Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

            Полноценное гармоничное развитие ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

            Одной из проблем у дошкольников с ОНР является формирование фонематических процессов. Эта проблема  актуальна в современном мире, так как развитие фонематического анализа и синтеза положительно влияет на становление всей речевой системы.  

• У детей с общим недоразвитием речи отмечаются сложности как в овладении простыми, так и сложными формами фонематического анализа и синтеза, обусловленные недоразвитием фонематического слуха, фонематического восприятия, а так же недостаточной сформированностью произносительной стороны речи.

•   Работа по развитию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР имеет свои специфические особенности, которые следует  учитывать  при  организации  коррекционно-логопедической работы.

           Фонематический анализ и синтез это сложные мыслительные операции, которые у детей с ОНР появляются лишь в процессе специального обучения. Предложенная система работы позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы.

            Своевременно организованная логопедическая работа по формированию и развитию фонематической системы в целом, и фонематического анализа и синтеза в частности, является решающим фактором в предупреждении появления дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения.

    Работа по формированию у детей  с общим недоразвитием речи навыков фонематического анализа  и синтеза проводится  по   3 этапам:

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза

Схема № 1.

ЭТАПЫ

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- закрепление пройденного материала

- формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу

- формирование  понятия «звук»

2. ОСНОВНОЙ

- формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков

-- обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука в слове ( начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор слов с определённой позицией звука в слове

- выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы (модели)  слова фишками  - звуковой анализ слова, формирование умения «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез слова

-  определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели) слова

1. Подготовительный этап

 - формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по

   звуковому составу;

- формирование  понятия «звук».

2. Основной этап

- формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук

  в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение

  фишек для обозначения звуков;

- обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука

  в слове (начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор

  слов с определённой позицией звука в слове;

- выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы

   (модели)  слова фишками  - звуковой анализ слова, формирование умения

   «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез

   слова;

- определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели)

  слова.

3. Заключительный этап

- включает в себя закрепление пройденного материала.

Остановимся  подробнее  на каждом этапе.

            Подготовительный этап. Фонематический  анализ и синтез базируется на фонематическом восприятии, то есть на способности воспринимать и различать звуки речи.  У детей с общим недоразвитием речи уровень сформированности  фонематического анализа и синтеза не соответствует возрастной норме. Поэтому, прежде чем приступить к  формированию навыков фонематического  анализа и синтеза, логопед  работает над развитием фонематического восприятия и коррекцией нарушенного звукопроизношения. Эти процессы взаимосвязаны, причём ведущая роль принадлежит фонематическому восприятию: благодаря слуховому контролю собственное произношение (двигательный образ звука) ребёнок соотносит с правильным произношением взрослого.  

            Затем  дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия  «предложение», «слово», «слог», «звук».

Этапы языкового анализа и синтеза

Схема № 2.

            Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., строят схемы предложений. Далее анализируется слово, состоящее из слогов, затем слоги состоящие из звуков. В качестве основного методического приёма используется «живая модель», когда сами дети обозначают слова предложения.    

            Используемые на этом этапе упражнения:

Упражнение «Внимательные ушки».

Выделение звука [б]  из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

            Логопед даёт инструкцию: «Я  произнесу  звуки. Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».

Дидактическая игра «Чудо-дерево».

             Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Упражнение «Подними сигнал».

            Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.

            Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара,  [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.

Инструкция: «Я произнесу слово. Если вы услышите в слове звук [с], поднимите флажок, вот так».

Дидактическая игра «Узнай звук».

            Детям предлагается прослушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем:

Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит. Мышата шуршат.

Дидактическая игра «Хлоп – топ».

            Дети шагают под музыку и им дается задание: «Если вы услышите слово, которое начинается со звука [з] – хлопайте в ладоши, со звука [ж] – приседайте.

    Через несколько занятий задание усложняется - на звук [с] - подпрыгнуть.

            Основной этап. На этом этапе ведётся целенаправленное обучение дошкольников интонационному выделению звуков в слове и определению последовательности звуков в нём.

            Д.Б. Эльконин  характеризовал фонемный анализ как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчёркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. Образец такого произнесения даёт  логопед. Ребёнок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове.  Например,  ребёнок произносит: «МММАК. Первый звук – [M]» Далее ребёнок произносит слово, интонируя следующие звуки: «МАААК. Второй звук – [A]. МАККК. Третий звук –[K]».

            Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово. Что нужно, чтобы узнать звук? Всего лишь услышать его. Почему так трудно услышать отдельные звуки, из которых состоит слово? Среди детей, обучающихся в детском саду нет таких, которые не видели бы букв. А звуки до обучения очень часто вообще не существуют в сознании ребёнка. В отличие от невидимого летучего и мгновенного звука букву и увидеть можно и даже потрогать. Приступая к работе со словом, ребёнок стремится обрести опору в той его форме, которая представляется ему наиболее надёжной – буквенной. Переориентация с буквы на звук приводит не просто к ошибкам – она делает невозможным сам фонемный анализ.

            Задача логопеда  сформировать у ребёнка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, научить его выполнять определённую последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. Задача трудная, но выполнимая!

            Дети не могут овладеть фонематическим  анализом, только произнося слова вслух. Чтобы увидеть звук и материализовать его логопед использует специальные цветные фишки (квадратики жёлтого цвета) и игровые персонажи Звуковички. Звуковички живут в Стране Живых Слов и занимаются звуковым строительством. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются логопедом вместе с детьми от имени этих лингвистических персонажей. Чтобы «увидеть» анализируемое слово ребёнку предлагается карточка-схема, на которой изображён предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками-квадратиками жёлтого цвета. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. На этом этапе необходимо научить детей последовательному  интонационному выделению звуков в слове и пооперационному контролю за правильностью звукового анализа. В качестве контроля отрабатывается действие  подстановки выделенного ребёнком звука (верного или неверного) в анализируемое слово.  Например, ребёнок неверно определил первый звук в слове МЯЧ: назвал звук [M]  - твёрдый согласный. Педагог говорит: «Проверь, правильно ли ты нашёл первый звук в слове МЯЧ. Мы разбираем слово МАЧ или слово МЯЧ? Произнеси слово, выдели первый звук и послушай себя».

            Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета – жёлтого. Когда дети знакомятся с гласными звуками,  согласными твёрдыми и согласными мягкими звуками, фишки  меняются: гласные звуки обозначаются красной фишкой, согласные твёрдые – синей, а согласные мягкие – зелёной. Дети узнают, что произнесению гласных звуков ничто «не мешает» - ни губы, ни зубы, ни язык, воздушная струя выходит через рот свободно. Звуки поются, тянутся. На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Сразу вводится названия твёрдых и мягких согласных звуков. Усвоению теоретического материала и новых для детей понятий помогает  знакомство и игра  с волшебниками Страны Слов – Тимом и Томом. Тим и Том воплощают различение мягкости и твёрдости согласных звуков. Тиму соответствует зелёная фишка, Тому – синяя.    Так в соединении игровой и обучающей форм действия с условными значками (фишками) подготавливается будущее учебное действие моделирования.  Дети определяют позицию звука в слове (начало, конец, середина), подбирают слова на заданный звук с помощью волшебников Тима и Тома.            После того как воспитанники научатся делить слова на слоги, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением. Сначала дети обучаются определять ударный слог и составлять слогоударные схемы, а затем определять ударный гласный звук.  В этом детям помогает  сказочный персонаж - Ударный Мастер, который живёт в Стране Слов. Ударный гласный звук  хорошо слышен, если слово «позвать», но при этом произнести его не по слогам, а целиком. Логопед даёт образец правильного произнесения слова с подчёркнутым ударением. Можно предложить детям произнести слово быстро, тихо, шёпотом. В этом случае ударение становится ещё более различимым. Определяя ударный гласный звук, ребёнок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения в схеме. Контроль за  правильностью выполненного действия осуществляется, благодаря переносу ударения с одного гласного звука на другой, что позволяет показать детям  различительную роль ударения: перенос ударения делает слово бессмысленным или меняет его. Важно научить детей определять в слове ударный гласный звук и называть его и определять безударные гласные звуки.

            Далее  логопед обучает детей фонемному анализу: дети не только осваивают определённую последовательность операций, но и приобретают способность контролировать и оценивать свои действия. Логопед вооружает дошкольника алгоритмом звукового анализа.

            Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и дай характеристику. С этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия. После того, как ребёнок назвал нужный звук, то есть не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: гласный звук, согласный твёрдый звук или согласный мягкий звук.

            Обозначь выделенный звук. Необходима материализация действий звукового анализа. Без этого дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук  уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился.

            Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденные звуки, ребёнок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками. Ведя пальчиком вдоль составляемой схемы, и «пропевая» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом последовательное слитное произнесение звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.

            Найди ударный слог. Нахождение ударения не является неотъемлемой частью звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный звук включается в звуковой разбор.

            Последняя операция. Проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам. Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно ещё раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Сформированный способ слогоделения существенно поможет детям на начальных этапах чтения.

            Итак, этап формирования фонематического анализа предшествует этапу введения букв и обеспечивает исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме. Существенно то, что в добуквенный период обучения грамоте, воспитанники вооружаются средствами самостоятельного анализа звуковой формы слова.  

            Для детей с общим недоразвитием речи особенно важно использование дополнительной опоры в виде наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Таким образом, средством материализации неуловимой для ребёнка звуковой формы слова являются звуковые схемы слов, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте доказана Д.Б.Элькониным.

            Моделируется не только звуковое строение слова, но и строение предложения, то есть закономерности и правила  русской грамматики. Использование заместителей и наглядных моделей в обучении развивает умственные способности дошкольников. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём говорят взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

            Итак, фонематический анализ не служит исключительно практической цели – выделению фонемы, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребёнку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.

            Используемые игры и упражнения на этом этапе работы:

Дидактическая игра «Объяснялки».

Цель: учить определять наличие звука в слове, сопоставлять смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане.

            Детям предлагаются парные картинки со словами-паронимами. Они должны объяснить значение слов, определить, чем схожи слова, чем отличаются.

            Слова:  мышка-мишка, дом-сом, колено-полено, миска-маска, торт-порт.

            Использовались парные картинки со словами паронимами. 

дом-сом

 

мышка-мишка

             

торт-порт

           

Дидактическая игра «Короткое слово – длинное слово».

Цель:  учить дифференцировать слова.

            Детям предлагают по 2 предметные картинки. Название первой представляет собой односложное слово со стечением согласных, название второй – слово со сложной слоговой структурой.

            Слова: куст и стрелка, тигр и градусник, кран и кастрюля, шланг и ножницы, слон и автобус.

     Дети называют каждую картинку, говорят, какое слово звучит короче, и перечисляют в коротком слове все звуки по порядку. Затем дети могут меняться картинками. Если дети затрудняются, то предлагаются слова с более легкими по структуре словами.

слон и автобус

                 

кран и кастрюля

                     

тигр и градусник

         

Дидактическая игра «Лото».

            Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук [л]  и не имеющие его, а также цветные квадратики и квадратики с буквой Л. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук [л] и закрывают картинку квадратиком с буквой Л, и цветным квадратиком – если в слове нет данного звука.

        

Л

Упражнение  «Найди звук».

            Логопед предлагает детям прослушать рассказ и выбрать из него слова со звуком [о]. Предлагаемый текст: Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

             Следующий вариант: дети должны выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука [о]. Предлагаемый текст: Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут желтые листья. В окнах рано зажигают свет.        

Отобрать картинки  с изображением животных, фруктов, цветов, игрушек, овощей, в названии которых имеется соответствующий звук [Л] и [Л’]

                                                     

                                                                 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

                    

 Дидактическая игра «Паровоз».

            Задание: «Где ты слышишь звук: в начале, середине, конце слова». Букву нужно поставить в соответствующий вагончик. Используются картинки с буквами и изображение паровоза с вагончиками.

 Дидактическая игра «Светофор».

            Логопед называет слова, дети ставят фишки на красную, жёлтую или зеленую часть, в зависимости от того, где слышится звук.

фишки

Упражнение «Необычные цветы».

            Логопед прикрепляет на доску контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети должны выбрать только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к цветку.

 «Загадки».

            Дети должны отгадать загадку и назвать первый звук или последний звук в отгадке. (Можно использовать загадки по темам. Например: «Деревья»).

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту — в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.  (Сосна)

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)

Упражнение. По сюжетной картинке подобрать слова, в которых изучаемый звук стоит:   в начале, середине, конце слова.

Дидактическая игра «Рыболовы».

           Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума рыбок с предметными картинками, называют их и определяют место заданного звука в слове.

        

Дидактическая игра «Умные часы».

            На циферблате вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Логопед, установив одну стрелку напротив картинки, название которой состоит из трёх, четырёх, пяти звуков просит ребёнка найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

Задания для работы над сложными формами звукового анализа.

             1. Цель: учить производить звуковой анализ со зрительной опорой.

Задание: Детям предлагается картинка, название которой нужно проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Вначале даются односложные слова типа: кот, дом, лук, мак. Дети с помощью фишек заполняют схему.  Использовать предметные картинки со схемами, фишки.

   

           

2. Цель: формирование анализа без зрительной опоры.

            Детям предлагаются предметные картинки, они должны назвать слово и определить первый, второй, третий звук и уточнить количество звуков.

                        

Задания на звуковой синтез.

Игра «Собери букет».

Цель: учить объединять звуки  в слово.

Детям предлагается изображение цветов, внутри которых находятся карточки синего и красного цвета. Дети должны соединить звуки вместе, чтобы получилось целое слово.

       М                                        К                                    А

Игра «Звуки спрятались».

             Детям предлагаются цветовые карточки  синего  и красного  цвета. Логопед произносит   звуки соответственно цвету карточки и в прямой последовательности, просит назвать звуки и объединить их в слово. Какое слово получилось?

                                                                       РОЗА

   

        Р           З          О          А

           Заключительный этап.  На этом  этапе  работы у детей  формируются сложные формы формирования фонематического  анализа и синтеза. В результате систематической работы дети начинают допускать меньше ошибок, которые связанны с несформированностью этого процесса.

            На заключительном   этапе дети овладевают  фонематическим анализом и синтезом – самым сложным из всех видов анализа речевого потока, начинают лучше ориентироваться в звуковом составе слова. В результате этого, у детей формируется интерес к процессу обучения грамоте.

            Таким образом, работа на каждом из этапов предлагает успешное формирование фонематического анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Презентация: Формирование фонематического анализа и синтеза по теме «Звук И»

Данный материал решает коррекционно-образовательные задачи: закрепление навыков четкого произношения звука [и] в словах и предложениях;различение звука на слух и в произношении в слогах, словах ...

Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления:1.     Формирование фонематического восприятия2.     Развитие ...

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта

Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуко...

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.

Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп ДОУ, а также учителям - логопедам школ....


 

Комментарии

Рекомендации для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп.