НОД (речевое развитие) "Морское путешествие" для детей 6-7 лет с ОНР
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Козлова Наталья Васильевна

Во время морского путешествия дети знакомятся со Звуками [М], [МЬ] и буквой "М".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_itogovoe_razvitie_rechi.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по обучение грамоте

в логопедической группе

(подготовительная группа)

Морское путешествие

 

                                                                                                     Воспитатель

                                                                                                     логопедической группы №1

                                                                                                     МБДОУ д\с №16

                                                                                                     Козлова Н.В.

Цель:  

  • Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата;
  • Познакомить со звуками  [М] , [МЬ] и буквой «М»;
  • Развивать фонематический и фонетический слух, мелкую моторику рук;
  • Упражнять в слоговом анализе слов, в образовании сложных слов;
  • Воспитывать усидчивость, внимательность.

Методические приемы:  

  • игровая мотивация;
  • показ;
  • игра;
  • вопросы;
  • дифференцированный, индивидуальный  подход.

Предварительная работа:    

  • разучивание стихотворений;
  • рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Обитатели моря».

Оборудование:  

  • демонстрационное:     панно «Море»; изображения морских животных (морж, камбала, медуза, осьминог);  буквенный домик; мяч; Звуковые девочки; схема для построения – «Круг»; картинки для физминутки; панно слоговое.
  • раздаточное:     карточки с картинками на звук [М]; фасоль; фишки;  карточки с изображением медузы; карточки  с буквами и слогами; карандаши; пластилиновые пластины; бисер; аудиокассета; магнитофон.

Ход занятия

Ребята,  сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие, познакомимся с новыми звуками и с новой буквой, а еще с некоторыми обитателями моря, но для того, чтобы путешествовать по морю, необходимо быть выносливыми, смелыми и внимательными.

Поэтому перед предстоящим путешествием я предлагаю сделать небольшую разминку. Образуйте пожалуйста круг без рук (схема).  

 1.  Внимательно слушайте и составьте слово: из 2-х – одно (с мячом):

Сам летит   (самолет)

Пар везет   (паровоз)

Лед колит   (ледокол)

Звезда летит   (звездолет)

Пар ходит   (пароход)

Сам катит    (самокат)

Сам ходит    (самоход)

Луна ходит   (луноход)

Молодцы!                                                      

А кто у нас самый внимательный путешественник? Кто скажет, с какой буквой мы с вами познакомились на прошлом занятии? А давайте посмотрим, как она поживает в нашем буквенном домике? Ой, ребята, а буквы-то нет, но есть записка. Шамиль, прочитай. «Отгадайте, где я?»      

Ребята, чтобы отгадать, где спряталась буква «П», нужно прочитать слово по первому звуку. (Пила). Пойдем искать. Молодцы, вы очень внимательные путешественники, а теперь все вместе произнесем это слово. Какой звук вы слышите в начале слова? Я попрошу Вику вернуть букву в домик,  а всех остальных путешественников занять свои места на нашем корабле.

3.    Ой, ребята, а ведь я тоже с вами в морское путешествие хочу отправиться, значит и мне разминка нужна?     А я сейчас спою!    

«На море я гляжу,

Ма-мо-му!

По морю плыть хочу,

Ма-мо-му!

И вот я в лодочке,

Мя-мё-ме!

Плыву я по волне,

Мя-мё-ме!

Какой звук вы слышали чаше всего, когда я пела песенку?

А вы заметили, что звук [М] в моей песенке звучал по-разному. Сейчас я спою еще раз, а вы внимательно послушайте. А помогут мне наши звуковые девочки.

Сначала я спою с этой девочкой в синем платье.

Ма-мо-му

Ма-мо-му

Как звучал звук [М], твердо или мягко? (твердо)

А теперь спою с девочкой в зеленом платье

Мя-мё-ме

Мя-мё-ме

Как звучал звук? (мягко)

Молодцы, а сейчас  давайте  все вместе произнесем звук [М] твердо, а теперь мягко.

Настало время дать имена нашим звуковым девочкам. Как мы их назовем?

«М» и «МЬ»

Диана, расскажи пожалуйста,  что происходит с нашим ротиком, когда мы произносим звуки [М] и [МЬ].

Когда мы их произносим,

Губы сначала смыкаются

Потом размыкаются

Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта.

Кто скажет, звук [М] гласный или согласный?

А давайте обнимем горлышко и проверим звонкий он или глухой?

Звонкий (горлышко работает)

Правильно, звук [М] – согласный, звонкий он бывает твердый и мягкий. Вот почему наши звуковые девочки одели сегодня синее и зеленое платье, а на колпачках у них колокольчики и обозначать мы  будем эти звуки синим и зеленым кружками.

И так, я думаю, мы хорошо с вами подготовились к морскому путешествию и нам пора отплывать!

Нас море ждет

Нам в путь пора

Прошу в корабль детвора

И не забудь бинокль взять

Нам много предстоит узнать!

Будьте очень внимательны, мы с вами в открытом море. Кажется на горизонте появляется первый обитатель морских пучин. Приготовили бинокли! Смотрим!

Расскажи нам Вика, кто это?

Это рыба камбала,

Очень плоская она!

Что это за рыба, ребята? (камбала)

Камбала приготовила для нас задание. Положите перед собой карточку с картинками и послушайте задание. Обведите карандашом картинки, в названии которых есть звук [М]. Какие картинки вы обвели?

Молодцы, плывем дальше! Ой что-то прохладно стало, да ведь мы с вами к Арктике подплываем! Приготовили бинокли. А кто это там на льдине, расскажи нам, Шамиль?

Гордится морж усами  и острыми клыками.

Он в Арктике живет, где снег кругом и лед!

Кто это, ребята? (морж)

Положите перед собой карточки, и укажите фишкой, где находится звук [М] в слове морж  (в начале, в середине или в конце слова).

Ух как холодно в Арктике, правда? Наверное нам пора согреться, чтобы совсем не замерзнуть!

Приготовились к физминутке!

«Мы с картинками играем, по слогам их называем!

Мы руками хлопаем и ногами топаем!

 Ну, вот и согрелись! Продолжим наше путешествие! Приготовили бинокли. Интересно, кто же нас еще на пути поджидает, расскажи нам, Даша?

С ней вы, ребята не плавайте рядом,

Медуза опасна, ужалит вас разом!

Кто это, ребята? (медуза)

Положите перед собой карточки, посчитайте и укажите фасольками, сколько частей в слове «медуза»? какая первая, вторая, третья часть?

Ой посмотрите-ка ребята в бинокли, чьи это ноги и почему их так много, Наташа, расскажи?

Он морской пучины житель, вы друзья с ним не шутите!

Сразу восемь цепких ног, пустит в дело осьминог!

Кто это, ребята? (осьминог)

Скажите, в слове осьминог звук [М] твердый или мягкий? (мягкий)

Осьминог предлагает нам сделать небольшую разминку и поиграть в игру «Скажи наоборот». Я буду произносить твердо, а вы мягко (с мячом).

МА – МЯ

МО – МЁ

МУ – МЮ

МЭ – МЕ

МЫ - МИ

Молодцы! Ну вот наше путешествие заканчивается, пора возвращаться. А пока плывем обратно, вспомним, с кем мы повстречались?

Приготовили свои пальчики:

Ветер с моря задувает

И кораблик наш качает

Осьминог в воде сидит

Щупальцами шевелит

У медузы с камбалой

Дружба крепкая давно

А на льдине морж сидит

У него веселый вид!

Ой, ребята, а ведь мы совсем забыли про наших звуковых девочек, они наверное скучают, а давайте познакомим их  с родной сестричкой буквой «М».

На что похожа буква «М», скажи нам Андрей?

Вот качели буква «М»

Здесь качаться можно всем»!

Нарисуйте букву «М» пальчиком в воздухе. Из каких элементов состоит буква «М»? (из палочек). Сколько всего палочек? (четыре). Все ли палочки одинаковые? (нет, 2 длинные 2 короткие).

Ребята буква «М» приготовила для вас интересное задание. Выполним его?

Внимание, слушают задание ребята, у которых на столах карточки с красным квадратом в правом верхнем углу. Найдите и обведите карандашом букву «М».

А теперь, слушают задание ребята, у которых на столах карточки с синим квадратом в правом верхнем углу: обведите первую согласную букву, обозначающую твердый или мягкий звук соответствующим  цветом.

Молодцы! Я думаю буква «М» очень довольна, вы все справились с заданием!

Ой, посмотрите, за нами слоги по волнам бежали, они хотели, чтобы мы их прочитали! Читаем все вместе!

Какой первый звук будем петь?

АМ – УМ – ИМ       МА – МУ – МИ

А теперь нам пора поселить нашу букву в домик. Жить она будет на 4 этаже, в квартире №4. Дианочка, посели букву!

Ребята, у нас сегодня столько гостей на занятии, а давайте мы сделаем для них сюрприз, выложим букву «М» на пластилиновых пластинах.

Ребята, прежде чем порадовать наших гостей, скажите, с какими звуками мы сегодня познакомились? А с какой буквой?

Что вам больше всего понравилось? Какое задание было для вас самым сложным? Положите пожалуйста перед собой фишку, обозначающую то, как вы сегодня поработали. Вы все молодцы! Можете посмотреть на свои снимки.

И подарить свои буквы нашим гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Морское путешествие» для детей старшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9104348","at...

Конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе по физическому развитию «Морское путешествие»

Хочу поделиться опытом. Представляю вашему вниманию конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Морское путешествие»....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (математика, познавательное развитие) «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ  ЗАНЯТИЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ       (математика, познавательное развитие)       «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»...

НОД в подготовительной группе образовательная область "Познавательное развитие" Морское путешествие.

Данное занятие можно использовать как итоговое на тему : "Обитатели подводного мира"...

Конспект НООД. В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Морское приключение Капитана Врунгеля!

Конспект НООД. В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Морское приключение Капитана Врунгеля! возраст: 5-6 лет...

Развлечение с использованием нестандартного оборудования по реализации образовательной области "физическое развитие". "Морское путешествие" (Подготовительная к школе группа)

Использование нестандартного оборудования для повышения двигательной активности детей и снятия эмоционального напряжения ...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию "Морское путешествие"

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе "Морское путешествие" с использованием степ-платформ.Форма проведения: игра-путешествиеИнтеграция обра...