Сценарий фольклорного праздника "Жаворонки весну кличут"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Чернова Мария Станиславовна

Сценарий фольклорного праздника "Жаворонки весну кличут".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Номинация – «Лучший авторский сценарий праздника, направленного на духовно – нравственное воспитание в православных традициях».

«Жаворонки весну кличут»

Весенний праздник

Чернова Мария Станиславовна

Город Заволжье, Городецкий муниципальный округ, Нижегородская область, МБДОУ «Детский сад № 45»

2019 год

2. Пояснительная записка.

Целью праздника является формирование у детей духовно – нравственных качествах и чувства сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа в процессе ознакомления с разными видами искусства.

Задачи мероприятия:

- Формировать у детей навыки лепки способом «узелок» - скатывание жгута, завязывание узелком, вытягивание, прищипывание.

- Формировать у детей умение передавать красоту внешнего вида жаворонка (с помощью украшения пищевыми продуктами – изюмом, декоративной посыпкой)

- Развивать мелкую моторику рук посредством работы с тестом.

- Знакомить дошкольников с произведениями малого устного фольклора - песнями – «закличками» - «веснянками».

- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы.

- Закреплять у детей навыки коллективной работы, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Праздник «Жаворонки» - особая, ярка живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, исторический опыт русского народа. Мероприятие посвящено празднику «Жаворонки» - встрече весны, прилёту птиц, памяти 40 святых мучеников. Данное мероприятие рассчитано на возраст детей 6-7 лет (подготовительная группа). При малочисленности детей в группах (до 12 человек) можно объединить две группы на одно мероприятие.

Проведение праздника «Жаворонки» - повод обратиться к русским традициям. В книге Анны Алексеевны Сапрыкиной (писатель, специалист в области теории и истории педагогики, мама семерых детей, кандидат педагогических наук) «Жизнь замечательных людей: шесть реальных историй» - изложены воспоминания старшей дочери великого русского мыслителя Алексея Степановича Хомякова о традиции печь жаворонков: В семье Хомяковых праздновали именины и соблюдали народные обычаи в дни церковных праздников. Так, Мария Алексеевна Хомякова вспоминала о бабушке: «Нам она давала золотые на именины и праздники, и также своим внукам от дочери, и я помню, что 9 марта, день рождения Ивана Васильевича, когда нам пекли жаворонки, и ему посылался жаворонок с запеченным червонцем».

В России издавна существовал обычай в день памяти сорока мучеников Севастийских, который празднуется 22 марта по новому стилю, лепить из теста и печь «жаворонков» - постных булочек в виде птичек. Почему именно жаворонки? Крестьяне обращали внимание на то, что поющий жаворонок то взымает ввысь, то «камнем» падает к земле, и объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц перед Богом. Жаворонок быстро устремляется ввысь, но, поражённый величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. А поднебесное пение жаворонка воспринималось людьми, как песнь славы Господу.

Реализуемая в ДОУ программа духовно – нравственного воспитания «Городецкие просторы» предполагает проведение данного мероприятия, содержание органично вписывается в содержание программы.

При реализации мероприятия есть свои особенности – в ходе праздничного действа, дети привлечены к практической деятельности – они сами готовят булочки - «жаворонки», исполняя при этом песни – заклички. И потом угощают этими булочками сотрудников детского сада, и, конечно же, угощаются и сами.

В праздник включены разные виды художественной деятельности – музыкальная деятельность, изобразительная деятельность (лепка из постного теста), а также: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

В процессе мероприятия воспитанники показывают знания о традициях русского народа, знания о празднике «Жаворонки» - «Сороки», знания произведений малого устного фольклора, умения и навыки в продуктивной деятельности – лепке, умения играть в русские народные игры, навыки выполнения правил в русских народных играх, творческие умения в украшении жаворонков. Дети приобретают умения организации рабочего места для выпекания из теста, умения изготовления традиционной выпечки, бытовые практические навыки.

В результате занятий данным видом деятельности у воспитанников могут быть развиты такие качества личности, как – целеустремлённость, желание доводить начатое дело до конца, не бояться делать ошибки, взаимовыручка, взаимопомощь, самостоятельность, чувство удовлетворения от работы, радость от результата своей работы.

3. Описание проведения мероприятия.

До начала мероприятия проводится предварительная работа. Она включает в себя:

- взаимодействие с детьми (беседа с детьми о празднике, разучивание закличек про жаворонков, весну; разучивание стихотворений про весну, птиц; разучивание русских народных игр, связанных с проведением праздника «Жаворонки – «Сороки»)

- взаимодействие с педагогами по вопросу организации и проведению мероприятия.

- взаимодействие с родителями по организации приобретения пищевых наборов для украшения жаворонков – изюм, пищевые кондитерские посыпки.

Непосредственно перед проведением праздника организуется подготовительная работа – замешивание постного теста, подготовка разделочных досок на каждого ребёнка, подготовка фартуков, головных уборов (косынок, колпаков) и перчаток на каждого ребёнка для лепки, подготовка противня для выпекания жаворонков.

Музыкальный зал разделен на несколько секторов – сектор для просмотра презентации, проведения русских народных игр, сектор для изготовления жаворонков.

Дети вместе с воспитателем приходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме. Звучит музыка (русская народная песня «Перед весной»), дети проходят в зал, рассаживаются на стулья.

Музыкальный руководитель приветствует добрых молодцов и красных девиц. Предлагает детям окунуться в традиции и обычаи русского народа. Предлагает детям к просмотру презентацию на тему праздника «Жаворонки» - «Сороки». На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел». Главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Когда испекут жаворонков, детей подзывали, им их отдавали со словами «жаворонки прилетели, на головки детям сели». Дети выбегали на самое высокое место и выкрикивали коротенькие веснянки – заклички.

Музыкальный руководитель напоминает детям, что и они знают такие веснянки – заклички и предлагает их им исполнить.

Уж вы пташечки – щебетушечки, прилетите!

Весну красную, весну тёплую принесите!

Музыкальный руководитель вместе с воспитателем предлагают и детям испечь жаворонков. Но для начала надо подготовиться к работе – вымыть руки и надеть фартуки и головной убор, перчатки. Дети вместе с педагогом выполняют все действия. Когда все готовы – дети подходят к столам. На столе уже стоит таз с подготовленным постным тестом. Дети вместе с педагогом вспоминают, из каких ингредиентов готовят тесто – именно постное – так как на праздник «Сороки» идет пост.

Объяснение способа лепки сопровождается показом. Берём небольшой комочек теста, катаем жгут. Делаем петельку, просовываем в петельку другой конец столбика и чуть её затягиваем. Получилась голова. Расправляем другой конец – это хвост жаворонка. Вставляем изюм – получаются глазки. По желанию можно украсить жаворонка пищевыми украшениями – кондитерской посыпкой. Вот и готов первый жаворонок. Полетел он на противень, смазанный маслом. Для зарумянивания жаворонок смазывают либо маслом, либо сладкой чайной заваркой. Теперь можно приступать к работе. Каждый ребёнок лепит на своей дощечке. Украшает по своему желанию. Педагоги по необходимости помогают детям. В процессе изготовления жаворонков, дети вспоминают пословицы и поговорки о весне, жаворонках:

На Русь сорок пичуг пробираются, жавороночки – к теплу.

После того, как все дети вылепили и уложили жаворонков на противень, его несут на кухню. Всё это сопровождается исполнением песенок – «закличек».

  1. Чувиль – виль - виль, жаворонушки,

Прилети к огням, принеси ты нам –

Ты весну красну, красну солнышку,

Тёплу летечку, зелен покос, уйди сухой мороз!

Чувиль – виль – виль, жаворонушки!

  1. Жаворонушки, ой дуда, дуда.

Прилетайте к нам, да, да, да.

Принесите к нам на своём хвосту,

Лето тёплое, да весну красну!

  1. Чувиль – виль – виль, жаворонушки

Прилетите к нам, принесите нам

Лето тёплое, весну красную.

Нам зима надоела, весь хлеб переела.

Чувиль – виль – виль, жаворонушки!

Дети подходят к пищеблоку, отдают противень поварам. Они ставят противень с жаворонками в духовой шкаф выпекаться. Дети наблюдают за этим. Затем снова возвращаются в музыкальный зал, поиграть да позабавиться, Весну – красну звать.

На праздники Сороки звучали хороводные песни. Собирались в кружок и запевали, потом играли, танцевали. Добрые молодцы водили хороводы вместе с красными девицами или подыгрывали им на музыкальных инструментах, забавляли шутками.  Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить весенний хоровод:

Хоровод мы заведём, да Весну – красну в гости позовём!

Дети исполняют хоровод «Ходит матушка – весна» (обр. Е Комальковой).

В заключении хоровода исполняется общая русская народная пляска на русскую народную мелодию.

Воспитатель предлагает детям дальше поиграть.

Приглашаю всех играть, весну красну забавлять.

А водящего выбирают считалочкой.

Тили – тели, птички пели

Взвились, к небу полетели.

Стали птицы гнезда вить,

Кто не вьёт – тому водить!

Проводится игра «В небе жаворонок пел». Дети стоят в кругу. Водящий «жаворонок» с колокольчиком в руке за кругом. Дети идут в одном направлении, водящий противоходом. Все поют и выполняют движения.

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине, спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт – будет счастлив целый год.

После этого, дети, между которыми остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу. После команды «Раз, два, три – беги», они бегут, оббегают круг и стараются первым взять колокольчик у водящего. Выигравший становится «жаворонком». Игра повторяется.

Детям предлагается немного отдохнуть и почитать стихотворения про птиц, весну, отгадать загадки на весеннюю тематику.

Стихотворение «Жаворонок» (В. Жуковский), «Жаворонок» (И. Никитин)

Далее проводятся игры «Построй домик для птиц» (из конструктора дети строят скворечники для птиц), игра «Птичий хоровод».

Дети становятся в круг, и все вместе выкрикивают:

Ехала торба с высокого горба,

В этой торбе хлеб, соль да пшеница.

С кем ты хочешь - с тем поделися!

Дети бегут друг к другу и образуют пары, которые, плавно двигаясь, пропевают следующие слова:

Летели две птички – ростом невелички.

Как они летели – все люди глядели.

Как они садили – все люди дивились.

Как они вставили – крепко обнимали.

Окончив песню, дети вновь становятся в круг, и всё начинается с начала.

Пока дети играют, воспитатель уходит за подносом с жаворонками, переодевается в костюм весны.

Музыкальный руководитель А пока мы веселились, играли, песни пели,

                                        И жаворонки подоспели!

Воспитатель в костюме Весны выносит поднос с испечёнными жаворонками.

Проводится фотосессия на память. Дети уходят из зала с пением закличек. В группе угощаются жаворонками, угощают сотрудников детского сада. Собирают крошечки. Выйдя на прогулку, их насыпают в скворечники, поют заклички.

На протяжении всего праздника у детей поддерживается интерес – дети с желанием лепят жаворонков, с большим нетерпением ждут их приготовления, и с большим желанием ими угощаются. Конечно же, роль ведущих на празднике очень велика.

Используемый музыкально – литературный материал выбран с учётом возрастных возможностей детей, детям он понятен, доступен. Соответствует тематике праздника.

С самого начала для детей – испечь самому жаворонка – это сюрприз. Ведь не всегда сейчас, к сожалению, родители вместе с детьми готовят. И вот этот праздник предоставляет детям такую возможность – повозиться с тестом, испечь из него своими руками жаворонков. Данное мероприятие проходит на эмоциональном подъёме. Хоть по длительности оно и занимает достаточно много времени, но оно проходит очень динамично, происходит постоянная смена видов деятельности, всегда поддерживается интерес к празднику различными моментами – играми, закличками, стихами.

4. Список рекомендуемой литературы.

1. Бордюг Н. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах. (Опыт реконструкции). – Нижний Новгород, 1993.

2.  Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. – сост. Л.Г. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др., 2010.

3. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с.

4. Мерзлякова С. И., Мерзлякова Т.П. Музыкально – игровой материал ля дошкольников и младших школьников: Наш веселый хоровод: Учеб. Метод. Пособие: В 3 вып. – М.:ВЛАДОС, 2002 – Вып. 1. – 112 с.: ноты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жаворонки весну кличут

Весеннее развлечение для детей подготовительной к школе группы, на основе русского и мордовского фольклора....

Сценарий фольклорного праздника «Весна-красна на весь свет!»

Бабушка Рассказушка. В некоторое царство, в некоторое государство пожаловала Весна. Да не та весна-обманщица, у которой солнышко вперемешку с ветром студёным, дождичком колючим и морозцем трескуч...

Сценарий фольклорного праздника "Весна красна на весь свет" для средней группы

Очень яркий  интересный  фольклорный  сценарий сценарий...

Сценарий развлечения «Жаворонки весну кличут»

Сценарий развлечения «Жаворонки весну кличут» ...

Сценарий фольклорного праздника «Весна-красна на весь свет!» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Сценарий фольклорного праздника «Весна-красна на весь свет!» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)....