МАСТЕР – КЛАСС для педагогов «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук»
материал по музыке
Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения технологией «Хор рук» (автор Т.Боровик).
Задачи:
- продемонстрировать коллегам этапы реализации технологии;
- прокомментировать эффективность применения методов в различных видах деятельности;
- отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 179 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
для педагогов
«Музыкально – педагогическая технология «Хор рук»
Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения технологией «Хор рук» (автор Т.Боровик).
Задачи:
- продемонстрировать коллегам этапы реализации технологии;
- прокомментировать эффективность применения методов в различных видах деятельности;
- отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
- фонограммы.
Дидактический материал: комплекты карточек «Сервиз для мамы», «Бабочки и цветы» - для демонстрации; атрибуты для представления композиции «Морской берег» в процессе моделирования.
Основные этапы мастер-класса:
I - теоретический блок (приветствие, введение в тему мастер-класса);
II – практический блок (демонстрация наиболее значимых приемов работы, комментарий, поэтапная отработка приемов в деятельностном режиме, имитационная игра);
III - презентационный блок (моделирование, представление творческого результата работы , подведение итогов, рефлексия).
Ход мастер-класса.
I блок – теоретический
Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.
- Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса мы хотели бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать вам эффективные методические приемы реализации инновационной технологии «Хор рук».
Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач художественно – эстетического направления требуют от музыкального руководителя поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребенка; художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; самостоятельности и творческой активности; формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создания оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка.
На первый план выходят инновационные методы и технологии, позволяющие вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни.
Так в практической деятельности педагогов ДОО находит отражение инновационная музыкально – педагогическая технология «Хор рук» (автор Т. А.Боровик - музыковед, практикующий педагог в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей, исследователь).
Данная технология направлена на развитие:
• координационной свободы движения,
• чувства ритма,
• внимания,
• ансамблевой слаженности,
• способности к двигательной импровизации.
Особенностями являются:
1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.
2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на гармонизацию психологических функций организма ребенка.
4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
7.Способствует развитию чувства ритма.
8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
9.Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
10.Развивает чувство ансамбля, умение работать в группе.
11. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.
12. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества.
13. Ведущим может быть любой взрослый, не имеющий музыкального образования, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами ДОУ в своей деятельности.
Суть технологии «Хор рук» сводится к тому, что используя различные методические приемы она подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».
II этап - демонстрационный
Цель – демонстрация методических приемов технологии «Хор рук».
Педагог. Деятельность по реализации предложенной технологии распределяется на 5 этапов:
Первый этап - слушание музыкального произведения (проза, стихотворение), беседа о его характере, музыкальном образе, пластическое интонирование (жесты, движения рук и туловища, передающие музыкальный (литературный) образ).
(все участники мастер – класса слушают музыкальное произведение)
Второй этап - работа с «одноголосием», где педагог выполняет роль дирижера, а дети роль хора. «Хор» повторяет движения за «дирижером».
(Работа с «одноголосием», все участники мастер – класса – хор, я – дирижер.)
Третий этап - по мере накопления двигательных навыков место «дирижера» предлагается занять одному из детей.
(приглашаю для работы с «одноголосием» помощника)
Четвертый этап - работа над «двухголосием». Участники делятся на 2 партии, где сначала ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый.
(участники мастер – класса делятся на две группы и выполняют роль двухголосного хора, помощник и я – дирижеры)
Пятый этап - накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
(приглашаются 2 участника мастер – класса, выполняющие роль дирижеров, все сидящие участники – двухголосных хор).
Шестой этап – использование дополнительных атрибутов, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки с прикрепленными к ним снежинками, листьями, цветами, бабочками, птицами и т. д., что способствует более глубокому восприятию музыки и развитию творческого и ассоциативного мышления.
Таким образом, в зависимости от выбранного музыкального материала, темы, сезона, сюжета, поставленных задач получаются самые разные по настроению и характеру композиции: «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек», «Оркестр», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «На морском побережье». (участники мастер - класса исполняют композицию с использованием атрибутов).
III - презентационный блок
Педагог приглашает фокус – группу для моделирования.
Задание: предлагаю вам самостоятельно поучаствовать в двухголосном хоре рук и разработать композицию «На морском побережье», применяя методические приемы, с которыми познакомились в процессе мастер – класса и предложенные атрибуты.
Подготовка фокус – группы. Показ.
Рефлексия.
Подводя итог нашего мастер класса, прошу ответить на вопросы, используя жесты рук:
Как вы считаете:
- данная технология заслуживает внимания?
- способствует приобретению знаний в процессе деятельности?
- предполагает индивидуализацию процесса обучения и социализацию детей?
- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка?
- возможно использование данной технологии в вашей деятельности?
- Данный мастер – класс оказался для вас полезным?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Цель: Демонстрация методов и приёмов формирования здорового образа жизни посредством организации интегрированных форм музыкальной деятельности....

Мастер – класс для педагогов. Внедрение методов технологии. «Кейс – технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников»
Мастер - класс для педагогов...

Мастер-класс для педагогов "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ".
Мастер-класс для педагогов "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ"....

Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...

Мастер-класс для педагогов «Применение педагогической технологии « Дети волонтёры» в дошкольной образовательной организации»
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых условиях. Современные дети, испытывают нехватку общения с родителями в связи с их постоянной занятости. Родители дают детям современные гаджеты...

Мастер-класс для педагогов «Современные педагогические технологии в процессе ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов...

Мастер- класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях...