяй и т.д.

Отгадайте загадку:

С книжкой шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовётся эта книжка?

                                                       Как зовётся тот мальчишка?

Дети п. о.:/Буратино/.

Появляется кукла – Буратино.

Буратино: Здравствуйте!

Дети п. о.: Здравствуй, Буратино!

Педагог: Здравствуй, Буратино! Откуда ты так спешишь?

БУРАТИНО: Не откуда, а куда! Я бегу к деду Морозу, чтобы помочь ему собрать подарки, ведь скоро Новый год!

ПЕДАГОГ: Ребята, как вы думаете, сможет Буратино помочь Деду Морозу, если у него одни двойки в портфеле, в школу он ходить не хочет!

Дети п. о.: Нет, не сможет.

БУРАТИНО: Да, правил в учении немало –

Все их знать мне не помешало,

Но я забросил книжки

И в школу не пошёл,

И ничего не знаю и не умею.

Как же мне быть, я так хочу помочь Деду Морозу?

(плачет)

ПЕДАГОГ: Не плачь, Буратино, дети что-нибудь придумают, правда?

Дети п. о.:Да!

ПЕДАГОГ:Как можно помочь Буратино? Что нужно сделать, чтобы Дед Мороз взял его к себе в помощники?

Дети п. о.:  Научить его.

ПЕДАГОГ:Давайте возьмём Буратино с нами в путешествие!

Хочешь, Буратино?

БУРАТИНО: А это поможет мне стать помощником Деда Мороза?

Дети п. о.:   Конечно, поможет.

ПЕДАГОГ: Только чтобы преодолеть все препятствия на пути, какими мы должны быть?

Дети п. о.:   Дружными! Сильными…

ПЕДАГОГ: Давайте потренируемся, поиграем в игру «Дополни словечко». Я начинаю, вы – заканчиваете.

Игра «Дополни словечко».

Педагог:    Дядя Стёпа огорчён –

Рассказал он вот о чём…

«Видел Настеньку с котёнком

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

Я не слышал слова…»    /Здрасьте!/

ПЕДАГОГ:А слово-то какое – очень дорогое!

ПЕДАГОГ:Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! – зря от Вити

Ждал я слова… /Извините/

ПЕДАГОГ: А слово-то какое – очень дорогое!

ПЕДАГОГ: Он про внучку говорил: «Экая досада:

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба!

Ну сказала бы…» /Спасибо!/

ПЕДАГОГ: А слово-то какое - очень дорогое!

ПЕДАГОГ: Молодцы! Вижу, дружные вы и слова дорогие и нужные вспомнили!

ПЕДАГОГ: Мы научили Буратино и вспомнили вежливые словаи добрались до леса. Да, но люди в лесу не живут и путь в этот лес нам закрыт. Что же делать, как мы через него пройдём?

Дети п.о.: Превратимся в животных и птиц

ПЕДАГОГ:Верно! А кто знает, как это можно сделать?

Дети п. о.:  надеть маски

ПЕДАГОГ: Молодцы, давайте скажем волшебные слова:

«Раз, два, три – в животных превратись» и наденем маски.

/Дети, педагог, Буратино надевают маски./

ПЕДАГОГ: Чтобы наши гости узнали, в какого животного, птицу мы превратились, давайте определим, с какого звука начинается название животного, птицы и поднимем соответствующий сигнал звукового светофора.

/Дети объясняют свой выбор и замечают, что Буратино поднял неверный сигнал – исправляют./

БУРАТИНО: Спасибо, ребята! А то не пропустил бы меня волшебный лес дальше. Теперь я умею узнавать, с какого звука начинается слово. Ой, что-то я замерзать начал, наверное, где-то Дед Мороз совсем близко ходит.

Давайте станцуем весёлый танец, согреемся, да Деда Мороза задобрим, чтобы он не морозил нас.

Танцуют танец «Енька».

ПЕДАГОГ: Хорошо станцевали, согрелись! Да из леса мы вышли, куда же дальше? Где живёт Дед Мороз?

Дети п. о.:  На севере…..

ПЕДАГОГ: На чём же мы туда доберёмся? Ведь пешком нам туда не дойти.

Дети: на самолёте

ПЕДАГОГ: погода нелётная;

Дети:  на поезде

ПЕДАГОГ: сломался, пути замело. А на чём же Дед Мороз к нам прилетает?

Дети:  На санях!

ПЕДАГОГ: Только где же их взять?

Дети:  построить

ПЕДАГОГ: нет материала.

ПЕДАГОГ: давайте попросим жителей Звукограда нам помочь. Чтобы сани появились, нужно правильно составить слово с помощью звуков.

/Звуковой анализ слова «сани»/.

ПЕДАГОГ: А вот и сани! Закрываем глазки и представляем, как мы садимся в сани и едем.

/Звучит музыка «Метелица»/.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся:

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

ПЕДАГОГ: Ого! Куда это мы заехали?

Дети:  Да это же «ёлочка» на нашем пути появилась!

Игра «Укрась ёлочку».

ПЕДАГОГ: Посмотрите, на ёлочке висят шишки, а на шишках написаны слоги. Вам нужно найти шишки-слоги, из которых можно составить название вашей игрушки, взять их, а игрушку, которая лежит на столе у вас, повесить на ёлку.

- Зайка-Лена, какую игрушку ты повесила? /Бу-сы/

-Мишка-Вова, а ты? /Ша-ры/ и т.д.

ПЕДАГОГ: Посмотрите, какая ёлка красивая! Ой, а на ней ещё остались шишки. Что на них написано?

Дети п. о.: По-бе-да

БУРАТИНО /грустно/: Ой, да это же название моей машины! Только я её потерял, хотите узнать, что с ней случилось?

Дети п. о.:  Да.

БУРАТИНО: Тогда я буду рассказывать, а вы мне помогайте.

Игра «Что случилось с буквами»

(на доске слово ПОБЕДА)

БУРАТИНО: Еду я на своей «Победе» по лесу. Вдруг откуда не возьмись, выскочила мышка

/выходит ребёнок-мышка/

БУРАТИНО: посмотрела МЫШКА  на первую букву, похожа она на что?

Ребёнок-мышка: На ворота, турник…,

БУРАТИНО: взяла МЫШКА её с собой и потащила. Будут у меня новые ворота, новый турник.../, и убежала.

БУРАТИНО: Посмотрел, что осталось от моей «Победы»?

Дети (читают)  - ОБЕДА

БУРАТИНО: а навстречу мне Мишка идёт (выходит ребёнок-мишка)

БУРАТИНО: грустный такой и жалуется: «Нет у меня сегодня…

Обеда - подсказали буквы.

БУРАТИНО: Верно! Посмотрел на букву «О» и решил, что она похожа на…

Ребёнок-мишка:  обруч (кольцо…). «Возьму с собой букву «О - сделаю себе бочку».

БУРАТИНО: А за Мишкой на лужайку Зайчик выскочил и прямо к машине.

(выходит ребёнок-зайчик)

БУРАТИНО: Вдруг страшное слово увидел

Ребенок-зайчик:  Беда. «Ой, где беда?»

БУРАТИНО: Зацепилась она за лапку. А Зайчик в лес умчался.Прибежал Волк. Вкусное слово увидел:

Ребенок-волк: «Еда».

БУРАТИНО:«Верно, еда. И еда есть, только кушать нечем» - посмотрел на «Е» и подумал…

Ребенок-волк: «БукваЕ похожа на вилку».

БУРАТИНО:  побежал волк дальше и вилку с собой забрал.

Тут Лиса прибежала, сказала обиженно: «Неправду говорят, что я хитрая. Разве я хитрая?» А буквы ей…

Ребенок-лиса: «Да!».

БУРАТИНО:  Разозлилась лисичка, схватила букву «Д» и убежала. Посмотрел я на букву «А» - стоит она одна-одинёшенька, плачет. Летел мимо Аист, увидел буква «А» и забрал её. Только я не понял зачем.

Дети: Аист начинается со звука «А», у «А» такие же длинные ноги, как у Аиста.

БУРАТИНО(грустно):  Вот что случилось с моей «Победой».

ПЕДАГОГ: Ребята, как  можно помочь  Буратино найти его «Победу»?

Дети п. о.: найдём всех, кто унёс буквы, и попросим вернуть их на место.

/Ребята-зверята возвращают буквы на место/.

/Появляется машина/.

ПЕДАГОГ: А вот и твоя «Победа», Буратино!

БУРАТИНО: Ура! Спасибо, ребятки-зверятки за помощь! Теперь я не буду опаздывать к вам на занятия.

ПЕДАГОГ: Ну что ж, раз всё так хорошо закончилось, давайте отправляться дальше! Куда мы с вами ехали?

Дети: К Деду Морозу.

/Входит Дед Мороз/.

ДЕД МОРОЗ: Здравствуйте все-все! Нашли вы дорогу ко мне, молодцы! Знаю, знаю, зачем вы ко мне спешили. А Буратино с вами дошёл?

Дети: Да, дошёл!

ДЕД МОРОЗ: Хорошо! Чему вы смогли его научить, откройте секрет.

/Дети читают заранее приготовленные стихи/:

1.Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

2.Мы с доски не сводим глаз

А учитель учит нас.

3.Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки,

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

4.Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребёнка баюкать.

5.А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь!

6.С-с-с – змеиный слышен свист,

Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.

7.Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат,

Р-р-р – моторы тарахтят.

8.Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

«БУ» и «РА», а вместе  - «БУРА» -

Ничего я не пойму.

«ТИ» и «НО», а вместе – «ТИНО»,

Да добавим «БУРА» -

Получаем «БУРАТИНО».

9. Если слоги встанут рядом

Получаются слова.

Все вместе: Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, считать,

И постепенно, понемногу

Мы научились всё читать.

ДЕД МОРОЗ: Молодцы! Порадовали меня. За то, что вы такие умные, дружные, я всех приглашаю на праздник и вот вам пригласительные билеты. Я вам буду отдавать приглашения, а вы снимите маски, чтоб я смог разглядеть какие вы ребятки, а не зверятки.

/Вручение пригласительных билетов под музыку/.

ДЕД МОРОЗ: До встречи на празднике! А Буратино я возьму с собой, такой помощник мне нужен. До свидания!

БУРАТИНО: Ребята, я к вам вернусь, вот только Деду Морозу помогу и сразу вернусь.

/Дед Мороз уходит и забирает с собой Буратино/.

ПЕДАГОГ: Ну что ж, ребята, и наше путешествие подошло к концу. Мы выполнили желание Буратино – попасть к Деду Морозу, и мы с вами помогли ему в этом. А о своих желаниях вы Деду Морозу напишите. Я думаю, что если вы очень, очень этого захотите, то и ваше заветное желание исполнится. До свидания!

/Дети выходят из зала/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: «Путешествие со Смешариками в город «Всезнайск».

1. Закреплять знания и умения производить звуковой анализ слов, проставляя ударения.2. Закреплять умение высказывать предложения с применением пройденных правил.3. Продолжать совершенствовать на...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие с обезьянкой Бамби».

Программное содержание:1.    Упражнять детей в правильном и четком произношении звука (Б) и (Бь);2.    Закрепить произношение звука в словах, фразовой речи, развивать дли...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема "Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь".(подготовительная к школе группа).

Активизируется словарь детей по теме "Город Иркутск". Дети придумывают слова - родственники к слову "город"; Дифференцируют звуки "Р-Рь";Придумывают существительные с уменьшительно-ласкательным значен...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема:"Путешествие на самолёте в волшебную страну.Звуки Л-Ль".

Автоматизируются звуки "Л-Ль" ; дифференцируются звуки "Л-Ль" по твёрдости-мягкости; дети учатся согласовывать слова-предметы  со словом "голубой"; образовывают слова с противоположным значением...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: "Путешествие в Африку.Звуки Р-Рь".

Закрепляется лексический материал по теме "Животные жарких стран"; автоматизируются звуи Р-Рь; дети определяют позицию звуков Р-Рь в словах; дифференцируют звуки Р-Рь по твёрдости-мягкости; употребляю...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: " Грамотеи"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: " Грамотеи"...