Технология речедвигательной ритмики в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
консультация
Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад к презентации. | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология речедвигательной ритмики в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Физиологическая, лингвистическая и психологическая
характеристики элементов речедвигательной ритмики
(3 слайд) Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.
Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией.
(4слайд) Основные звенья речедвигательной ритмики и их характеристика:
- Развитие неречевых процессов:
слухового внимания и памяти,
пространственных представлений и навыков зрительной
ориентации на говорящего;
развитие тонкой и общей моторики, координации движений;
развитие мимической мускулатуры;
развитие произвольного внимания.
- Развитие речи и коррекция речевых нарушений:
развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;
развитие орального праксиса, просодии речи;
формирование фонематического слуха;
коррекция звукопроизношения.
(5 слайд)Средства речедвигательной ритмики:
- Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса.
2. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство
ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность
движений.
- Упражнения на развитие дыхания.
Методические приемы речедвигательной ритмики:
- Показ упражнений.
- Сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений.
- Словесная инструкция.
- Пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.
(6 слайд) Все движения речедвигательной ритмики – это относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели ( на каждом этапе своя цель).
Включение речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает ее применение в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике.
7 слайд
(8 слайд) Принципы применения речедвигательных упражнений:
- Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.
- Использование технологии речедвигательной ритмики с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.
3. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков.
По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, а затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.
(10 слайд) Планирование занятий, направленных на коррекцию звукопроизношения и формирование навыков звукового анализа и синтеза, с использованием речедвигательных упражнений
Так как данная технология используется при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике, двигательная ритмика не выделяется как самостоятельное занятие
(в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.
Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки правильного звукопроизношения. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации.
В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
Не менее важным и эффективным является применение средств речедвигательной ритмики на логопедических занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза. В данном случае речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образцы звука речи для закрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.
Применение элементов речедвигательной ритмики возможно также на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. На таких занятиях данная технология используется как один из вариантов организационных моментов и динамических пауз. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учетом индивидуальных особенностей детей.
(11 слайд) Особенности произносительной сферы детей
с общим недоразвитием речи
3-4 года – группа диагностики.
Звукопроизношение детей данного возраста характеризуется рядом особенностей: смягчение согласных, недостаточно четкое произнесение (пропуски, замены, искажения) свистящих и шипящих звуков, пропуски или замены звуков /Л/, /Р/. Вместе с тем дети этого возраста способны замечать недостатки произношения у других детей, начинают обращать внимание на собственное произношение, постепенно улучшая его, т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова.
К трем годам уже имеются предпосылки для работы над звуковой стороной языка. Именно в этот период целесообразно начинать отработку звуков речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4-5 лет . У многих детей к четырем годам не закончено формирование правильного звукопроизношения. Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих (Ш), (Ж), (Ч), (Щ), сонорных (Р), (Л) и в отдельных случаях – свистящих звуков /(С), (З), (Ц). Слуховые и артикуляционные представления ребенка о звуке не могут быть адекватными, если звук произносится неправильно. Поэтому упражнения, направленные на совершенствование фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза следует начинать на материале легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков раннего и среднего онтогенеза. Большинство детей произносит их правильно уже к трем годам. К ним относятся гласные звуки: (А), (У), (И), (О), )Ы); согласные звуки: (М), (Н), (В), (П), (Т), (К), (Б), (Д), (Г), (Х), (Ф), (С).
5-6 лет. При нормальном развитии ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка, в том числе правильным звукопроизношением. Однако при общем недоразвитии речи могут иметь место самые разнообразные нарушения произносительной сферы: от нарушения произношения отдельных звуков до грубого искажения звуковой и слоговой структуры слов.
(13 слайд)
Примерное тематическое планирование занятий по формированию правильного звукопроизношения
3-4 года. Цели занятий
1. Знакомство с органами артикуляции.
2. Развитие подвижности органов артикуляции.
3. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Развитие тонкой и грубой моторики.
6. Закрепление произношения гласных (А), (У), (О), (И), (Ы); взрывных звонких и глухих согласных (П), (Т), (К), (Б), (Д), (Г); носовых согласных (М), (Н); согласных (В), (Ф), (Х), (Й).
Примерное тематическое планирование занятий по развитию фонематического восприятия и правильного звукопроизношения
4-5 лет. Цели занятий
1. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного языка.
2. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы, направленности и длительности выдоха.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Развитие тонкой и грубой моторики.
5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Примерное тематическое планирование занятий по формированию навыков звукового анализа и синтеза
5-6 лет. Цели занятий
1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата.
2. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
4. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
14,15,16 слайд – 3этапа проведения занятий с элементами речедвигательной ритмики
17 слайд – комплекс упражнений.
18,19 слайд – фрагменты занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...
Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.
Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...
Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми
Методическая разработка...
Пособие "Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с СНР"
В данном пособии раскрывается понятие "биологическая обратная связь", подробно описаны этапы работы с целями и задачами. Рассматриваются особенности использования технологии БОС в корр...
Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5 – 6 лет с ОНР
В рамках применения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении главную роль играют игровые технологии, так как игра для дошкольников является ведущей деятельностью. В процессе...
Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
В последние десятилетия в дошкольных образовательных организациях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Создано большое количество методов и приемов устранения речев...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."
Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...