Кубики, озвучивающие душу ребенка
статья по обучению грамоте по теме
За любое методическое несовершенство, тем более любое методическое отклонение от природосообразной физиологии ребенка, наши дети расплачиваются телесно-моторным и духовно-психическим недоразвитием, а нередко и подрывом жизнеспособных сил.
Любая методика должна строиться на строгих природосообразных законах развития ребенка. Опираясь на большой личный опыт, несомненный талант и великую любовь к детям, Н. А. Зайцев выводит педагогическую технологию на уровень природосообразного методического совершенства.
...Младенец, делающий первые усилия в произнесении самого близкого и родного ему слова «мама», никогда не произносит раздельно м-а или м-а-м-а, чтобы потом соединить их в ма-ма!
В статье показана своеобразность и практическая значимость использования на занятиях принципа обучения чтению и письму с помощью методики звучащих кубиков Н.И.Зайцева.
Звучащие кубики Зайцева — это своеобразный музыкальный инструмент, с помощью которого ребенок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_internet.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
КУБИКИ, ОЗВУЧИВАЮЩИЕ ДУШУ РЕБЕНКА
За любое методическое несовершенство, тем более любое методическое отклонение от природосообразной физиологии ребенка, наши дети расплачиваются телесно-моторным и духовно-психическим недоразвитием, а нередко и подрывом жизнеспособных сил.
Любая методика должна строиться на строгих природосообразных законах развития ребенка. Опираясь на большой личный опыт, несомненный талант и великую любовь к детям, Н. А. Зайцев выводит педагогическую технологию на уровень природосообразного методического совершенства.
...Младенец, делающий первые усилия в произнесении самого близкого и родного ему слова «мама», никогда не произносит раздельно м-а или м-а-м-а, чтобы потом соединить их в ма-ма!
Наши исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные фонематические «элементики». Установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она — один из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию истощения нервно-энергетического потенциала, ситуацию ранних психических и телесно-моторных нарушений.
Вот почему мы, как и Н. А. Зайцев, настойчиво рекомендуем повсеместно отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье.
В целом складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. Звучащие кубики Зайцева — это своеобразный музыкальный инструмент, с помощью которого ребенок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество.
Методические приемы письма» рекомендуемые Н А. Зайцевым на основе огромного личного опыта, заслуживают самого большого внимания, и несомненно, расширяют любую технологию по овладению графическими навыками.
И всё же, самым важным, особым достоинством методики Н. А. Зайцева является то, что она разработана одним из виднейших в России специалистов по русскому языку. Заслуживают глубокого уважения корректность и мастерство, проявляемые автором при обращении с русским словом. Вот почему по чувствам ребенка, главная суть методики не только и не столько в звучащих кубиках Зайцева. Кубики лишь одно из проявлений его методической многогранности. Главное для меня в методике Зайцева — звенящее чистое русское слово, с помощью которого автор искусно озвучивает и облагораживает душу ребенка.
Наши таблицы в 25 раз больше, «клавиши» с расстояния в несколько метров видны и доступны восприятию даже слабовидящих, которых, из-за существующих способов обучения, в частности, становится все больше. Около 60% выпускников школы нуждаются в очках, у 85% учащихся наблюдаются нарушения осанки. Почему не помним, что сами учились читать по вывескам и крупным надписям, инстинктивно избегая напряжений зрения и угнетающей работы в сидячем положении?
Быстрые переводы глаз с объекта на объект, постоянная работа в режиме ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращение времени работы в сидячем положении, рекомендуемые В. Ф. Базарным, являются органическими составляющими наших методик в обучении чтению, и математике.
Отметим еще одну важную вещь. Сравнивая число нажатий пальцем при печатании слов на машинке или компьютере с числом «нажатий» указкой при печатании тех же слов складами, получаем такие соотношения: рыба, мясо, каша, соль, мука, кофе, пюре — 4:2 собака, корова, лошадь, курица, ворона, сорока — 6: 3; бабушка, дедушка, колбаса, конфеты, лимонад, барабан - 7:4; мороженое, земляника -— 9 : 5; туфли, кофта, шляпа, сумка— 5:3;
Как видим, письмо складами экономичнее, рациональнее и, добавим, в большей степени соответствует слуховым и произносительным ощущениям учащихся.
КА-тя, ВА-ня, ю-РА, А-ня, ЗО-я, ША-Р, КО-Т, и-РА, ю-ЛА, ДО-М, МЫ-ШЬ,
мя-ч произносятся в два явственно ощущаемых усилия речевых органов.
С-ТОЛ , П-ЛА-щ, ПА-ль-ТО, ре-ч--КА, У-ле-й, КА-ре-ТА, КУ-К-ЛА, ми-Ш-КА, С-ЛО-Н произносятся тремя усилиями речевых органов (состоят их трех складов).
МА-К-си-М, де-ДУ-Ш-КА, пе-ль-ме-ни, БУ-Б-ли-К, ЗО-ЛУ-Ш-КА , и-ГО-Л-ки,
Ке-Н-ГУ-РУ, бе-ге-МО-Т —слова из четырех складов.
МО-РО-же-НО-е, К-ЛУ-Б-ни-КА, ШО-КО-ЛА-Д-ки из пяти, ПО-Д-СО-Л-НУ-Х из шести, Т-РА-Н-С-ФО-Р-ме-Р из восьми складов.
Человек, грамотно печатающий на машинке (компьютере), и в тетради пишет так же – иначе и быть не может. Таблица 1 — «компьютер» печатающий складами, тренажер для приобретения, закрепления, автоматизации навыков грамотного письма.
ПОЧЕМУ КУБИКИ РАЗНОГО ЦВЕТА И РАЗМЕРА?
«Железные» кубики, как многие уже, вероятно, догадались — для звонких складов, «деревянные» — для глухих. Кубики со складами для гласных, естественно, должны быть «золотыми» (за многие годы ничего лучше нам, во всяком случае, придумать не удалось).
Наличие больших (для твердых складов) и маленьких кубиков (для мягких складов) отражает, в отличие от звонкости-глухости, другую важнейшую акустическую характеристику русской речи: ее двуобъемность, двутоновость, т.е. произнесение твердых складов с большим, а мягких складов — с меньшим объемом резонатора.
Положив руки на гортань и щеки, заглядывая в зеркало, произнесите, контролируя положение органов речи: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б. Челюсть низко опущена, щеки раздуваются, язык опущен и оттянут назад—в полости рта, резонаторе звуков, большой объем свободного пространства.
А теперь: бю-бё-бя-бе-би-бь. Челюсти почти сомкнуты, щеки поджаты, язык продвинут вперед и вверх, на фонетической схеме свободного пространства в полости рта — только узенькая полосочка между -языком и небом. В большой колокол бьем: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б. В маленький: бю-бё-бя-бе-би-бь. Два тона, зависящих от объема резонатора: низкий и высокий.
Подобные уклады органов речи характеризуют проговаривание всех русских твердых и мягких складов, поэтому целесообразно их размещение на блоках-кубиках разного объема.
Принципы стодвадцатипятилетней давности звукового-фонетического-фонематического анализа, являющиеся теоретической основой нынешних методик обучения чтению, нуждаются в пересмотре. «Слог реализуется не как последовательность составляющих, его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т.е. задается единым блоком команд к мышцам».
Дружеский совет.
Чем меньше будем мучить детей «звуковым анализом», тем быстрее они начнут читать. Лучше и вовсе «анализами» не занимайтесь.
Годами опрашиваю родителей, у которых рано (даже без всякой методике Зайцева ) зачитали дети. «Вы объясняли им, что такое буквы и что такое звуки? Что такое гласные и согласные? Твердые, мягкие, звонкие, глухие? Сколько в слове букв сколько звуков?
Способы обозначения твердости и мягкости согласных на письме?» Никто не объяснял, удивляются даже: «А зачем?», «Что я совсем уже?» или «Мы же не враги своему ребенку!»
Ни один четырехлетка не скажет:» За дверью послышались какие-то буквы». Все, почему то «звуки» говорят.
При поступлении на филологический факультет нужно ответить: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим». Одиннадцать лет нужно проучиться, чтобы такой мудростью овладеть.
Науки и настоящего анализа, связи фонетики с грамматикой и орфографией в наших кубиках и таблицах больше, чем во всех вместе взятых школьных фонетических материалов. Попробуйте, к примеру, Жить, Шить, Женя, Шея, Цепь, чаШКА, ПЛОщаДКА, Хочу, ищу, щуКА и т.п. кубиками или по таблицам через жы-шы, жэ-шэ-цэ, чя-щя, чю-щю написать – никак не получится, разве только самым неудобным, нерациональным способом.
Пятилетки легко выкладывают из кубиков даже такие слова, как ЖИВОТНЫе, МлеКОпиТАющие, делают это быстро и с удовольствием, обязательно поставят ударения (именно поставят, потому что кубик такой есть).
Таблицы и кубики - поются! Обучение чтению с пением оказалось – для всех учащихся без исключения – более эффективным, веселым, интересным. До некоторых детей только через пение и доберешься. Бывали такие случаи: три, четыре, пять лет молчал — потом запел, начал читать и заговорил. Не стесняйтесь сопровождать пение прихлопываниями, притопываниями, танцевальными движениями, ударами в бубен и проч. — результат еще лучше будет.
А когда же детям терминологию давать?
Только после того, как читать начнут. Ни в коем случаете раньше. Вот когда наиграются кубиками, посоставляют из них побольше слов, напишутся указкой по таблице, тогда скажем:
А вообще-то, ребята, по-научному так не говорят: «железные», «деревянные».
- А как говорят?
- 3вонкие, глухие. А вместо «большие» и «маленькие» говорят твердые и мягкие.
Мигом усвоили, потому что каждый глазами, ушами, руками уже запомнил, какого кубики объема и цвета, звенят при встряхивании или стучат.
- А вы заметили, какого цвета буквы в алфавитах?
- Синего, голубого, зеленого.
Так вот: Синие — С — Согласные,
Голубые — Г — Гласные,
Зеленые — 3-знаки
— Знаки, твердый и мягкий. На «золотых» кубиках, только гласные, на «железных» и «деревянных» — отдельные согласные или согласные с гласными, мягким и твердым знаком. Ребятам, оказывается, изъясняться «по-научному» очень нравится, и они с удовольствием переходят на предложенную терминологию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Искусство в душе ребенка"
рассказ о методе пальчиковой гимнастики...
«Воспитание души ребенка»
Консультация для родителей...
«ДОБРОЕ СЛОВО, КАК ЖИВИТЕЛЬНАЯ ВЛАГА МОЖЕТ ВЗРАСТИТЬ ДУШУ РЕБЕНКА, А ЗЛОЕ ГЛУБОКО РАНИТЬ ЕЕ».
Поиск духовного возрождения России актуален.Он возможен только с помощью опыта православной педагогики , где ясно просматривается образовательная духовно-нравственная модель.В воспитании должна соблюд...
"Воспитание души ребенка" Консультация для родителей
Информация для родителей (на стенд либо в папку - передвижку)...
Опыт работы по речевому развитию («Кубики, озвучивающие душу ребенка» по методике Н.А. Зайцева)
По ФГОС каждый ребенок должен получить качественное дошкольное образование, а оно в свою очередь должно обеспечить психологическую готовность ребёнка к школе. По стандарту в детских дошкольных учрежде...
Семинар-практикум для родителей "Кубики, озвучивающие душу ребёнка"
Семинар-практикум для родителей...
Семинар-практикум для родителей «Кубики, озвучивающие душу ребенка».
Актуальность: Согласно ФГОС, речевое развитие включает в себя ряд очень важных задач: • Обогащение активногословаря; • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...