конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Хохлова Галина Васильевна

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_crr_detskiy_sad.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

 


                   МБДОУ ЦРР детский сад № 59 «Ёлочка»

                   Конспект

открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе

Воспитатель: Хохлова Г.В.

Январь 2012 года

Задачи обучающие:

- познакомить с новой буквой «Г»;
- закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких)
- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
- учить составлять предложения по схеме;
- продолжать подготовку руки к письму - проведение изогнутых линий, обводка, штриховка.

Задачи развивающие:

- развивать речь детей;
- пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов, однокоренных слов;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.

Задачи воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.

Материал: иллюстрации, сюрпризный момент, загадки, мягкая игрушка - белка, муляжи грибов, корзина, тетрадь №2 «Звуки и буквы», тетрадь по подготовке руки к письму, книга О.Ушаковой «Играем со словом», схема предложения, буква Г.

Раздаточный материал:

- звуковые карточки, карандаши цветные, карандаш простой, тетради «Звуки и буквы», тетради по подготовке руки к письму.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с грибами, беседа о съедобных и несъедобных грибах, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовка демонстрационного материала (муляжи грибов, мягкая игрушка - белка, корзинка).

Словарная работа: кузовок, лыко, выражение «Дело в шляпе».

Методические приемы:

Игровой - использование сюрпризных моментов.

Наглядный - использование муляжей, тетрадей.

Словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.

Поощрения, итог занятия.

1. Сюрпризный момент.

Белка с корзинкой грибов приходит в гости к детям, здоровается с ними и просит отгадать, что у нее в корзине. Она загадывает загадку:

И на горке и под горкой,
Под березой, и под елкой. 
Хороводами и в ряд,
В шляпах молодцы стоят.

Белка: Правильно, это грибы.

Белка выкладывает грибы из корзины и показывает детям.

2. Активизация словарного запаса - подбор родственных слов.

Белка: Ребята, а какие грибы вы знаете? (ответы детей).

- А в чем я вам принесла грибы? (в корзине).

- А как по-другому можно назвать корзинку? (лукошко, кузовок). Кузовок- это корзина для грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).

- А как бы вы сказали про маленький гриб? (грибочек).

- А как называют людей, которые собирают грибы? (грибники).

3. Знакомство с буквой Г. (Приложение 1)

Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается слово ГРИБЫ?

- Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (горы, гвоздика, гири).

- А с какого звука начинается слово ГИРЯ?

- Произнесите отдельно звуки [Г] и [ГЬ]

- Какие это звуки? (Это разные звуки твердый и мягкий согласный).

- Для двух разных звуков - твердого Г и мягкого Г - есть одна буква Г. Найдите ее на странице. (Приложение 2) .

- Возьмите соответствующий карандаш, обведите и закрасьте букву Г.

- А почему вы закрасили букву синим цветом? (это согласный).

- А теперь пропишем букву Г в тетради в первой строке через клетку.

Физкультминутка.

В лесу долго мы идем.
Скоро и грибок найдем.
Вот один, а там другой.
Унесем мы их домой.

А еще ты посмотри.
Вот их сразу целых три. 
Мы их тоже соберем.
Дальше по лесу пойдем.

В стороне растут три елки.
У них колкие иголки.
Мы под ними поискали. 
Три грибочка отыскали.

Вот хороший урожай.
Ты свой рот не разевай.

4. Интеллектуальная разминка. Все ответы должны начинаться с буквы Г.

- Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
- Какая птица своим прилетом оповещает о прилете весны? (Грач). 
- Модель Земли (Глобус).
- Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (Гроза). 
- Сестра Кая. (Герда).
- Фрукты. (Гранат, груша).
- Каша для богатырей (Геркулес).
- Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (Гласные).

5. Звуковой анализ слов ГРИБЫ. ГРИБОК. КУЗОВОК.

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях

Воспитатель: - Назовите первый звук в слове ГРИБЫ. [Г]. Какой это звук? (согласный твердый). Дети показывают синюю звуковую карточку с одной черточкой.

- Второй звук [РЬ] обозначен двумя чертами. Значит, это мягкий согласный.
- Назовите следующий звук. [И]. Это гласный. Дети показывают красную карточку с кружком.
- Какой звук стоит после [И]? [Б]. Это согласный твердый.
- А какой последний звук? [Ы]. Это гласный. 
              Г Р И Б Ы
              - = О - О 
- Сколько гласных звуков в слове ГРИБЫ?
- А сколько согласных? '
- Есть ли мягкие согласные? Назовите их. 
- А сколько твердых согласных? Назовите их. 
- Сколько слогов в слове 
ГРИБЫ?
- А сколько всего звуков в этом слове? 
- Звуковой анализ слова 
ГРИБОК вы сделаете самостоятельно.
- Слово 
КУЗОВОК анализируется совместно с воспитателем.

6. Составление предложений по схеме.

Откройте розовые тетради (Приложение 3).

Посмотрите на картинку и составьте предложение по схеме |____ _____ ____ __ _____.

Девочка собирала грибы и заблудилась.

Маша собирала грибы в лесу. (В корзину, на опушке).

Запишите схему предложения в тетради.

7. Подготовка руки к письму - проведение линий, обводка, штриховка.

Воспитатель: А как вы думаете, какие грибы собирала девочка? (съедобные)

- Какие грибы на наших рисунках? Почему вы так думаете? (Толстая, крепкая у гриба ножка).

- А что еще есть у грибов? (Шляпка).

Воспитатель: Обведем шляпку коричневым цветом и заштрихуем наклонными линиями, а ножки - светлее, обведем и заштрихуем горизонтальными линиями желтым карандашом.

8. Понимание многозначности слов.

Воспитатель: Ребята, а где еще встречаются шляпки? (У грибов, у гвоздя, у девочек).

- Шляпка – это головной убор с полями (закрывающей частью).

Чтение загадок и отгадывание их в книге «Играем со словом». (Приложение 4).

Что означает выражение «Дело в шляпе»? (Удачное завершение дела).

9. Подбор противоположных по смыслу слов.

Белка: А чтобы завершить наше знакомство с буквой Г я предлагаю игру «Скажи наоборот». Ответы должны начинаться на букву Г:

Холодный - горячий. 
Чистый - грязный.
Тихий - громкий. 
Сладкий - горький. 
Веселый - грустный. 
Молодцы, ребята!

10. Итог занятия.

Воспитатель: Что было интересного? Что вам больше всего понравилось? Белка благодарит детей, угощает их грибочками и прощается с ними.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....