Развитие речи.
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.zip | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ДАТА |
1 ЧЕТВЕРТЬ | |||
1 | День знаний Скоро в школу | Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе». Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности». Дать представление о понятиях «речь», «слово», «предложение». Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к слову |
|
2 | Дети идут в школу (сюжетный рассказ) Речь.Слово.Предложение. | Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу». Закреплять понятия «речь», «слово», «предложение». Учить: - составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении; - членить слова на слоги. Познакомить со слоговым составом слова. | |
3 | К. Ушинский «Четыре желания» | Продолжать учить пересказывать текст точно, выразительно, последовательно (рассказ К. Ушинского «Четыре желания»). Развивать связную речь детей. | |
4 | Звуки в речи. Гласные и согласные звуки. | Сформировать представление уч-ся о гласных и согласных звуках | |
5 | Гласный звук [а] | Познакомить детей со звуком [а], буквой «А», «а», Учить выделять заданный звук в словах, Развивать внимание, память | |
6 | Явления природы (рассказ по предметным картинам) Ударение. | Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинам. Учить: - сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; - подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета. Д а т ь понятие об ударном слоге. Закреплять умение определять место ударения в словах. | |
Гласный звук [о] | Познакомить детей со звуком [о], буквой «О», «о», Учить выделять заданный звук в словах, Развивать внимание, память, мышление | ||
8 | Гласный звук [и] | Познакомить детей со звуком [и], буквой «И», «и», Учить выделять заданный звук в словах, Развивать внимание, память | |
9 | Осень, осень, в гости просим Гласный звук [и] | Учить: - составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; - узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении; - понимать и использовать слова в переносном значении. Продолжать учить различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, определять род предмета. Развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. | |
10 | Гласный звук [ы] | Познакомить детей со звуком [ы], буквой «ы», Учить выделять заданный звук в словах, Развивать внимание, память. | |
11 | В. Бианки. «Купание медвежат» Гласный звук [ы] | Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст (пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»). Учить: - объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте; - подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слова. Активизировать словарь: визг, треск, скрип, шорох, жужжание, хруст, звон. Продолжать учить дифференцировать понятия «буква», «звук», «гласные и согласные звуки», придумывать предложение из 2 слов | |
12 | Гласный звук [у] | Познакомить детей со звуком [у], буквой «У», «у», Учить выделять заданный звук в словах, Развивать внимание, память | |
13 | Золотая осень (рассказ по картине-пейзажу) Гласный звук [у] | Познакомить с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень». У ч и т ь описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки. Формировать умение проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях. Продолжать учить называть и различать гласные звуки в словах, придумывать слова с заданным звуком. Развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух. | |
14 | Обобщение по теме : «Гласные звуки» | Обобщить умение выделять заданный звук в словах, составлять предложения, текст по сюжетной картинке, выполнять слогозвуковой анализ слова., Продолжить работу по развивать внимание, мышления, Воспитание ответственного отношения к учебе. | |
15 | Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» | Закреплять: - умение участвовать в драматизации сказки (русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»); - знание детей о сложных словах; - умение составлять сложные слова; - знание о гласных звуках. Продолжать знакомить с понятием «предложение». Учить: - определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове, называть ударный звук; - составлять предложение, опираясь на слово, предложенное воспитателем | |
16 | Слияние согласного с гласным. Звуки [н], [н’] | Познакомить детей со звуками [н], [н’], буквой Н, н. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память | |
17 | Звуки [н], [н’] | Учить детей сливать гласные звуки с согласным | |
18 | Моя семья | Учить: - составлять рассказ по опорным вопросам на тему «Моя семья», восстанавливать деформированный текст повествовательного характера; - придумывать предложения по схеме, типу высказывания, с определенным словом. Расширять и систематизировать знания о предложениях. Развивать навыки правильного грамматического строя речи | |
2 ЧЕТВЕРТЬ | |||
1 | Звуки [с], [c’] | Познакомить детей со звуками [c], [c’], буквой C, c. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память | |
2 | Звуки [с], [c’] | Закрепить умение детей сливать гласные звуки со звуками [c], [c’] Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память | |
3 | Звуки [к], [к’] | Познакомить детей со звуками [к], [к’], буквой К, к. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память | |
4 | Мой первый день в группе Звуки [к], [к’] | Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Мой первый день в детском саду». Учить формулировать личную оценку героев, воспринимать смысл пословиц, выраженных образно. Закреплять знание о месте звука в слове. Упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением (антонимы). Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками. Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять род предмета | |
5 | Звуки [т], [т’] | Познакомить детей со звуками [т], [т’], буквой Т, т. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
6 | Лиса с лисятами (сюжетный рассказ по картине) Звуки [т], [т’] | Учить: - составлять сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами»; - отвечать на поисковые вопросы воспитателя; - выделять согласные звуки и определять глухость или звонкость этих звуков. Развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображенному, а также последующее. Закреплять умения выделять ударный звук, выполнять звуковой анализ слов, определять твердость и мягкость согласного звука | |
7 | Звуки [л], [л’] | Познакомить детей со звуками [л], [л’], буквой Л, л. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
8 | Сказка «Как ежик выручил зайца» Звуки [л], [л’ | Учить придумывать сказку на тему «Как ежик выручил зайца», давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний. Развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов. Упражнять: - в понимании многозначных слов; - в проведении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания. Закреплять умение определять род существительных, твердость (мягкость), звонкость (глухость) первого звука в слове. | |
9 | Звуки [р], [р’] | Познакомить детей со звуками [р], [р’], буквой Р, р. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
10 | Какие бывают предметы Звуки [р], [р’] | Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы (например, стеклянные и пластмассовые). Учить: - сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; - подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова. Развивать творческую деятельность способом морфологического анализа. Дать понятие о предлогах. Упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами. | |
11 | Звуки [в], [в’] | Познакомить детей со звуками [в], [в’], буквой В, в. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
12 | Зимний вечер (описательный рассказ) Звуки [в], [в’] | Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора). Учить: - придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы; - разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?», «что?». Познакомить с многозначностью слов (идет - падает снег, идет - человек). Расширить знание о словах, обозначающих предмет. Упражнять в придумывании предложений с заданным словом. | |
13 | Буква е | Познакомить детей со звуком е, буквой Е | |
14 | Зимний вечер (сравнительно-описательный рассказ) Буква е | Активизировать словарь, использованный при описании картины на прошлом занятии. Учить: - сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; - подбирать синонимы и антонимы; - отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - правильно задавать вопрос к словам, обозначающим предмет. Совершенствовать умение называть предметы женского рода. Дифференцировать собственные и нарицательные существительные. Упражнять в звуковом анализе слов. Обобщить знания и умения полученные за 2-ю четверть | |
3 ЧЕТВЕРТЬ | |||
1. | Звуки [п], [п’] | Познакомить детей со звуками [п], [п’], буквой П, п. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
2 | Зимушка-зима, зима снежная была Звуки [п], [п’] | Учить сравнивать картины «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы. Формировать эстетический вкус, умение соотносить образы с настроением в пространстве картины. Продолжать учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. Совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком. Развивать умение называть предметы мужского и женского рода. | |
3 | Звуки [м], [м’] | Познакомить детей со звуками [м], [м’], буквой М, м. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
4 | Зимние забавы Звуки [м], [м’], средний род. | Учить: - составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинам; - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; - использовать языковые выразительные средства при описании зимы. Закрепить знания о словах, обозначающих одушевленный и неодушевленный предмет. Упражнять в умении задавать вопросы, называть предметы мужского и женского рода. Познакомить с предметами среднего рода. | |
5 | Звуки [з], [з’] | Познакомить детей со звуками [з], [з’], буквой З, з. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
6 | Сказка про храброго зайца Звуки [з], [з’] | Закреплять умение участвовать в драматизации сказки «Сказка про храброго зайца». Учить: - Отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов. - подбирать прилагательные и существительные, задавать правильные вопросы; выделять в тексте слова-признаки предмета. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксом. Расширять знание о словах, отвечающих на разные вопросы. | |
7 | Звуки [б], [б’] | Познакомить детей со звуками [б], [б’], буквой Б, б. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
с8 | Л. Воронкова «Елка» Звуки [б], [б’] | Учить: - понимать идею произведения (Л. Воронкова, «Елка»). - отвечать на вопросы воспитателя, самостоятельно ставить вопросы по содержанию текста; - выделять и называть слова, обозначающие действия предмета. Совершенствовать умение детей пересказывать литературные произведения, передавать диалоги действующих лиц. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в придумывании предложений с заданным словом. | |
9 | Звуки [д], [д’] | Познакомить детей со звуками [д], [д’], буквой Д, д. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
10 | Сказка «У страха глаза велики» (пересказ) Звуки [д], [д’] | Закреплять умение выразительно пересказывать сказку «У страха глаза велики». Развивать речевые умения в образовании однокоренных слов. Учить: - составлять загадки о предметах, выделяя их существенные признаки; - подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу к заданному слову. | |
11 | Буквы Я, я | Познакомить детей со звуком [йа], буквой Я. Развивать внимание, память и мелкую моторику. | |
12 | Моя любимая игрушка Буквы Я, я | Обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбирая наиболее важные факты. Учить рассказывать последовательно, выразительно. Расширять представление о словах. Познакомить с многозначными словами, омонимами и словами, употребляемыми только во множественном числе. Закреплять умение производить звуковой анализ слова, делить слово на слоги, определять род предметов. Развивать фонематический слух | |
13 | Звуки [г], [г’] | Познакомить детей со звуками [г], [г’], буквой Г, г. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
14 | Литературный калейдоскоп Звуки [г], [г’] | Учить: - воспринимать короткие литературные произведения; - объяснять непонятные слова; - ставить вопросы к тексту, отвечать на поставленные вопросы; - подбирать слова, используя рифму; - различать простейшие случаи многозначности слов. Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами. Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом. | |
15 | Звук [ч] | Познакомить детей со звуком [ч’], буквой Ч,ч. Учить выделять заданный звук в словах, знать что звук [ч] только мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
16 | Сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок Звук [ч] | Учить: - участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок и опорным вопросам; - формулировать личную оценку поступков героев; - развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные. Развивать фонематический слух. | |
17 | Буква Ь | Познакомить детей с буквой Ь, Учить читать слова с этой буквой на конце слова, в середине слова. | |
18 | Моя мама (рассказ из личного опыта) Буква Ь | Обучать составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама». Учить: - придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал; - рассказывать последовательно, интересно, грамматически правильно по плану; - подбирать прилагательные к существительному; - на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определённым количеством слов. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме. Закреплять знание о последовательности слов в предложении. Развивать связную речь. | |
19 | Звук [ш] | ||
20 | Веточка в вазе (творческое рассказывание Звук [ш] | Учить составлять коллективный творческий рассказ, придумывать ему точное название на основе наблюдений за веточкой в вазе. Совершенствовать умения: - различать слова, обозначающие предметы, признаки, действия; - задавать вопросы к таким словами и самостоятельно их придумывать. Упражнять в выполнении звукового анализа слова | |
4 ЧЕТВЕРТЬ | |||
1 | Буква Е | Познакомить детей со звуком [е], буквой е. Учить находить эту букву в трех позициях | |
2 | Звук [й] | Познакомить детей со звуком [й], буквой й. Учить выделять заданный звук в словах Развивать внимание, память. | |
3 | Весна в изображении художников (описательный рассказ по пейзажной картине) Звук [й] | Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода». Учить: - составлять описательный рассказ по картине; - видеть художественный образ, единство содержания и языка пейзажной живописи; - правильно употреблять местоимения и предлоги в речи. Обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой. Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы. Упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывании предложений с определенным количеством слов и типом высказывания. | |
4 | Л. Толстой. «Белка прыгала с ветки на ввертку» (пересказ) Буква Ъ | Закреплять умение пересказывать литературный текст (сказка Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»). Активизировать в речи употребление сложных предложений. Обратить внимание на краткую форму прилагательных, ввести их в активный словарь. Формировать представлению букве «ь», ее месте в словах. Учить: - анализировать слова с «ь»; - составлять изложение из определенных слов | |
5 | Звуки [х] , [х’] | Познакомить детей со звуками [х], [х’], буквой Х, х. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
6 | Мой друг (рассказ из личного опыта) Звуки [х] , [х’] | Закреплять умение составлять рассказ на тему «Мой друг» из личного опыта. Развивать умение: - придумывать концовку к рассказам; - формулировать личную оценку поступков героев; - воспринимать смысл пословиц, выраженных образно. Формировать представление о букве «ь». Познакомить с ее особенностями и ее месте в словах. Учить анализировать слова с буквой «ь». | |
7 | Буква Ю. | Познакомить детей со звуком [йу], буквой Ю Учить находить звук в словах в трех позициях. Развивать внимание, память и мелкую моторику | |
8 | Мы зняем сказки (моя сказка) | Закреплять навыки составления сказки на предложенную тему; - умение проводить звуковой анализ слов, содержащих букву «ь» и мягкие согласные. Активизировать употребление в речи существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода. Развивать интонационную сторону речи. | |
9 | Звук [ц] | Познакомить детей с глухим согласным звуком [ц], буквой Ц, ц. Учить выделять заданный звук в словах Развивать внимание, память. | |
10 | Весна в городе Скороговора Звук [ц] | Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора. Воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам. | |
11 | Звук [щ] | Познакомить детей со звуком [щ],Буквой Щ,щ Учить выделять заданный звук в словах Развивать внимание, память. | |
12 | Кому сказки Пушкина не любы? Звук [щ] | Закреплять умение: - рассказывать о своих любимых книгах; - инсценировать любимые фрагменты произведений. Воспитывать интерес к художественной литературе. | |
13 | Звуки [ф] , [ф’] | Познакомить детей со звуками [ф], [ф’], буквой Ф, ф. Учить выделять заданный звук в словах, отличать твердый и мягкий звуки, Развивать внимание, память. | |
14 | Звуки [ф] , [ф’] | Закреплять умение читать слоги, слова из 2-3 слогов | |
15 | Буква Э. Алфавит. | Познакомить с буквой Э,Э Обобщить и систематизировать знания по теме «Гласные и согласные звуки.» | |
16 | Проведение итоговой диагностики | Провести обследование речевого развития детей на конец года и проанализировать результаты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...