Занятие по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме
"В тереме расписном, я живу, гостей к себе позову..." развитие речи черз народный фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
КОНСПЕКТ
непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе
ТЕМА:
«В ТЕРЕМЕ РАСПИСНОМ Я ЖИВУ, К СЕБЕ В ИЗБУ ВСЕХ
ГОСТЕЙ ПРИГЛАШУ…».
Воспитатель:
Ушхвани С.М
ТЕМА: «В ТЕРЕМЕ РАСПИСНОМ Я ЖИВУ, К СЕБЕ В ИЗБУ ВСЕХ ГОСТЕЙ ПРИГЛАШУ…»
Приоритетная образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, игры, чтение художественной литературы.
Программное содержание: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок, загадок, учить понимать обобщенное значение пословиц, поговорок, загадок. Развивать выразительность речи, мышление, память. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.
Оборудование и материал: домик, стол, самовар, ложки деревянные, платки, сарафаны, рубахи, свеча, спицы, пяльцы, люлька, кукла, магнитофон, записи русских народных песен, мультимедиа.
Предшествующая работа: знакомство, разучивание пословиц, небылиц, поговорок. Рассматривание иллюстраций с изображением одежды, утвари русского народа. Совместно с родителями сбор фотографий, посуды, одежды прошлых лет, чтение поговорок, пословиц. Подготовка слайдов.
Содержание непосредственно - образовательной деятельности:
В.: Посмотрите, ребята странные изменения произошли в нашей группе. Превратилась она в одну из деревень, которые существовало много лет назад. Давайте заглянем в этот красивый домик. (Подходим, открываем домик)
В.: Что вы здесь видите?
- ответы детей
В.: Как вы думаете, в какое время мы попали?
- ответы детей
В.: почему, вы так думаете? Что или, какие предметы, вещи вас на это подтолкнули?
- ответы детей
В.: да мы с вами попали в то время, когда жили наши прапрабабушки, прапрадедушки.
В.: Хотите узнать, как они проводили свои вечера? ...
В.: Сейчас мы узнаем, что они делали, чем занимались, какие разговоры вели. А из их разговоров мы узнаем, что такое потешки, пословицы, поговорки. Откуда появились загадки, заклички.
В.: А для этого мы с вами переоденемся в одежду того времени. (Девочки надевают сарафаны, платки, мальчики – рубахи, педагог тоже переодевается, и становиться хозяйкой).
Х.: Начнем. «Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и
Водили хоровод.
А играли как! В «Горелки»,
Ах, «Горелки» хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души!
Х.: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Прошу в избу. Проходите, будьте как дома.
Х.: На Руси уж так идет, что талантливый народ сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец. Сам блоху он подкует, дом добротный возведет. Утварь всю по дому справит, полной чашей дом тот станет.
Х.: Посмотрите, ребята, какая раньше использовалась утварь.
Х.: Как вы думаете, что такое утварь?
Д.: утварь это посуда
Рассказ о старинных вещах и сравнение их с современными.
Х.: Ухват – для доставание из печи горячего чугунка.
Х.: А как вы думаете сейчас, что используют?
Д.: сейчас такую утварь не используют.
Х.: Как вы думаете, чем сейчас в наше время мы пользуемся вместо чугунка и ухвата?
Д.: сковородка с ручкой или специальный маленький держатель
Показ слайда с изображением старинной утвари и современной посуды
Х.: Это чугунок – для приготовления пищи в печке.
Х.: А сейчас как вы думаете, что?
Д.: сейчас это кастрюля
Показ слайдов с изображением чугунка и кастрюли
Аналогично рассматривается: самовар, утюг, стиральная доска и т. д.
Х.: Проходите, садитесь: «Красному гостю – красное место», «Сядем рядком, да поговорим ладком!», «В тесноте, да не в обиде ».
Х.: Вот ребята, пока мы рассаживались по местам, я уже много поговорок сказала, повторите, кто запомнил?
Ответы детей
Давайте вместе:
- «В тесноте, да не в обиде»
Х.: Скажите, как вы её понимаете?
Ответы детей
Х.: издавна дома были маленькие, и если собиралось много народу, было тесно, но зато все были вместе: пели, плясали, шутили
Х.: Вот так после трудового дня собирались люди, вели разговоры о проделанной работе. И мы с вами поведем разговор
Х.: Какое сейчас время года?
Д.: сейчас время года осень
Х.: Что делают люди на полях, садах?
Д.: на полях и в садах люди собирают урожай
Х.: А какая погода осенью?
Ответы детей
Х.: Правильно, часто идут дожди. Погода дождливая, а урожай собирать надо, чтобы не испортился, и запасти его на долгую, холодную зиму. И что бы остановить дожди, люди часто использовали…
- Как вы думает что?
Д.: использовали заклички
Х.: Правильно, заклички. Что такое «заклички», как вы думаете?
Ответы детей
Х.: «Закличками» призывали хорошее, в них изначально заложена просьба, желание видеть то, что призываете, поэтому они говорятся - громким голосом, призывным.
Х.: Какие вы знаете «Заклинки» о погоде?
Ответы детей
Х.: Давайте вместе призовем солнечную погоду, да скажем так, чтобы солнышко нас услышало: «Солнышко, появись! Красное, нарядись! Чтобы год от года была у нас хорошая погода!
Х.: Вот погода у нас хорошая, можно и урожай собирать, да на зиму запасать.
А какой урожай собирать, вы отгадаете сами.
1. Красный нос в землю врос, 2.Как надела сто рубах,
А зеленый хвост снаружи. Захрустела на зубах.
Нам зеленый хвост не нужен, (Капуста)
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Х.: Объясните свой ответ. (...)
Х.: А теперь вы сами продолжайте собирать урожай, загадывайте загадки.
Дети загадывают загадки
Х.: Люди из - древне замечали, наблюдали, сопоставляли предметы и явления так и появились загадки. Чтобы уберечь от нечистой силы свое жильё, семью, орудия труд, скот – люди говорили «тайным» языком. К «тайной» речи прибегали охотники, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не общепринятыми словами, а подставными словами, загадками. Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Х.: Урожай собран, заготовили все на зиму, можно и праздновать.
А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник?
Д.: праздник не может пройти без песен, плясок.
Х.: Верно, говорится: «Русская песня дух бодрит, где песня поется, там и весело живется».
Ребята, как вы понимаете эту поговорку?
Ответы детей
Х.: А теперь можно петь.
Все вместе поем русскую народную песню и водим хоровод
СЛЫШИТСЯ СТУК.
Х.: Слышите, кто – то стучится. Это небылицы в лицах сидят в теремах, да в светлицах.
Щелкают орешки, да творят насмешки. А ну, кто из вас мастер рассказать небылицу?
По желанию дети рассказывают свои небылицы.
Разыгрывают двое детей (заранее подготовленные)
-Фома, что из леса не идешь?
-Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Да, он не пускает!
Х.: Ну и небылицы, почему они так называются?
Ответы детей
Х.: Вечереет. Пора и спать. Ребята, вспомните свою кроватку… (звучит колыбельная музыка)
Х.: Давным-давно кровати были другие и назывались по-другому (показать слайды) колыбелька или люлька. В них не просто качали малышей, а напевали им песню. Вот и пошло название колыбелька.
Х.: Кто знает, как называется песня, которую поют перед сном?
Д.: песня, которая поется перед сном, называется колыбельная
Х.: Младенец ещё «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку. Древнерусское слово «убаюкивать» означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Колыбельная песня – это заговоры-обереги, они способны успокоить, уберечь, охранять.
Х.: Как вы думаете, как эта песня поется?
Д.: эти песни поются спокойно, протяжно, тихим, ласковым голосом
Х.: Давайте и мы с вами убаюкаем нашего малыша. Вот перед нами люлька с малышом, кто желает спеть ему колыбельную песню?
Дети поют по желанию, свои колыбельные песни.
Х.: Вот такие добрые песни пели своим малышам мамы, которыми они желали детям счастья, здоровья, радости! И наши с вами посиделки подходят к концу.
- А чем мы с вами говорили на наших посиделках?
- Что вспомнили?
- Что нового вы для себя узнали?
- Что вам больше всего запомнилось?
-Что вам больше нравиться загадка или поговорка? Небылица или закличка?
- Все, что вы сейчас назвали, относится к народному творчеству, придумано самим народом и предано из поколения в поколения. Вот и вы запоминайте, что узнали, старайтесь узнать ещё больше и храните, берегите и передавайте следующим поколениям.
- Посидели, повеселились, пора и честь знать. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Колыбельные песни.
Баю – баю - баюшок, Ах ты, котик серенький,
Ляжет дочка на пушок, Хвостик у тебя беленький,
На пуховую кровать. Брысь, котик, не ходи!
Будет дочка крепко спать. Мою детку не буди.
2. Загадки.
Круглая да гладкая, И зелен, и густ
Откусишь – сладка. На грядке вырос куст.
Засела крепко Покопай немножко:
На грядке… (репка) Под кустом … (картошка).
Прежде чем его мы Летом – в огороде,
Съели, Свежие, зеленые,
Все наплакаться успели. (лук) А зимою – в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?... (огурцы)
3.Небылицы.
Рано утром, вечерком, Из – за леса, из – за гор
Поздно на рассвете Едет дедушка Егор
Баба ехала пешком На буланой на телеге,
В ситцевой карете. На скрипучей лошади.
А за нею во всю прыть – Сапоги на нём с карманом,
Тихими шагами А жилетка с каблуком.
Волк старался переплыть Подпоясался дубиной,
Миску с пирогами. Опирался кушаком.
4. Заклички.
Солнышко, покажись! Месяц – дружок -
Красное, снарядись! Золотой рожок,
Выйди поскорее, Выйди на дорожку,
Будь к нам подобрее. Посвети немножко!
Сядь на пенёк,
Посвети весь денёк!
5. Переклички.
- Здорово, кума! - Ты пирог съел?
- Да на рынке была. – Нет, не я!
- Никак, глуха? - А вкусный был?
- Купила петуха. – Очень!
- Прощай, кума!
- Пять рублей дала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»
Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...
Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»
Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...