Методы поддержки детской инициативы посредством музыки
презентация к уроку по музыке (младшая группа)
Особенность музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста состоит в том, что процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален (Н.А. Ветлугина). Музыкальные задатки у каждого ребёнка уникальны. Поэтому для одних детей музыкальные занятия легки, приятны, задания доступны, музыка доставляет удовольствие, радость. А для других детей музыкальные занятия сложны и непонятны. Здесь очень важен индивидуальный подход к музыкальному развитию каждого ребёнка, и насилие недопустимо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.54 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инициатива – (от. франц. initiative, от лат. initium – начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности,руководящая роль в каком-либо действии. Под инициативой детей понимается врожденное качество, чтобы они ни делали – это все "первый шаг", дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный период – это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Самостоятельность ребенка – это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность – это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать. Что такое детская инициативность?
Инициативный ребенок дошкольного возраста – что это значит? Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
1. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. 2. Обязательным условием взаимодействия взрослого с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность и др. 3. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. 4. Одним из эффективных средств развития инициативы детей являются игры. Разные виды игр (подвижные, интеллектуальные, коммуникативные и др.) способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важно, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми. 5. Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участие родителей в этом процессе. 6. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. 7. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, музыка, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.
Особенность музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста состоит в том, что процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален (Н.А. Ветлугина). Музыкальные задатки у каждого ребёнка уникальны. Поэтому для одних детей музыкальные занятия легки, приятны, задания доступны, музыка доставляет удовольствие, радость. А для других детей музыкальные занятия сложны и непонятны. Здесь очень важен индивидуальный подход к музыкальному развитию каждого ребёнка, и насилие недопустимо.
Одним из важнейших методов поддержки детской инициативы является слушание музыки в детском саду. Слушание музыки это один из основных путей развития творчества, эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Музыка для дошкольника не только мир радостных переживаний, но и возможность собственных творческих проявлений. В музыкальной деятельности для появления собственных творческих проявлений необходимо накопление впечатлений от восприятия музыкального искусства.
Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; - создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; - постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; - тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; - ориентировать дошкольников на получение хорошего результата; - поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий; - подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка; - побуждать к проявлению инициативы и творчества В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований
Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара. Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать?), а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и другое. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций. Таким образом, педагог должен не только продумать пособия, игры и другие материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу. Несколько подходов к решению проблемы
Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Оборудование музыкальных зон — одно из необходимых условий. В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли музыкального руководителя и воспитателя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых.
Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей. Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческая разработка "Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды"
Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и св...

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."
Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре
Содержание, формы и методы поддержки детской инициативы как средства индивидуализации гиперактивного ребенка в игре....

Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды
Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды...

«Образовательная технология «Твигис» как метод поддержки детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»
Презентация по теме: «Образовательная технология «Твигис» как метод поддержки детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»...
План поддержки детской инициативы посредством социоигровой технологии, «Сказки-Шумелки».
План поддержки детской инициативыпосредством социоигровой технологии,«Сказки-Шумелки». Социоигровая технология – это разви...

План поддержки детской инициативы посредством технологии «Скрапбукинг»
Термин «Скрапбукинг» состоит из двух английских слов: scrap (вырезка) + book (книга), в дословном переводе — «книга из вырезок». Появился он в XIX веке, когда люди делали...