Занятие по обучению грамоте в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Наздрачева Светлана Владимировна

Дать понятие "Буква", "Звук", гласный, согласный (твердый, мягкий).

Умение делить слова на слоги.

Составлять предложения, опираясь на слова, предложенные воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_obucheniyu_gramote.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «Детский сад «Морошка»

Воспитатель Наздрачева С.В.

Цели: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);

            умение делить слова на слоги; составлять предложения, опираясь на слова,  

            предложенные  воспитателем.

1. Перед вами дом и  этот дом не простой, а волшебный, в нем поселились буквы. У каждой буквы есть свое окошечко, своя квартира.

- На самом верхнем этаже живут очень интересные жильцы: они носят красные кафтаны и красные сарафаны, у них очень громкий голос, они голосистые. Эти жильцы каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь. За то, что у этих жильцов громкий голос, их  назвали  гласными.

                    Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный

2. Немножко ниже этажом живут другие жильцы: они носят синие кафтаны и синие сарафаны. Они немножко обижены на жильцов, живущих этажом выше. Им тоже хочется жить в удобных, светлых и теплых квартирах. И они даже захотели поссориться с красными жильцами и выселить их из их квартир. Но когда их попросили спеть так же громко и долго, как это делали красные жильцы, они не смогли. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные.

И синие жильцы согласились с тем, что они должны жить этажом ниже, чем гласные.  

За это их назвали согласными.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?

- Буква - это то, что мы с вами видим, пишем или читаем (показывает). Вот это все буквы.

- Звук мы произносим.

3.- Я вам загадаю загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет

Кур крадет (Лиса).

- Я предлагаю разобрать слово «Лиса»

- Но в начале вспомним, какие бывают звуки?

(Согласные, гласные).

- А  какие бывают согласные звуки?

(Твердые, мягкие)

-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные  звуки?                  

                      (Синими).

- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?

 (Зелеными).

- Какими фишками мы обозначаем гласные  звуки?

 (красными).

4. Воспит. Посмотрите на картинку. Кто нарисован на   картинке?  «Лиса»

- Что обозначают клеточки.

- Сколько звуков в слове «Лиса»  (Четыре звука).

- Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.  (Ль)

- Какой он? (Согласный, мягкий)

- Какой фишкой обозначим? (Зеленой)

- Что мешает во рту, когда мы  произносим этот звук  (Ль). –   Язык.

- Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (И)

- Какой он? (Гласный)

- Какой фишкой обозначим? (Красной)

Когда произносим гласный звук (И) , нам  что – нибудь мешает?  (Нет ничего не мешает).

- А сейчас поищем третий звук. Какой  третий  звук в слове «Лиса».

Произнесем вместе.  (С)

- Какой он? (Согласный, твердый)

- Какой фишкой обозначим? (Синей)

- Что мешает во рту, когда мы  произносим звук (С). –  язык, зубы.

- Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (А)

- Какой он? (Гласный)

- Какой фишкой обозначим? (Красной)

Когда произносим гласный звук (А) , нам  что – нибудь мешает?  (Нет ничего не мешает).

- Сколько звуков в слове «Лиса». (Четыре звука).

- Сколько слогов в слове «Лиса». (Два слога)

- Какой первый слог (ЛИ).

- Какой второй  слог (Са).

- Сколько гласных звуков в слове «Лиса» (Два гласных звука). Назовите их. (И, А)

- Сколько согласных звуков в слове «Лиса» (Два согласных звука).  Назовите  их. (Ль, С)

5 . Физминутка

Я несчастная лиса,

Мне вцепилась в хвост оса,

Я. Бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась.

Мы тебе, лиса поможем

Мы из букв тебя вновь сложим.

6.  - Какое  слово мы с вами разобрали? (Лиса).

- Давайте с этим словом составим предложение.

- Из чего состоят предложения?     (из слов).

Короткие слова и длинные слова

7. Ребята, я совсем забыла. По дороге в детский сад  я  встретила почтальона Печкина он дал мне письмо от Незнайки. Что же там, давайте посмотрим.

Незнайка сочинил небольшое стихотворение, но что то он перепутал , нескладно получилось  у него стихотворение. Просит помощи. Послушайте, что Незнайка сочинил.

Молоко нальем в батон

По траве ползет  бидон

В печке выпекли бутон

А в саду расцвел питон.

- Железный, пустой – бидон

- Ароматный, розовый, нежный – бутон  

                          (Роза (Бутон) –не распустившая Роза.

- Свежий ,ароматный – батон.

- Длинный, пестрый – Питон.

                                 Змея (Питон)

Молоко нальем в бидон.

По траве ползет питон.

В печке выпекли батон.

А в саду расцвел бутон.

8. Перед вами три корзинки. Вам нужно выбрать картинки и распределить по корзинкам.

 В желтую корзинку -  картинки с одним слогом,

В голубую корзинку -  картинки, где есть два слога.

В оранжевую корзинку – картинки, где есть три слога.

Итог. Какое слово разбирали?

С каким словом составляли предложения?

Кому помогли ?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....