Конспект занятия "Звукобуква "Ч""
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспект занятия представляет работу по использованию наглядности при закреплении твёрдости-мягкости согласных звуков. Он является составной частью системы по закреплению данной звуковой характеристики. Издано авторское методическое пособие "Использование наглядных пособий в работе с детьми с ЗПР по закреплению твёрдости-мягкости согласных звуков". В нём представлена краткая характеристика особенностей овладения звуковым анализом детьми с ограниченными возможностями здоровья, тематическое планирование фронтальных занятий по обучению грамоте на 2 года обучения, примерные конспекты занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukobukva_ch.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Звукобуква «Ч»
Цели:
1.Закрепление мягкости непарного звука «ч». Звуковой анализ;
2.Работа над слоговой структурой слов;
3.Активизация словаря по теме «Насекомые»;
4.Развитие пространственных представлений, воображения;
5. Развитие мелкой моторики, координации движений.
Ход:
1. Объявление темы
Жил – был мальчик. Его звали дядя Фёдор. Он был чудаком и вместо тёплой квартиры в городе выбрал деревню. Взял он чемодан и отправился в ……(Простоквашино) – Правильно! Там его ждут друзья: ….(Дети называют). Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нового произошло в деревне Простоквашино.
Первым мы встретили почтальона Печкина (Выставляется картина). Он сказал, что главным сегодня будет звук, который стоит в середине и его профессии и фамилии: послушайте – почччтальон Печччкин (дети называют звук). – А вы не знаете, почему у Печкина плащ зелёный? (Выслушиваем ответы детей). Приходим к выводу, что звук «Ч» всегда мягкий, даём полную характеристику звуку.
2.Работа с новым звуком, закрепление его мягкости
– Печкин спрашивает, как называется самая верхняя часть в доме под крышей. (Чердак). – Есть наш звук? (Анализ местоположения звука в слове).
Он говорит, что у наших героев там непорядок, и даже паутина появилась, посмотрите, какая. (Открывается полотно, на нём сплетённая паутина с вязаным зелёным пауком в центре). – Это мама – паучиха, а почему она зелёная? (Анализ).
–У неё разбежались «детки» – паучата. Чтобы их собрать возле мамы, нужно придумать слова со звуком «ч», а помогут нам старые вещи, которые можно встретить на чердаке. Дети называют слова: часы, чемодан, чашка, ключи, чайник, лампочка и т.д., прикрепляя маленьких вязаных зелёных «паучков» за лапки из мягкой проволочки возле «мамы». Анализ местоположения звука в слове.
– Молодцы, помогли паучатам!
3.Развитие лексико – грамматических категорий
– Смотрит Печкин на паучков и гадает, кто же это – животные или птицы? А вы как думаете? Дети отвечают: «Насекомые».
– Правильно! Какие бывают насекомые? (ползающие и летающие). Здесь на чердаке лежат картинки с насекомыми, их тоже разместим на паутине: если насекомое ползающее, то его нужно прикрепить под паучихой, а если летающее, то над ней.
Дети размещают: бабочка, червяк, сверчок, кузнечик, светлячок, пчела, жук.
– Есть ли звук «ч» в этих словах? Во всех? (Исключают жука)
4. Развитие мелкой моторики
– А Печкин нам кричит снизу: «На огороде всю капусту грачи поклевали!» – Что можно придумать? (Дети предлагают свои варианты). – А я предлагаю сделать, отгадайте что:
«Кто, дикий и страшный, растёт среди гряд?
Ни звери, ни птицы его не едят». (Чучело)
Выставляются подносики с палочками и лоскутками ткани, тоже «найденными на чердаке». Дети выкладывают на столах чучела. – Есть наш звук в слове? Сколько?
5.Работа над слоговой структурой слова
– Посмотрите на мою картинку чучела (прикрепляю её на паутину). Сколько слогов в слове чучело? (3). – Найдите ещё слова, состоящие из трёх слогов, которые находятся на моей картинке. (Борода, перчатки, кастрюля, вороны, капуста, малина, солома, ветрячки, верёвка, огород, рубашка). – В каких словах есть «ч»?
6.Автоматизация «ч»
– Чтобы грачи и вороны больше не возвращались на огород нужно произнести стишок: – ча-ча-ча, ча-ча-ча, птицы нет черней грача,
чу-чу-чу, чу-чу-чу, я помочь грачам хочу.
чи-чи-чи, чи-чи-чи, улетайте в лес грачи!
Чей-чей-чей, там корма много для грачей!
(Проговариваем хором и индивидуально).
7. Звуковой анализ
– Какая подходит к нашим слогам из стишка, почему?
Также повесим эту карточку на паутину.
– Назовите звуки по-порядку в словах паук, грач, ручка.
8.Работа над многозначностью слова
– А почтальон Печкин не понял, про какую ручку вы говорите. Давайте объясним ему, какие бывают (Дети рассказывают по картинкам о разных ручках).
9.Знакомство с буквой. Предупреждение дисграфии
ШТ I J U I
ЧП FJЕ II
– Что делают ручкой в школе? (Пишут буквы) Нам нужно найти букву «Ч» в телеграмме, которую принёс нам Печкин. На ней много разных недописанных букв и чёрточек. Находим «ч», определяем, на что похожа буква, из каких элементов состоит, на какие буквы из «телеграммы» похожа.
10. Подведение итогов
– С каким звуком познакомились? Кто нам помогал? Вспомнить нашу прогулку по Простоквашино поможет паутина: посмотрите на неё и сразу вспомните всё, чем мы занимались. Что больше всего понравилось?
– Вы сегодня просто молодцы! Все занимались замечательно, и почтальон Печкин достал из своей сумки всем на память картинки с буквой «Ч» (из разрезной азбуки). Наклеите их в свои тетради. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....