Мастер-класс "Ранняя профориентация дошкольников"
консультация

Тимофеева Анастасия Александровна
Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
2.Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.
3. Активизировать готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

2.Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

3. Активизировать готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

В настоящее время в современном обществе возникает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. Поэтому процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Наибольший интерес для воспитанников представляет игровая технология. Игра - важнейшая составляющая деятельности школьника. «Игра ребенка – это его жизнь. Он в ней свободная, самостоятельная личность, развивающая свои силы. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений. У него их довольно только для игры» (Русский педагог Н.В. Шелгунов). Дети лучше усвоят новый материал, если предложить его в игровой форме. Сохранится интерес к обучению, концентрация внимания, исчезнет болезненная реакция на неправильные ответы, активизируется познавательная деятельность, формируется ассоциативное запоминание, развивается творческий потенциал ребенка, формируется коммуникативные компетенции, развивается самоорганизация и самоконтроль на занятии.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы я предлагаю использовать  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают ознакомление с различными  профессиональными ситуациями, которые в условиях детского сада трудно воссоздать. Например, в работе по ранней профориентации можно провести виртуальные экскурсии: "Знакомство с с/х профессиями", "Путешествие в театр" и т. д., видеоуроки Тетушки Совы, мультфильмы профориентационной направленности, видео с песенками о профессиях (игры с грузовичком Лёвой, бурёнкой Дашей) и др.  Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует современная модель обучения на данном этапе образования.

Нами широко используются мультфильмы-песенки о профессиях, сюжетно-игровые танцы («Поварята», «Пилоты», «Повар Булочка», «Мальчишкины мечты» и др.), музыкальные игры-пантомимы («Строители», «Пельмешки», «Самолет» и др.) Все эти музыкально-игровые формы опираются на принцип активности ребёнка, характеризуются высоким уровнем мотивации и определяются естественной потребностью дошкольника в движениях, а самое главное, сочетают в себе элементы игры и обучения, обладают чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности.

Особое место в ранней профориентации занимает и музыкально-театрализованная деятельность. Эта деятельность в детском саду ориентирована на развитие взаимодействия детского сада с семьёй, открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития воспитанников и их родителей. Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры, укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями. Для дошкольников музыкально-театрализованная деятельность – источник новых знаний о профессиях, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к труду, развивать трудолюбие и интерес к выбору профессии.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников - это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Использование музыкальных игровых форм по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.

Пантомима

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене

согласованно.

Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью

считалки,— «дедушка и пятеро внучат». С другой стороны — остальные дети и педагог; они будут

загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам

покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети

возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети

называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три —догони!» бегут за шнур, в свою половину

комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию.

После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они,

например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч,

подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с

воображаемыми предметами, которые они! показывали в загадках.

Игра с мячом «Кто, что делает?»

Ведущий по очереди кидает детям мяч и задаёт вопрос, на который ребёнок должен правильно ответить. Например, кто поёт, а кто танцует; кто лечит людей, а кто лечит зверей; кто шьёт, а кто варит; кто двор подметает, а кто в космос летает, кто следит за приборами, кто берёт пробы воды и воздуха?

Музыкальная игра «Поварята».

Дети встают в круг, в центре «поваренок» с ложкой, в колпаке. Дети идут по кругу и поют: «Мы веселые ребята, быть хотим, как поварята

Вкусно жарить и варить, всегда с ложкою ходить» «Поваренок» встает между двумя детьми с вытянутой рукой- 2 ребенка бегут в разные стороны, кто вперед возьмет ложку – тот и «поваренок.»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ранняя профориентация дошкольников на музыкальных занятиях Тимофеева Анастасия Александровна Музыкальный руководитель

Слайд 2

Зачем профориентация нужна в детском саду? Дошкольный возраст – подготовительный , закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Многообразие новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. Закладываются основы развития личностных качеств.

Слайд 3

Игры и обучение C D B A и нтерес к обучению, концентрация внимания . Сохраняется познавательная деятельность . Активизируется творческий потенциал ребенка, самоорганизация и самоконтроль. Развивается ассоциативное запоминание, коммуникативные компетенции. Формируется

Слайд 4

Игры и профессия Учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение .

Слайд 5

Чем связаны музыка и профориентация? Знакомство с музыкальными профессиями Развитие музыкальных способностей: слух, чувство ритма, и т.д . Музыкального восприятия. Знакомство с другими профессиями

Слайд 6

Музыка и профориентация A D C B Приобретают новые знания и умения в виде их самодеятельности и творчества. Эмоционально воспринимаемо, доступно и понятно. Оказывает воздействие на всех участников . Ф ормирует у них эстетические чувства и идеалы .

Слайд 7

Ранняя профориентация на музыкальных занятиях Мультфильмы-песенки о профессиях С южетно-игровые танцы « Поварята», «Пилоты», «Повар Булочка», « Мальчишкины мечты» и др . М узыкальные игры-пантомимы « Строители», «Пельмешки», «Самолет» и др .

Слайд 8

Музыкально-театрализованная деятельность Р азвитие взаимодействия детского сада с семьёй, открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития воспитанников и их родителей. Формирование основ театральной культуры, укрепление взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями.

Слайд 9

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ МАРШ

Слайд 10

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА Доктор Дятел (М. Пляцковский ) Доктор Дятел сел на сук, По коре стучит: тук-тук. — Вот что, дерево-рябина, — Доктор Дятел говорит, — Вы больны, у вас ангина, Потому — и хмурый вид. Вот вам сладкая микстура, Чтоб прошла температура. А для каждой вашей ветки Пропишу сейчас таблетки! Что ты шьешь лисичка? Спрашивает один ребенок, хлопая в ладоши Дочке рукавички Другой ребенок отвечает, топая ногами Чтобы в день морозный Один ребенок стоит, вытянув руки вперед ладонями вверх, другой ударяет своими ладошками по его Лапки не замерзли Второй ребенок, вытянув руки вперед ладонями вверх, первый ударяет по его ладошкам «Лисичка-портниха»

Слайд 11

«Кузнец» Играть на ложках, копытцах, палочках. Придумать, выложить, на фланелеграфе и сыграть ритмическую формулу на слова «Бум, бум, бум».

Слайд 12

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Пекарь» «Веретено»

Слайд 13

СЛУШАНИЕ Буренка Даша «Профессии» «Клоуны» Дм . Кабалевский Буренка Даша «Добрый доктор»

Слайд 14

ПЕНИЕ «Самолет» муз. Е. Тиличеева сл. Н. Найденова «Поезд» муз. Н. Метлова сл . Т. Бабаджан «Почтальон» муз. А. Самонова сл . А. Расцветниковас

Слайд 15

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ «Поварята » Дети встают в круг, в центре «поваренок» с ложкой, в колпаке. Дети идут по кругу и поют: « Мы веселые ребята, быть хотим, как поварята. Вкусно жарить и варить, всегда с ложкою ходить». «Поваренок» встает между двумя детьми с вытянутой рукой, 2 ребенка бегут в разные стороны, кто вперед возьмет ложку – тот и «поваренок.»

Слайд 16

Дети . Здравствуй, дедушка седой, с длинной-длинной бородой ! Дедушка(взрослый). Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали? Дети . Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем ! «Что мы делали не скажем, но зато сейчас покажем»

Слайд 17

«Поезд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...