Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта
методическая разработка по логопедии на тему
Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи. Особое значение при этом имеет несформированность фонематических процессов у данной категории детей, что создаёт препятствия в процессе овладения грамотой и приводит к возникновению нарушений чтения, письма и разговорной речи.
Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР 3 уровня заключаются в следующем: умение выделять и вычленять звук зависит от положения его в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда; нарушенное звукопроизношение влияет на формирование функций фонематического анализа и синтеза и препятствует овладению основами грамоты. Поэтому необходимы специальные занятия, направленные на формирование нарушенных фонематических функций. С этой целью нами был разработан комплекс коррекционно – развивающих упражнений для формирования фонематических процессов. Для определения эффективности разработанного комплекса упражнений и установления динамики в развитии фонематических процессов была обследована группа детей. В начале обследования опрос на предмет выявления состояния фонематических функций показал нарушения исследуемых процессов. Коррекционная работа строилась с учетом основных принципов, как основополагающей дисциплины любого педагогического воздействия и включала целенаправленное воздействие на все компоненты фонематической системы. Для получения положительных результатов коррекционная работа велась по следующим направлениям: формирование фонематического восприятия; развитие функций фонематического анализа; развитие фонематического синтеза; закрепление функций фонематического анализа и синтеза.
Следуя общедидактическим принципам, таким как наглядность, доступность в работе активно использовались такие средства как графические схемы, разрезная азбука, настольное лото, предметные и сюжетные картинки, полоска «Светофор», плоскостное изображение ежика. Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих ОНР, являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Их мы поселили в Звукобуквенное королевство. Путешествуя по этому королевству, дети знакомились с его жителями. Принцесса Гласа и ее пажи – гласики (плоскостные изображения гласных звуков) живут в красном замке и поют разные песенки. Слова «Гласа», «гласики», а также красный цвет одежды этих персонажей помогали детям быстро усвоить понятие «гласный звук» и запомнить признаки этих звуков. В замке сине – зеленого цвета живет принцесса Согласа. Ее пажи - согласики (плоскостные изображения согласных звуков) помогали различать твердые и мягкие согласные звуки. Согласики в синих костюмах – строгие, сердитые – твердые согласные, согласики в зеленых костюмах – веселые, ласковые – мягкие согласные. Так в сказочной, игровой форме дети знакомятся с тайнами фонемы.
При подведении результатов проведенной работы с использованием разработанного комплекса коррекционно – развивающих упражнений для формирования фонематического анализа и синтеза были обнаружены значительные успехи в овладении детьми этими фонематическими процессами.
В целом, разработанный комплекс коррекционно – развивающих упражнений имеет практическую значимость и может быть использован учителями – логопедами ДОУ при формировании фонематических процессов у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskih_protsessov.docx | 14.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта
Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи. Особое значение при этом имеет несформированность фонематических процессов у данной категории детей, что создаёт препятствия в процессе овладения грамотой и приводит к возникновению нарушений чтения, письма и разговорной речи.
Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР 3 уровня заключаются в следующем: умение выделять и вычленять звук зависит от положения его в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда; нарушенное звукопроизношение влияет на формирование функций фонематического анализа и синтеза и препятствует овладению основами грамоты. Поэтому необходимы специальные занятия, направленные на формирование нарушенных фонематических функций. С этой целью нами был разработан комплекс коррекционно – развивающих упражнений для формирования фонематических процессов. Для определения эффективности разработанного комплекса упражнений и установления динамики в развитии фонематических процессов была обследована группа детей. В начале обследования опрос на предмет выявления состояния фонематических функций показал нарушения исследуемых процессов. Коррекционная работа строилась с учетом основных принципов, как основополагающей дисциплины любого педагогического воздействия и включала целенаправленное воздействие на все компоненты фонематической системы. Для получения положительных результатов коррекционная работа велась по следующим направлениям: формирование фонематического восприятия; развитие функций фонематического анализа; развитие фонематического синтеза; закрепление функций фонематического анализа и синтеза.
Следуя общедидактическим принципам, таким как наглядность, доступность в работе активно использовались такие средства как графические схемы, разрезная азбука, настольное лото, предметные и сюжетные картинки, полоска «Светофор», плоскостное изображение ежика. Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих ОНР, являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Их мы поселили в Звукобуквенное королевство. Путешествуя по этому королевству, дети знакомились с его жителями. Принцесса Гласа и ее пажи – гласики (плоскостные изображения гласных звуков) живут в красном замке и поют разные песенки. Слова «Гласа», «гласики», а также красный цвет одежды этих персонажей помогали детям быстро усвоить понятие «гласный звук» и запомнить признаки этих звуков. В замке сине – зеленого цвета живет принцесса Согласа. Ее пажи - согласики (плоскостные изображения согласных звуков) помогали различать твердые и мягкие согласные звуки. Согласики в синих костюмах – строгие, сердитые – твердые согласные, согласики в зеленых костюмах – веселые, ласковые – мягкие согласные. Так в сказочной, игровой форме дети знакомятся с тайнами фонемы.
При подведении результатов проведенной работы с использованием разработанного комплекса коррекционно – развивающих упражнений для формирования фонематического анализа и синтеза были обнаружены значительные успехи в овладении детьми этими фонематическими процессами.
В целом, разработанный комплекс коррекционно – развивающих упражнений имеет практическую значимость и может быть использован учителями – логопедами ДОУ при формировании фонематических процессов у детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления:1. Формирование фонематического восприятия2. Развитие ...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....
Формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен материал, раскрыввющий необходимость формирование операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников....
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...