«ДОБРОЕ СЛОВО, КАК ЖИВИТЕЛЬНАЯ ВЛАГА МОЖЕТ ВЗРАСТИТЬ ДУШУ РЕБЕНКА, А ЗЛОЕ ГЛУБОКО РАНИТЬ ЕЕ».
статья (старшая группа) по теме
Поиск духовного возрождения России актуален.
Он возможен только с помощью опыта православной педагогики , где ясно просматривается образовательная духовно-нравственная модель.
В воспитании должна соблюдаться историческая преемственность поколений.
Необходимо помочь родителям осознать, что в семье должны охраняться передаваться православные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственные за воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Гурьева Н.А., Детский сад № 17 «Золотой ключик».
«ДОБРОЕ СЛОВО, КАК ЖИВИТЕЛЬНАЯ ВЛАГА МОЖЕТ ВЗРАСТИТЬ ДУШУ РЕБЕНКА, А ЗЛОЕ ГЛУБОКО РАНИТЬ ЕЕ».
Меня глубоко затронула эта тема. Моя профессия и жизненный опыт дают возможность выразить свое мнение. В воспитании детей прямо или косвенно принимают участие все взрослые. Но основная ответственность, конечно, лежит на родителях. Знаток русского слова В.И. Даль сказал: «не учили, покуда поперёк лавочки ложился, а вовсю вытянулся – не научишь»
Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные, юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть. Поэтому родители должы быть такими, какими они хотят видеть своих детей. Они должны учить примером своей жизни.
То, что мы заложим в душу ребенку сейчас, проявится позднее, станет его жизнью, жизнью семьи и общества. Семья и дом – самое ценное для человека. Поэт Н. Клюев писал, что «изба – светилище земли, с запечной тайною и раем. Изба – питательница слов тебя взрастила не напрасно: для русских сёл и городов ты станешь радуницей красной.»
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаженное представление о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
А почему?! Мы теряем свою культуру, свои традиции. Налицо хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, кризис в отечественном образовании и воспитании.
Где выход?! В действии, в воздействии словом! Но каким?
Свою не полностью осознаем мы силу,
Что каждый день творим добро и зло.
Кого-то злое слово погубило,
А доброе кого-нибудь спало.
Именно в языке запечатлен опыт и история народа, морально-этические, социально-эстетические и воспитательные идеалы. Язык отражает характер народа, историю его движения.
Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу – родной язык, остались бессмертными.
И это книги наших уважаемых, но забытых классиков литературы. Это бесценное народное творчество. Пословица лаконична, каждое слово весомо, ёмко, точно с обобщающим смыслом:
«Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает»;
«Красно поле пшеном, а беседа умом»;
«Острое словечко колет сердечко»;
«Где слова привета, там улыбка для ответа».
Владимир Иванович Даль, великий труженик-собиратель русской речи и народных пословиц, был убежден, что «словестная речь человека – это дар Божий, откровение: доколе человек живет в простоте душевной, доколе у него ум за разум не зашел, она проста, пряма и сильна…»
Ребенок, лежащий еще поперек кровати, уже впитывал в себя народную мудрость через слушанье колыбельных песен:
«Я тебе качаю,
Тебе величаю.
Будь счастлива, будь умна.
При народе будь скромна…»
Александр Сергеевич Пушкин – это величайший светило языка. Усердный ревнитель его красоты, простоты и чистоты.
Он воспитан был на тех же народных сказках своей няни. Вот он пример воспитания, словом добрым. Я очень люблю А.С. Пушкина и, перечитывая в зрелом возрасте «Евгения Онегина», испытывала необычайный восторг и наслаждение от прочитанного. Под этим впечатлением написала стихи:
О, как приятен слог поэта.
И эта вот строка и эта .
Все мило, живо, глубоко.
Читать сей стих совсем легко!
Слова крепки, верны, красивы.
Глубокомысленны призывы
К добру и счастью на земле.
Попробуй, возрази ка мне.
И в сей поток я окунаюсь
Тону, плыву и наслаждаюсь
Поэзией – живой водой.
Спасибо, Пушкин, милый мой!
Своим детям я с раннего детства читала стихи и пела песни. Моя старшая дочь, в возрасте трёх лет, знала наизусть «Письмо Татьяны к Онегину».
А став взрослыми, услышав знакомую песню, говорили: «Мама, это твоя песня!».
Так называемая «народная» педагогика тесным образом связывалась с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека, имела основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящем в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, справедливым, целеустремленным.
Россия всегда была оплотом православия, имела сильные семейные традиции. Нравственность и христианство проявляются благотворительностью, почитанием к родителям, и старшим, формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, общее физическое и психологическое развитие.
Поиск духовного возрождения России актуален.
Он возможен только с помощью опыта православной педагогики , где ясно просматривается образовательная духовно-нравственная модель.
В воспитании должна соблюдаться историческая преемственность поколений. Необходимо помочь родителям осознать, что в семье должны охраняться передаваться православные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственные за воспитание детей.
Приведу пример общения мамы с ребенком в настоящее время.
Малыш внимательно рассматривал в траве что-то, а потом топал ножкой и торжествующе кричит: «Все, больше не ползет! От жука осталось только мокрое место!». Мама негодующе кричит: «Если ты еще так поступишь с жуком, я тебе руки и ноги повыдергиваю!». Сын испугался и громко заплакал.
Я думаю, мальчик заплакал здесь не из жалости к жуку, а из жалости к себе, от грубых слов мамы.
Стремясь воспитывать в детях добро, иные люди делают это не умело, как эта женщина, которая пообещала «вырвать сыну руки – ноги».
Она, наверное, убеждена, что учит малыша быть добрым. Но настоящая угроза вызвана только временный испуг и, оставшись один, он поступит так же.
К сожалению, не все родители задумываются, как воспитывать в детях истинное чувство добра, пытливой любознательности к окружающему миру.
Здесь поможет методы воспитания детей известного педагога В.А. Сухомлинского. Он утверждает это словом и делом, что природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания: «Чтобы осмыслить каждый яркий образ – наглядный или словестный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.
Сказки, считал Сухомлинский, это формы общения с природой. В сказке ребенок может подняться до поэтических обобщений, постигает богатство лексики, поучается выражать в словах свои мысли и чувства.
Василий Александрович утверждает: «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чувственность и человеческому несчастью, горю страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Первоначальный этап идеального воспитания так же проходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощается в ярких образах.
Наслаждаться мудростью Сухомлинского можно бесконечно. Пара перейти к нашей жестокой действительности.
Именно жестокостью я называю выступление современных ораторов: ведущих теле- и радио-передач.
Их речь несет разрушительное воздействие на сердца людей, особенно детей. Они засоряют словами-паразитами (клево, классно, супер и т.д.), даже открыто используется нецензурная брань. Это крайне возмутительно и недопустимо.
Горько слышать, как родители, расставаясь с детьми утром в приемной детского сада говорят ребенку: «Пусть у тебя сегодня будет все клево! Дай сдачи тем, кто тебя обижает! Удачного дня!».
Удача – это слова «давать, дали». Так надо научить ребенка сначала отдать свою меру добра, а потом ждать ответного.
Вот она народная мудрость «Что посеешь, то и пожнешь».
Уважаемые родители, любите детей настоящей любовью! Давайте им наставление быть добрыми, внимательными, заботливыми по отношению к окружающим.
Василий Шукшин – истинный знаток русского православного бытия, неподражаемый знаток слова, писал о своём народе – воспитателе:
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку».
В заключении, я хочу привести пример воспитания сына, мудрым, терпеливым отцом, из одной христианской притчи. Спокойно, без нареканий, он использовал практический, игровой метод, который помог мальчику избавиться от дурного характера, но и научил истинному владению словом.
«Жил-был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и повёл к забору – ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что–нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический.»
Родной язык, русская речь, образные слова и выражения – это вечные ценности, абсолютное добро, вобравшее мудрость народную. И каждый из нас ответственен за родной язык, за этот бесценный дар – уникальный «инструмент», самое главное и важное в жизни человека.
Помните?! «В начале было слово…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе детского сада по речевому развитию «Доброе слово дом построит, а злое разрушит»
Цели:воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения;продолжать обогащать словарь детей вежливыми и добрыми словами;способствовать проявлению своей индивидуальности;фор...
Логопедическое развлечение "Доброе слово согревает душу" по духовно-нравственному развитию.
Формирование у детей доброжелательного отношения у окружающему миру, близким людям, друг к другу....
Конспект ООД "Доброе слово лечит, а злое калечит"
Конспект ООД "Доброе слово лечит, а злое калечит"...
конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....
Конспект этической беседы " Как много слов прекрасных - волшебных добрых добрых слов"
Особенные слова...
ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО: КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ
Нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме. Атмосфера тепла и заботы способствует формированию у ребенка чувства безопасности и уверенности в своих силах. Как же выстроить свое общение с детьми,...