Методы и приёмы приобщения детей дошкольного возраста к игре на музыкальных инструментах.
учебно-методический материал по музыке
Игра на музыкальных инструментах-один из видов детского исполнительства.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы приобщения детей дошкольного возраста к игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности.
Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать ребятам в занимательно-игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку, воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике.
По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально.
Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан). Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов.
В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины.
Приемы: эффективен прием подтекстовки длительностей (четвертные обозначаются слогом та-та, а восьмые ти-ти), прием прохлопывания ритмического рисунка.
Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.
Обучение детей по нотам очень трудоемко. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.
Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком.
Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона.
Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха (прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте). Использовать дидактические пособия, моделирующие движения мелодии вверх, вниз. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок бабочка и т.д. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее.
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. После того как металлофон освоен, детей обучают игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры; на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах....

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах
Консультации для родителей...

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
В статье раскрывается опыт использования сказок в обучении игре на музыкальных инструментах: особенности планирования, включения сказочных героев в совместную с детьми музыкальную деятельн...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
Материал представляет собой обобщение творческого и педагогического опыта по освоению игры на различных детских (шумовых) музыкальных инструментах....
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
В данной публикации предпринимается попытка обосновать игру на детских музыкальных инструментах, как наиболее действенную форму работы как для общего, так и для музыкального развития ребёнка в условия...
Мастер класс «Развитие фонематического восприятие у детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах»
Мастер класс посвящен проблеме развития у детей с ТНР фонематических процессов и представляет инновационный педагогический опыт по созданию и применению авторского дидактического материала...